«Сухой порт», импортозамещение и технологии: как будет развиваться экономика региона
Большое интервью главы Минэка Свердловской области Руслана Садыкова — о мегапроектах, самочувствии бизнеса и о том, как власти помогают местным предприятиям.
В начале декабря Заксобрание Свердловской области приняло бюджет региона на 2025 г. При его верстке за основу был взят прогноз, который разработало министерство экономики и территориального развития. В документе отражены предполагаемые показатели развития области на ближайшую трехлетку — от ВРП и оборота розничной торговли до средних зарплат. В них прослеживается положительная динамика.
Минэк в постоянном режиме мониторит экономическую ситуацию. Он также выступает координирующим органом, который, взаимодействуя с отраслевыми министерствами и муниципалитетами, обеспечивает разработку отраслевых стратегий, государственных программ и многих других документов, без которых невозможно представить развитие Свердловской области.
О том, как экономисты из правительства Свердловской области видят развитие экономики региона, DK.RU поговорил с министром экономики и территориального развития Русланом Садыковым.
По мере прочтения интервью вы узнаете:
- чем отличалась работа экономистов 100 лет назад от той, которая ведется сегодня;
- почему работу некоторых отраслей экономики нужно планировать на несколько лет вперед;
- как и за счет чего будет расти промышленность региона в ближайшие три года;
- из каких компонентов состоит проект «Сухой порт»;
- как планируют обеспечить выход из Екатеринбурга к арктическим портам Ямала;
- что спровоцировало дефицит кадров, и изменится ли ситуация в ближайшие годы;
- на какие преференции могут рассчитывать предприятия, которые участвуют в проектах «Профессионалитет» и «Уральская инженерная школа»;
- какие новые меры поддержки бизнеса появятся в регионе в 2025 г.
Досье DK.RU
Руслан Рафильевич Садыков
Родился 10 августа 1980 г.
Образование. В 2002 г. окончил финансовый факультет Уральского государственного экономического университета. Кандидат экономических наук.
Карьера. Трудовую деятельность начинал в коммерческих организациях. С 2012 г. работал в аппарате полномочного представителя Президента РФ в УрФО советником, федеральным инспектором по Свердловской области.
В декабре 2022 г. назначен на должность министра экономики и территориального развития Свердловской области.
О преемственности в планировании
В этом году планово-экономические органы Урала отмечают 100-летие. Министерство экономики и территориального развития считается правопреемником первого планового органа — Уральской областной плановой комиссии. Как отмечает Руслан Садыков, планирование всегда было ключевым инструментом управления, который помогал приумножать капитал, обеспечивать развитие региона и страны в целом.
Если сравнивать работу вашего министерства и деятельность Уралплана, насколько существенно за 100 лет изменились задачи экономистов и вызовы, которые перед вами стоят?
— Планово-экономические органы во все времена обеспечивали подготовку аналитики для принятия своевременных управленческих решений.
100 лет назад, в 1920-1930-е гг., требовалось в кратчайшие сроки восстановить хозяйство, провести масштабную реконструкцию всей производственной базы Урала. В военные годы при участии местных плановых органов промышленные предприятия были переориентированы на выпуск военной продукции. В послевоенный период приоритетной стала перестройка экономики для решения задач мирного времени. В начале 1990-х гг. комитет по экономике координировал работу по формированию рыночных отношений и развитию малого предпринимательства. При участии специалистов экономического профиля были разработаны фундаментальные документы, которые определили долгосрочные перспективы социально-экономического развития региона.
Сегодня губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ставит задачи, связанные с социальным и экономическим развитием нашего региона, направленные на достижение национальных целей. Для корректного формирования проектов, государственных программ, стратегий необходима качественная аналитика. И она будет востребована всегда.
Как Свердловская область отметила юбилей планово-экономических органов?
— У нас прошла целая череда праздничных мероприятий. Например, в сентябре вместе с представителями правительства Свердловской области, администрации Екатеринбурга, бизнес-сообщества и известными экономистами мы заложили в Академическом районе самую длинную кленовую аллею.
