Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
102,91
108,70

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»

Быстродействующие АВР для ЦОД
Быстродействующие АВР для ЦОД. Иллюстрация: Предоставлено ELEMY

Компания из Екатеринбурга наладила производство систем управления электропитанием и мониторинга, которые, в частности, используют в ЦОДах. С какими вызовами она столкнулась?

Одной из главных тем прошедшего в Екатеринбурге «Форума будущего» стала необходимость развития в России производства собственного ИТ-оборудования и технологичных систем инженерной инфраструктуры, в частности — для центров обработки данных (ЦОДов).

Оказалось, что в Свердловской области подобные проекты уже есть. Около трех лет назад выпускать системы управления электропитанием и мониторинга стала местная компания ELEMY. Сегодня она одна из немногих в России самостоятельно разрабатывает и производит эту продукцию, а не привозит ее из Китая. В этом лично убедился DK.RU, побывав на предприятии.

О том, как развивается компания, с какими вызовами сталкивается и как заказчики относятся к российскому ИТ-оборудованию, рассказали:

  • гендиректор компании Вадим Воронов,
  • технический директор Виктор Бурнатов
  • и коммерческий директор Александр Тропец.

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  1

Справка DK.RU

 

ELEMY — малое предприятие, которое занимается разработкой оборудования, его сборкой, тестированием, реализацией и гарантийным обслуживанием. В штате работает менее 20 сотрудников, часть функций отдана на аутсорсинг — например монтаж печатных плат, складской учет, логистика.

Предприятие производит оборудование для обеспечения электропитанием. В частности, приборы для управления электропитанием — быстродействующие устройства автоматического включения резерва (АВР), которые обеспечивают бесперебойную работу критически важного оборудования от двух независимых источников питания. Также производятся устройства распределения питания — «умные» и мощные блоки розеток.

Еще один тип оборудования ELEMY — контроллеры мониторинга и управления. Они позволяют собирать данные о температуре, влажности, давлении и других параметрах работы основного оборудования, которые нужно постоянно контролировать. Собранная информация передается на пункты управления, которые могут быть организованы удаленно или непосредственно на месте.

Сейчас предприятие может ежемесячно производить до 500 изделий. Но в ближайшее время его мощности вырастут. Через несколько месяцев компания переедет в новое здание, где планирует увеличить мощности производства, объединить складские и производственные площади под одной крышей.

 

Предприятие работает около трех лет. Юридическое лицо зарегистрировали 18 февраля 2022 г. — за несколько дней до начала СВО и введения первого в этой связи пакета санкций. Но фактически заниматься этим направлением команда начала еще несколько лет назад.

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  2— Раньше наши ключевые сотрудники работали в другой компании, которая занималась системной интеграцией, — рассказывает Вадим Воронов. — В 2016-2017 гг. мы решили наладить производство оборудования для использования в собственных проектах. Оказалось, что спрос на него есть не только у нас, но и у наших партнеров. Сначала это были небольшие партии приборов. Но, убедившись, что это перспективное направление, решили выйти на рынок и развивать собственный бренд.

Санкции помогли вашему росту?

Вадим Воронов:

— После того как западные компании заявили об уходе с российского рынка, возник вакуум, спрос на приборы резко вырос. Мы с трудом за ним успевали — все наши устройства забирали буквально с колес.

Если говорить о производителях оборудования для управления электропитанием и мониторинга: за последние годы их количество в стране увеличилось?

Вадим Воронов:

— Конкуренция точно возросла. Но компаний, которые, как мы, в России реализуют полный цикл — от разработки и тестирования до производства и гарантийного обслуживания приборов, — единицы.

Большинство компаний, представленных на рынке, завозят готовое оборудование из Китая и продают под собственным брендом. Иногда на выставках видно, что на соседних стендах представлено одно и то же изделие, только шильдики отличаются.

