Население предпочитает развлечения. У торговых центров падает трафик
Трафик в магазинах для детей и в магазинах электроники сократился на 11%. Эксперты говорят, что все из-за роста популярности онлайн-торговли. Также покупатели сокращают расходы из-за инфляции.
С начала января и до первой половины декабря число посетителей торговых площадей на 1 тыс. кв. м снизилось в среднем на 2% год к году, пишет «Коммерсант» со ссылкой на Focus Technologies.
Наиболее выраженное снижение трафика аналитики зафиксировали в магазинах товаров для детей и в магазинах электроники — на 11%. Операторы фешн-магазинов показали спад на 10%, продуктов питания — на 8%, товаров для дома — на 6%.
Партнер консалтинговой компании «Магазин магазинов» Вячеслав Кацегоров говорит, что основная причина сокращения посещаемости торгцентров — рост онлайн-торговли и изменение потребительских привычек:
Развитие магазинов шаговой доступности сократило поток клиентов в традиционные торгцентры и гипермаркеты — уточнил он.
Старший директор консалтинговой компании CORE.XP Марина Малахатько считает, что на рынок влияет общее сокращение потребительской активности из-за наблюдаемого сейчас роста цен:
Ключевым фактором роста выручки расположенных в торгцентрах магазинов в этих условиях стала инфляция, в то время как количество позиций в чеках не растет, — уточнила Малахатько.
Переход к сберегательной модели начал влиять на рынок во второй половине текущего года, добавила руководитель департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CMWP Зульфия Шиляева.
Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин говорит, что многие ритейлеры говорят о снижении продаж, посетители реже стали заходить в магазины, но чаще посещать развлекательные зоны в торгцентрах.
Падение трафика и продаж негативно сказывается на бизнесе торгцентров. Управляющим объектами зачастую приходится идти на уступки арендаторам, пересматривая условия, — замечает Вячеслав Кацегоров.
Аналитики Focus Technologies формируют три сценария развития рынка торговой недвижимости на 2025 г. По мнению экспертов, в рамках реалистичного прогноза посещаемость объектов окажется на уровне завершающегося года или потеряет 1%, пессимистичного — опустится еще на 3%, оптимистичного — прибавит 1–3%.
Ранее DK.RU рассказывал, что в последние годы все чаще в ТРЦ открываются не магазины, а термы. Эксперты говорили, что изменение потребительского поведения в сторону lifestyle-центров делает термы привлекательными для операторов торговых центров. Они выгодны и арендаторам, поскольку генерируют трафик.
Так, сеть термальных комплексов «Термолэнд», которая принадлежит ГК «Основа», весной 2024 г. вела переговоры с Газпромбанком об аренде площадей, которые ранее занимала ушедшая с российского рынка IKEA. Инвестор заявлял о планах открыть термы на площади бывшей IKEA в 10-ти из 15-ти ТЦ «Мега».
Также о планах открыть крупный термальный комплекс на площадях бывшего ТРЦ сообщала компания «Источник девелопмент», входящая в состав ГК Baden Family. Так, в Екатеринбурге на месте ТЦ «Комсомолл» появится масштабный акватермальный развлекательный комплекс с апарт-отелем общей площадью около 90 тыс. кв. м.