Фото: институт экономики УрО РАН
В управленческих округах провели стратегические сессии для местных предприятий, органов власти и образовательных организаций. На них мы обсуждали возможности решения одной из самых острых проблем, с которыми сегодня столкнулась экономика, — кадровой.
Кроме того, мы провели конкурс эссе на тему «Экономика-2050» среди студентов уральских вузов. Получили 147 работ, в которых ребята делятся своими размышлениями о будущем региона.
Финальным аккордом стало торжественное мероприятие, которое состоялось в рамках общероссийского форума «Города России». Здесь чествовали специалистов — управленцев экономического профиля, благодарили ветеранов. Десятки свердловчан получили награды губернатора и Законодательного собрания Свердловской области.
Кстати, о «Городах России». На одной из дискуссионных площадок форума прозвучал тезис о необходимости возвращения к Госплану, который был воспринят аудиторией неоднозначно. Как лично вы относитесь к этой инициативе?
— Я убежден, что работу некоторых отраслей необходимо тщательно планировать не на два-три года, а на более длительный период — 5, 7, 12 лет.
Например, если мы знаем, что каждый год в России должно возводиться 125 млн кв. м жилья, нужно, чтобы производители стройматериалов ежегодно обеспечивали наличие в стране нужного объема цемента, кирпича, стекла и др., не создавая дефицита на внутреннем рынке за счет экспорта продукции или снижения объема выпуска. А понимая, сколько специалистов необходимо предприятиям для развития новых технологий, можно на несколько лет спланировать загрузку учебных заведений, оснастив их необходимым оборудованием и специалистами.
Безусловно, к долгосрочному планированию необходимо подходить осторожно, закладывая в такие документы определенную погрешность, в том числе на геополитические и внешнеэкономические факторы, которые способны влиять на конъюнктуру.
О возможностях и рисках
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2025—2027 гг., который был взят за основу при верстке бюджета, разработан в двух вариантах — консервативном, который основан на предпосылке замедления динамики мировой экономики, и базовом — относительно оптимистичном.
Почему вы предложили взять за основу оптимистичный сценарий?
— Мы всегда должны думать о развитии, а не о стагнации и стремиться к достижению национальных целей развития, определенных Президентом РФ. Кроме того, анализируя положение дел в экономике региона совместно с отраслевыми министерствами, мы убедились, что в следующие три года она сможет стабильно развиваться.
Наши предприятия обладают определенным запасом прочности, продолжают адаптироваться к внешним вызовам, осваивают новые рынки, видят перспективы и строят планы. А меры господдержки различных секторов экономики применяются достаточно успешно — это в том числе позволяет обеспечивать стабильные поступления налогов в бюджет.
Консервативный сценарий предполагает замедление темпов роста мировой экономики, сохранение жестких денежно-кредитных условий, усиление санкционного давления. Полностью исключать эти риски нельзя. Поэтому важно, чтобы органы власти их учитывали и были готовы оперативно принимать меры для стабилизации экономической ситуации, если это потребуется.
Какие отрасли, по вашим прогнозам, выступят драйверами развития экономики Среднего Урала?
— Как вы знаете, основу экономики Свердловской области составляет промышленный комплекс с высоким удельным весом металлургического и машиностроительного секторов. В 2023‒2024 гг. промышленность региона показала значительные результаты — рост производства в среднем составил около 7 % в год.
Очевидно, что в ближайшие три года обеспечивать рост будут предприятия, ориентированные на импортозамещение и создание высокотехнологичной продукции. Это металлургия, базовые отрасли машиностроения, производство стройматериалов, химический комплекс. По базовому варианту прогноза индекс промышленного производства планируется на уровне 102,8 % в год. На фоне высокой базы предыдущих периодов — это хороший целевой показатель.