А к нам на этих же выставках иногда подходят с вопросом: «На каком китайском заводе вы это делаете? Что-то не узнаем». Приходится доказывать, что все делаем сами, в России. И, честно говоря, не всегда в это верят. Не похоже на российский продукт. Еще в советское время очень многие наши предприятия производили свою продукцию по принципу «главное, чтобы работало», не задумываясь о ее внешнем виде и эргономике. Мы же очень внимательно относимся к дизайну и потребительским качествам, стремимся сделать приборы не только функциональными, но и удобными, привлекательными внешне.

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  3На фото: Продукция для шкафов автоматизации и управления

А объективно российское ИТ-оборудование сегодня в чем-то превосходит зарубежное?

Виктор Бурнатов:

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  4— Наше оборудование является лишь функциональным аналогом импортного — то есть выполняет те же функции. На этом все аналогии заканчиваются. Все остальное наше — алгоритмы, электронные схемы, корпуса, дизайн и др. В отличие от импортных аналогов, паспорта приборов, веб-интерфейсы и все остальные материалы изначально создаются на русском языке, а не переводятся. Это делает их понятными и удобными для работы.

Мы заинтересованы в том, чтобы адаптировать наши приборы к российским реалиям. Например, понимая, как работают электросети в России, мы закладываем в алгоритмы возможные скачки напряжения. Мы понимаем, что оборудование может использоваться в широком температурном диапазоне — от плюсовых значений до условных минус 40-70 градусов в удаленных месторождениях. При этом оно должно работать бесперебойно.

Насколько сильно вы сами зависите от импорта?

Виктор Бурнатов:

— Зависимость есть, но как у компании, которая самостоятельно все производит и разрабатывает, она минимальная. Корпуса, платы, электронные модули мы собираем внутри страны.

Однако мы пока не можем уйти от зависимости в части электронной компонентной базы. В России ее производство ограничено — на рынке представлен небольшой ассортимент компонентов по крайне высокой цене. Но компоненты и радиоэлементы, которые доступны, мы стараемся использовать.

Правительство предпринимает серьезные шаги в этом направлении, вкладывая средства в создание производства чипов и других компонентов, выделяя субсидии производителям. К сожалению, создание таких производств — это небыстрый процесс. Но как только российские компоненты станут доступны для таких предприятий, как мы, — с удовольствием будем их использовать.

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  5

Вадим Воронов:

— Важно, что наши устройства — это не просто «железо». Существует много нюансов, связанных с программными наработками, наладкой и доводкой оборудования. А это наш интеллектуальный труд.

Выпуск оборудования — это живой процесс. Нет такого, что мы однажды разработали документацию, запустили конвейер и он начал штамповать партии готовых изделий. Иногда нам необходимо «подогнать» прибор под требования заказчика. Периодически сталкиваемся и с тем, что поставки нужных нам комплектующих прекращаются — в этом случае для продолжения выпуска устройств приходится подбирать аналоги компонентов и вносить изменения в конструкцию устройств, сохраняя при этом все технические характеристики и потребительские качества.

Как потребители относятся к российской продукции? Готовы ли ее покупать ИТ-гиганты уровня OZON и «Яндекса»?

Александр Тропец:

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  6— Сейчас среди наших клиентов — компании со всей России, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Это представители разных отраслей и масштабов: телекоммуникационные компании и крупнейшие ЦОДы, нефтянка, многие другие предприятия, был даже один пивзавод. Многие занимаются цифровизацией и автоматизацией процессов, поэтому наше оборудование востребовано.

Когда мы только начинали участвовать в выставках, были определенные опасения, что к российскому оборудованию будут относиться скептически. Но с серьезными проблемами на этот счет мы не столкнулись. Безусловно, потенциальные заказчики проявляют осторожность. Но когда они видят, что мы адекватные, что мы эксперты, что мы готовы работать с их запросами, — появляется доверие.

Если говорить о крупных технологических компаниях, то сегодня их задача — быть на острие технологий. Они активно следят за стартапами, мониторят, что нового появляется на рынках. Они с готовностью берут оборудование на тестирование. У них нет предвзятости: если они видят, что прибор достойного качества, с характеристиками на уровне импортных аналогов и выполняет свои функции — то тот факт, что он произведен в России, становится дополнительным преимуществом.

