Первая грузовая компания в третий раз за год с небольшим сменила владельца
ВТБ избавляется от непрофильных активов — он продал АО «Аврора Инвест», акционера Первой грузовой компании. При этом ПГК находилась под контролем ВТБ чуть более года. Сделка принесла хорошую прибыль.
Первая грузовая компания (ПГК) полностью вышла из-под контроля ВТБ. В пресс-службе банка сообщили о продаже АО «Аврора Инвест», которое является основным акционером ПГК.
100% компании, которая изначально рассматривалась как инвестиционный актив, продано с хорошей прибылью для банка. Сделка закрыта, — сообщили в ВТБ, отказавшись при этом раскрывать покупателя.
Раньше ПГК принадлежала структурам акционера НЛМК Владимира Лисина, но в октябре 2023 г. он сообщил, что готов продать ПГК. Назывались шесть претендентов на покупку, в том числе зерновая компания «Деметра-Холдинг», «Русагротранс», а также «Трансфин-М», «Атлант» и Brunswick Rail.
Сделка, действительно, состоялась, но в ней не участвовал ни один из шести претендентов. 1 ноября 2023 г. новым владельцем стало АО «Аврора Инвест», принадлежащее братьям Тимуру и Руслану Бабаевым. Они также являются совладельцами «Вектор Рейл», которому принадлежит оператор перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс».
По оценке экспертов, тогда сумма сделки могла превысить 200 млрд руб., при этом часть средств на покупку предоставил ВТБ.
В начале сентября 2024 г. ПГК перешла под контроль банка, глава ВТБ Андрей Костин уточнил, что сумма покупки составила более 200 млрд руб. с учетом долга.
После покупки разные источники утверждали, что переход ПГК в периметр активов ВТБ — начало крупного консолидационного процесса по созданию сверхкрупного игрока. Предполагалось, что в перспективе к ПГК могут быть присоединены «Трансфин-М» и железнодорожный оператор «Атлант».
Более того, прогнозировалось, что «Федеральная грузовая компания» (ФГК), владельцем которой выступает РЖД, будет передана в частные руки и впоследствии объединится с ПГК.
За сколько сейчас ВТБ продал «Аврору Инвест», банк не сообщает. По оценке гендиректора «INFOline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, можно говорить о сумме не менее 230–240 млрд руб. в зависимости от величины долга ПГК и структуры сделки, пишет РБК. По его мнению, сделка с высокой долей вероятности профинансирована с использованием заемных средств, кроме того, ВТБ мог частично или в полном объеме выступить кредитором покупателя актива.
Эксперт добавляет, что, по всей видимости, ВТБ избавляется от непрофильных активов. Это в том числе связано с недавним приобретением банка — в августе 2023 г. в его управление была передана Объединенная судостроительная компания, и этот бизнес требует больших финансовых ресурсов.
В этой ситуации банку целесообразнее зафиксировать прибыль от продажи актива и быть крупным кредитором ПГК, чем сохранять в собственности долю этой компании. ПГК демонстрирует высокую прибыльность, что обеспечивает выплату процентов и погашение кредитов даже в условиях высокой ключевой ставки, — объяснил Бурмистров.
Как рассказывал DK.RU, Первая грузовая компания — один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок и по объемам уступает лишь подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компании. Парк ПГК насчитывает более 100 тыс. вагонов, включая полувагоны и крытый подвижной состав. За 2023 г. выручка ПГК по РСБУ составила 117 млрд руб., что на 10,7% больше, чем в 2022 г., чистая прибыль снизилась на 5,2%, до 36,4 млрд руб.