Фото: департамент информполитики
Фактором поддержания экономического роста будет и потребительский рынок. Мы предполагаем, что в среднесрочной перспективе он продолжит расти. В прогнозе мы обозначили, что в ближайшие три года оборот розничной торговли будет увеличиваться на 3,6 % в год в сопоставимых ценах. Объем платных услуг населению — на 3,3 % в год.
Еще одним драйвером развития экономики станет транспортно-логистический комплекс. По инициативе губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева мы приступили к реализации в регионе проекта «Сухой порт». Он позволит за счет развития транспортно-логистической инфраструктуры сделать международные перевозки для бизнеса через Екатеринбург более доступными.
В условиях, когда сохраняется санкционное давление, происходит переориентация логистических потоков, у Свердловской области есть уникальный шанс воспользоваться своим выгодным расположением. Тем более что сейчас у Восточного полигона РЖД довольно низкая пропускная способность — он не справляется с объемом грузов, который бизнесу необходимо по нему пропустить. На фоне этой ситуации за последние несколько лет стоимость доставки грузов из Китая и других азиатских стран выросла в несколько раз.
Сейчас в регионе создаются возможности для организации эффективной перегрузки товаров на автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. За счет этого специалисты по логистике могут выстраивать мультимодальные маршруты — это позволяет не зависеть от одного вида транспорта, снижать издержки и ускорять доставку грузов. А после того как появится возможность выхода к арктическим портам Обской губы Полярного Урала, потенциал Свердловской области как «Сухого порта» вырастет.
О перспективах «Сухого порта» часто говорят на форумах, проходящих в Екатеринбурге. Расскажите, из чего состоит сам проект и как он развивается?
— Согласно международным требованиям, территория «Сухого порта» формируется на основе трех компонентов.
- Первый — это логистические центры, ТЛЦ, или, как их еще называют, «сухопутные причалы», где обеспечивается возможность обработки грузов.
- Второй — условия для выполнения всех таможенных формальностей непосредственно в ТЛЦ, что еще более значительно снижает транспортные издержки.
- Третий — подъездные пути различных видов транспорта. Они обеспечивают связь с пограничными пунктами, аэропортами, а также морскими портами.
В Екатеринбурге уже действуют ТЛЦ «Уральский», терминал «C.I.T.», грузовой двор «Гипсовая». В 2026 г. планируется к вводу вторая очередь ТЛЦ «Уральский», а в 2028-м — ввод ТЛЦ «Екатеринбург», который строится в районе станции Седельниково. Значимой точкой на логистической карте остается аэропорт Кольцово. Свои распределительные центры строят федеральные торговые сети и крупные региональные компании.
Ключевое направление дальнейшего развития проекта — на север. Компонент связи с морским портом прорабатывается в рамках стратегической составляющей проекта «Сухой порт» — перспективного меридионального транспортного коридора «Екатеринбург — арктические порты Ямала».
Идея в основе проекта — создание железнодорожной линии вдоль восточного склона Уральских гор в направлении единственного действующего промышленно значимого арктического морского порта Уральского федерального округа — порта Сабетта в западной части Обской губы на полуострове Ямал, где также разрабатываются проекты создания новых портов в рамках федерального проекта «Большой Северный морской путь».
Новый маршрут через север Свердловской области и Ханты-Мансийский автономный округ – Югру расширяет международный транспортный коридор «Север — Юг» за счет создания кратчайшей связи центральной части Северного морского пути с опорной железнодорожной и автомобильной транспортной сетью вектора «Запад – Восток» – Транссибирской магистралью, проходящей через Екатеринбург.
Проект масштабный, предусматривает строительство более 900 км железнодорожных линий, более 600 км — модернизации и достройки. В соответствии с экспертными расчетами независимых аналитических организаций прямой экономический эффект превысит 1 трлн руб., а прогноз суммарного прироста ВВП от всех видов эффектов по базовому сценарию — почти 7 трлн руб. Коэффициент отношения прироста ВВП к инвестициям в соответствии с финансово-экономической моделью составляет 13,2.