Стараемся выстраивать устойчивые взаимовыгодные отношения. Например, партнеры в ходе тестирования подсказывают, что нам необходимо доработать. А мы помогаем им с технической поддержкой и постгарантийным обслуживанием.

Сейчас госзаказчики отдают приоритет оборудованию из реестра Минпроторга. Сложно ли добиться включения оборудования в этот реестр?

Александр Тропец:

— Мы как раз находимся на этом пути. По нашему опыту могу сказать, что задача непростая. Для включения в реестр необходимо собрать большой объем документов: конструкторскую, нормативную документацию. Фактически мы должны доказывать, что наша продукция действительно производится в России. Хотя видим, что в реестре уже есть производители с крайне низким уровнем локализации.

Пока отсутствие нашего оборудования в реестре не мешало нашему развитию. На выставках представители госкомпаний, конечно, задают вопрос, есть ли мы в реестре. Однако недавно вышли постановления, которые обяжут госзаказчиков отдавать предпочтение тем, кто находится в реестре. Поэтому мы, с учетом наших планов по расширению предприятия и ассортимента выпускаемой продукции, занялись работой в этом направлении.

«Мы производим высокотехнологичные приборы в РФ. Но на выставках в это не всегда верят»  7На фото: «Умный» блок распределения питания

Какие меры поддержки доступны таким компаниям, как ваша? Доводилось ли пользоваться чем-то из них?

Вадим Воронов:

— Мы стараемся планировать свою работу так, чтобы минимально зависеть от кредитов. Берем их крайне редко. Например, сейчас потребовались заемные средства на ремонт здания, в которое мы планируем переезжать. Также пополняли оборотные средства, чтобы обеспечить условия для работы над новой платформой, на базе которой будет создана целая линейка оборудования.

В свое время пытались воспользоваться льготным кредитованием, но сделать нам это так и не удалось. Сначала нам говорили: «Вы слишком молодые, вам пока нет полутора лет». Когда компании исполнилось полтора года, мы вновь обратились в банки — в одном нам сказали: «Кредит одобрим, но льготный процент не дадим, поскольку вам нет трех лет», в другом: «Вы слишком большие, льготные кредиты вам не положены».

Если говорить о нефинансовых мерах поддержки, мы достаточно плотно работали со СОФПП. С их помощью в прошлом году стали экспонентами на стенде Свердловской области на выставке ИННОПРОМ.

В ближайших планах — получение статуса малой технологической компании, задача максимум — статус резидента «Сколково». Это даст возможность использовать налоговые льготы, различные инструменты развития. Отношение к компаниям с таким статусом также меняется в лучшую сторону.

Производство высокотехнологичного оборудования — непривычная история для Урала, где исторически развивалась металлургия и тяжелое машиностроение. В то время как Москве, Новосибирске и Казани в большей степени созданы условия для развития высокотехнологических компаний. И для нас очень важно находиться внутри этого комьюнити, общаться с другими производителями оборудования, обмениваться опытом и оставаться на волне технологий. Уверен, что вместе мы сможем развивать «товарный патриотизм» и укреплять доверие к российскому ИТ-оборудованию.

Читайте также на DK.RU: 

>>> «Государство пытается регулировать IT. Вместо этого нужно создавать возможности»

>>> «Компьютер будет думать за меня, а меня уволят»: что мешает внедрению ИИ на заводах?

Самое читаемое
  • Екатеринбуржцы увеличили накопления и начали строить долгосрочные финансовые планыЕкатеринбуржцы увеличили накопления и начали строить долгосрочные финансовые планы
  • В российских отелях могут появиться невозвратные тарифыВ российских отелях могут появиться невозвратные тарифы
  • Алексей Захаров, SuperJob: «Зачем становиться инженером, если курьер зарабатывает больше?»Алексей Захаров, SuperJob: «Зачем становиться инженером, если курьер зарабатывает больше?»
  • Бывшему вице-мэру Екатеринбурга изменили срок заключенияБывшему вице-мэру Екатеринбурга изменили срок заключения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.