Рынок уходит в тень. 30% грузовых автоперевозчиков заявили о рисках банкротства в 2025 г.
Рост ключевой ставки, увеличение лизинговых платежей и гонка за заказами привели к тому, что 70% игроков рынка автоперевозок ушли в тень. Компании экономят на налогах и платят зарплату «в конвертах»
В 2025 г. рентабельность крупных автоперевозчиков составит «минус 17%», об этом «Известиям» заявил член ассоциации «АвтоГрузЭкс», президент «Итеко» Евгений Бабаев.
Если в рейс вложено 100 руб., а на финише компания заработала 83 руб., то как раз можно говорить об отрицательной рентабельности в 17%, — отметил он.
Эксперт добавил, что власти в курсе сложившейся ситуации в отрасли, бизнес рассказал о проблемах на встрече с первым замглавы Минтранса Валентином Ивановым, которая прошла в конце ноября.
Евгений Бабаев объяснил, что в такое положение компании попали сразу по нескольким причинам:
Это и рост издержек на 11% из-за постоянно повышающейся ключевой ставки, ослабление рубля и увеличение кредитных и лизинговых платежей. К тому же ситуация развивается на фоне падения спроса на перевозки и, как следствие, снижения тарифов на 12%. В таких условиях могут работать лишь серые фирмы, которые экономят на налоговых отчислениях и страховых взносах при выдаче заработной платы.
По его словам, в борьбе за заказы нарушается режима труда и отдыха. Например, распространены экспресс-рейсы, где два водителя поочередно управляют машиной по 12 часов каждый. В итоге фура едет без остановки. Для таких схем крупный бизнес часто переводит сотрудников в статус самозанятых.
В совместном исследовании «АвтоГрузЭкс», Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro сказано, что серый сегмент рынка автоперевозок оценивается в 65–70%, официальную деятельность по грузоперевозкам ведет порядка 30–35% игроков отрасли.
Кроме того, выдачу серых зарплат практикуют более 50% транспортно-логистических компаний. Глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов уточнил, что водителям выдают реальную зарплату «в конвертах», так работодатели уменьшают страховые взносы и тем самым лишают гарантий работников.
Операционный директор ILC Александр Юрищев полагает, что отрицательная рентабельность с высокой долей вероятности приведет к банкротству ряда добросовестных перевозчиков.
Президент ассоциации перевозчиков «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов согласен с коллегами:
Рост себестоимости грузоперевозок при снижении тарифов вынуждает компании ограничивать развитие, что в перспективе приведет к уходу большинства добросовестных игроков с рынка.
Представители отрасли просят власти внести поправки в закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», чтобы перевозчиком могло выступать предприятие с водителем в штате и транспортным средством во владении. В отрасли считают, что также необходимо снизить размер НДС до 10% для транспортно-экспедиторских услуг, что исключит экономический смысл «оптимизации» НДС фирмами-нелегалами.
Ранее DK.RU рассказывал, что с 1 марта 2025 г. коммерческие перевозчики должны будут регистрироваться в специальном реестре, а также заносить в реестр грузовики. ФНС ранее отмечала, что после того как в 2009 г. было отменено лицензирование транспортных компаний, в отрасли отсутствует контроль за грузоперевозками. По данным на 2 апреля 2024 г., только 46,1 тыс. владельцев автомобилей уведомили, что занимаются перевозками, а это менее 20% от общего числа собственников. Таким образом, контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется.
При этом зарплаты в автоперевозках остаются одними из самых высоких. В зависимости от региона водители получают порядка 150–250 тыс. руб. в месяц., однако в отрасли наблюдается острый дефицит кадров и нехватка дальнобойщиков.
Как рассказывал DK.RU, объем грузоперевозок в России за 2023 г. вырос на 60% и будет расти дальше. Быстрее всех развивается сегмент доставки в маркетплейсы, при этом предложение не успевает за ростом спроса: желающих отправить груз гораздо больше, чем исполнителей, готовых его перевезти. В связи с этим растут и тарифы на перевозку груза. Внутри России цены выросли на 41,1% за 2023 г. Доставка грузов из Москвы в Санкт-Петербург подорожала на 31,9%, а в обратном направлении — на 39,3%. Наибольший рост тарифов среди популярных направлений показали перевозки из Набережных Челнов в Челябинск, где рост ставок составил 76,7%, а также в Екатеринбург, куда грузоперевозки подорожали на 72%.