Значительные инвестиции сейчас требуются для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры. И здесь не обойтись без поддержки федерального бюджета. В октябре текущего года в рамках Дней Свердловской области в Совете Федерации Евгений Куйвашев рассказал о новых возможностях, которые российским регионам дадут проект «Сухой порт» и развитие Меридионального транспортного коридора. Благодаря качественной проработке проектов наши инициативы поддержали. А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко рекомендовала правительству России включить проекты нашего региона в федеральные государственные программы, через которые осуществляется финансирование.
Фото: департамент информполитики
Что, на ваш взгляд, сегодня может помешать развитию экономики региона?
— Сегодня перед нашим регионом, как и перед всей страной, стоят вызовы, которые требуют тщательного анализа и адекватных мер. Так, один из ключевых вопросов экономики сегодняшнего дня — кадровый разрыв. Ситуацию спровоцировал активный рост промышленного производства (ежегодно запускаются десятки новых предприятий), который наложился на так называемую демографическую яму.
Если взглянуть на половозрастную пирамиду Свердловской области, можно заметить, что численность населения в возрасте 40‒60 лет почти на 15 % превышает количество людей в активном трудовом возрасте (20‒40 лет). То есть в ближайшие 10‒20 лет на заслуженный отдых выйдет значительное количество людей.
Сегодня на государственном уровне и на уровне региона предпринимаются активные действия, направленные на поддержку семей с детьми, в том числе многодетных. В 2024 г. в Свердловской области в рамках Года семьи организовано свыше 7000 различных мероприятий.
Демографические тренды диктуют свердловским предприятиям необходимость ускоренного внедрения инструментов повышения производительности труда, таких как роботизация, автоматизация, бережливое производство.
Ряд технологий перестали быть доступными на российском рынке либо значительно выросли в цене. Это еще один вызов, который спровоцировал бурный рост развития собственных инновационных разработок. Развитие импортозамещающих производств позволяет закрывать внутренние потребности российского рынка, а также стимулирует развитие экспортного потенциала. Свердловские власти оказывают серьезную поддержку для выхода наших компаний, как крупных, так и небольших, на перспективные внешние рынки.
Таким образом, обстоятельства, которые могут помешать развитию экономики, внимательно изучаются и зачастую становятся новой точкой роста.
О роли региональной власти
Возможные варианты решения проблем, зафиксированных свердловскими экономистами, ложатся в основу стратегических документов и конкретных проектов. Например, в последние годы сразу несколько министерств подключились к инициативам, связанным с ранней профориентацией школьников и повышением квалификации персонала.
— Правительство Свердловской области уделяет особое внимание кадровой теме, — продолжает Руслан Садыков. — Например, сейчас новое наполнение получает губернаторский проект «Уральская инженерная школа 2.0». Он предполагает ежегодное зачисление более 20 тыс. студентов на программы технической и инженерной направленности колледжей и вузов. Для достижения этой цели планируется создание инженерных образовательных кластеров, школ инженерно-технической направленности с сетевой формой взаимодействия. Здесь же можно вспомнить проект «Профессионалитет», который позволяет адаптировать программы подготовки с учетом потребности работодателя и повысить трудоустройство выпускников колледжей по полученной специальности.
С учетом задач, поставленных Евгением Куйвашевым, в регионе введена возможность применения инвестиционного налогового вычета для предприятий, которые оказывают безвозмездную помощь учреждениям среднего профобразования (СПО) в рамках проекта «Профессионалитет». А с недавнего времени право на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль получили компании, которые безвозмездно помогают учреждениям СПО за рамками «Профессионалитета».
Фото: департамент информполитики
Размер вычета составляет 50 % от стоимости безвозмездно переданного имущества, включая денежные средства, а максимальная сумма денежных средств, которая учитывается для применения вычета, составляет 50 млн руб. в год, ставка налога для расчета составляет 13,5 %.
Высококвалифицированные специалисты будут востребованы всегда. Задача государства — не только создать условия для получения профессионального образования, но и сделать территории региона привлекательными для жизни, работы и отдыха, для создания семьи и воспитания детей. Это особенно важно в условиях, когда за работников конкурируют не только работодатели, но и целые регионы.
И конечно, возвращаясь к демографическому тренду, обозначенному выше, мы понимаем, что необходимо создавать инфраструктуру для людей, которые в ближайшие годы выйдут на заслуженный отдых. Они должны не только пользоваться комфортной городской средой, но и иметь возможность получать качественные медицинские услуги, отдыхать в санаториях. Ну и конечно, мы работаем над повышением доходной части бюджета, чтобы была возможность реализовать эти инициативы.
А как свердловские власти помогают бизнесу, который занимается модернизацией производств и выпуском импортозамещающей продукции, в части предоставления мер налоговой поддержки?
— В нашем регионе действует развитый и сбалансированный перечень мер налоговой поддержи инвестиционного и предпринимательского потенциала. Свердловская область даже входит в топ-10 регионов страны по объему предоставления налоговых преференций, который в 2023 г. составил 24,9 млрд руб. По прогнозам, к концу 2024 г. эта цифра может приблизиться к 30 млрд руб., а в 2025 г. превысит этот показатель.
В Свердловской области предусмотрено 84 меры налогового стимулирования. Предприятиями ключевых отраслей экономики традиционно востребованы налоговые льготы. Например, льготы по налогам на прибыль и имущество организаций получают участники приоритетных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, резиденты ТОР, участники нацпроекта «Производительность труда».
Широко представлены налоговые механизмы стимулирования частных инвестиций в проекты, связанные не только с развитием производств, но и с развитием социальной сферы. Например, от налога на имущество освобождены частные школы и детские садики, санаторно-курортные и медицинские организации, а также крупные объекты спорта.
Большое внимание уделяется малому и среднему бизнесу — для данной категории предусмотрены максимально комфортные условия применения упрощенной системы налогообложения в виде пониженных ставок 5 % и 7 % для полного круга видов экономической деятельности. А начинающие предприниматели могут рассчитывать на налоговые каникулы.
Планируются ли в следующем году в Свердловской области новые налоговые меры поддержки бизнеса?
— Да. Так, будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций центры социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Производители овощей смогут обнулить единый сельскохозяйственный налог — ранее он составлял 5 %.
Новая важная мера поддержки со следующего года будет действовать для предприятий, которые безвозмездно вкладываются в развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций в рамках проекта «Уральская инженерная школа». Они смогут получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций.
А налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную и упрощенную системы налогообложения, будут продлены до 1 января 2027 г.
На Среднем Урале действует около 30 госпрограмм, более трети из них связаны с развитием экономики и инфраструктуры. Появятся ли в 2025 г. какие-то новые региональные госпрограммы, направленные на развитие экономики?
— Со следующего года в регионе начнется реализация новой региональной госпрограммы «Научно-технологическое развитие Свердловской области». Ее цель — увеличить к 2030 г. долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте в 1,5 раза по сравнению с базовым периодом 2022 г.
Это важное направление для нашего региона, который обладает не только мощным промышленным, но и научным потенциалом: на промпредприятиях трудятся 420 тыс. человек, а научными исследованиями и разработками в Свердловской области занимаются 22 тыс. человек.
Программа является комплексной, то есть в ее состав будут включены мероприятия других госпрограмм в соответствующей сфере. Планируемый объем финансирования на ближайшие пять лет — 2,4 млрд руб.: это средства областного бюджета и внебюджетных источников.
В рамках этой программы будут созданы условия для развития интеллектуального потенциала региона, создания промышленной и технологической инфраструктуры. Также мероприятия программы помогут объединить компетенции науки, образования и бизнеса для реализации крупных и важных социальных и экономических проектов. Уверен, что это поможет нашей экономике развиваться более динамично.
Кроме того, в региональные госпрограммы войдут задачи по реализации новых национальных проектов, работа над которыми сейчас ведется на федеральном уровне.
Ранее на DK.RU: «Был момент, когда выпускники школ считали, что быть блогером лучше, чем идти на завод»