Самые востребованные франшизы 2024 года и прогноз на 2025-й / ИССЛЕДОВАНИЕ
В 2024 г. рынок франчайзинга в России вырос на 43% по сравнению с 2023 г. и на 132% — относительно 2022 г. Растет спрос на франшизы в туризме, а вот желающих открыть пункт выдачи стало меньше.
Рынок франчайзинга становится все более привлекательным для россиян. Это неудивительно — с одной стороны, в стране наметился переизбыток денег (не все пользуются срочными вкладами), которые нужно куда-то инвестировать. С другой, безопаснее вложиться в недорогую франшизу, чем создавать дело с нуля и надеяться, что оно выживет.
Бизнес-портал Businessmens.ru и агентство Pronline поделились с DK.RU исследованием рынка франшиз в России за 2024 год, а также трендами и прогнозами на 2025-й.
Почти +100% заявок в феврале: распределение спроса по месяцам
Спрос на франшизы по месяцам распределился классическим для рынка образом: низкий сезон в мае-июле и высокий сезон осенью.
Основной рост пришелся на первые семь месяцев года, а месяцем-лидером стал февраль. Именно в феврале интерес к франшизам вырос на +98,6% относительно февраля 2023 г. Лишь немного отстали январь с +90,6% и март (+78%).
В августе и сентябре рост был минимальным: всего +3,4% и +8,8%. Это связано с резкими изменениями курса рубля, который упал ко всем основным валютам. Что негативно сказалось на желании людей открывать бизнес, в том числе по франшизе.
70% покупателей берут франшизы до 1 млн руб.
Ценовая структура заявок за 2024 год оказалась следующей:
- 71,5% заявок приходят на франшизы стоимостью до 1 млн руб. Причем 61,3% из этих заинтересованных обращаются за франшизами от 300 тыс. до 1 млн руб.
- 29,5% заявок относятся к франшизам стоимостью более 1 млн руб., и этот сегмент постепенно растет. Среди них особенно выделяется категория дороже 6 млн руб. Доля таких предложений незначительна, однако все время повышается. Если в 2022 г. она составляла 2,9%, а в 2023 г. — 3,5%, то в 2024 г. — уже 3,8%.
Москвичи, женщины и зумеры лидируют
География
- 36,2% заявок поступает из Москвы и Санкт-Петербурга.
- 19,9% из столиц регионов (Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Уфа, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону) и из-за рубежа (Алматы и Минска).
Гендерная специфика
В 2024 г. женщины стали чаще покупать франшизы. Сейчас их доля составляет 50,5%, что больше, чем в 2023 г., когда доля мужчин-франчайзи была 53,6%.
Возрастная структура
Наибольший интерес к франшизам традиционно проявляют предприниматели 22-34 лет (34,7% заявок), за ними следуют 35-44-летние (27,3%), а также молодые предприниматели 18-24 лет (14,6%) и предприниматели от 45 до 55 лет (14,5%).
Спрос на франшизы по крупным направлениям
Сфера услуг
- Франшизы в сфере услуг пользовались спросом на 37,2% чаще, чем в 2023 г.
- Рост наблюдается в области туризма (+121%), обучения (+59%), финансовых и юридических услуг (+59%).
- В то же время снизился интерес к франшизам по открытию пунктов выдачи заказов (23,1%), доставке и грузоперевозкам (-21,5%).
Топ-10 направлений франшиз в сфере услуг по числу заявок:
- Обучение и образование +59,8%
- Отдых и развлечения +52,3%
- Автоуслуги +30,6%
- Финансовые услуги +59,3%
- Туризм +121%
- Реклама +46,8%
- Пункты выдачи заказов -23,1%
- Салоны красоты +19%
- Медицинский центр +39,7%
- Доставка и грузоперевозки -21,5%
Торговля
- Спрос на франшизы торговли вырос на 39%, особенно в сфере интернет-торговли и торговле на маркетплейсах (+124%).
- Франшизы автотоваров также показывают сильный рост (+189%), в то время как спрос на магазины одежды и гаджетов снизился (-31,3% и -35,3% соответственно).
Топ-10 направлений франшиз в сфере торговли по числу заявок:
- Торговля на маркетплейсах (+124,1%)
- Интернет-магазины (+41,2%)
- Одежда и белье (-35,3%)
- Автотовары (+189%)
- Гаджеты (-31,3%)
- Продуктовые магазины (-0,5%)
- Товары для красоты и здоровья (+1,1%)
- Подарки и сувениры (+18,4%)
- Детские товары (+32%)
- Алкомаркеты (-24,3%)
Общественное питание
- В области общепита наблюдается общий рост на 44%.
- Популярны франшизы кальянных (ими стали интересоваться в 4 раза чаще), кондитерских (+137%) и пекарен (+62,4%).
- В топе по общему количеству заявок остаются проекты формата кофе с собой. За год они пользовались спросом на 60% чаще.
- Однако пиццерии показали снижение интереса (-16,2%).
Другие сферы
- Внимание предпринимателей привлекли детские франшизы (+50,7%), в частности детское образование (+90%) и торговля детскими игрушками (+38%).
- Напротив, франшизы производства показали незначительное падение (-5,4%). Эта категория продолжает занимать довольно маленькую долю рынка франчайзинга (порядка 3-4%), а предложение в этом направлении традиционно ограничено.
Тренды и антитренды по нишам франшиз в 2024 г.
Ряд ниш франчайзинга показал себя в 2024 г. заметно лучше или заметно хуже по заявкам относительно прошлого года. Поэтому каталог франшиз Businessmens.ru решил выделить 10 трендов и 10 антитрендов года.
Тренды — 2024
- Визовые и миграционные центры +240%
- Автотовары +189%
- Торговля на маркетплейсах +124,1%
- Туристические франшизы +121%
- Детское образование +90%
- Развитие детей +64,8%
- Инфузионная терапия +62,6%
- Пекарни +62,4%
- Фастфуд и стрифуд +61,7%
- Ремонт квартир +60,7%
Антитренды — 2024
- Магазины обуви -51,8%
- Одежда и белье -35,3%
- Гаджеты -31,3%
- Разливное пиво -28,2%
- Косметика и парфюмерия -24,4%
- Алкомаркеты -24,3%
- Недвижимость -24%
- ПВ3 -23,1%
- Доставка и грузоперевозки -21,5%
- Аптеки -20%
Трендовые ниши
В 2024 г. предприниматели проявляют повышенный интерес к нескольким направлениям франчайзинга:
- Сервисы для путешественников. Снятие ковидных ограничений и рост международного туризма значительно увеличили спрос на визовые центры, миграционные услуги и туристические агентства. Заявок на такие франшизы стало практически в 3,5 раза (+240%) больше.
- Туризм. Постковидное восстановление туристической отрасли привело к росту спроса на туристические франшизы. +121%, включая турагентства, операторов, визовые центры и прочие.
- Автотовары. Дефицит запчастей, вызванный изменениями на авторынке, стимулировал рост интереса к франшизам автомагазинов и сервисов. В результате в 2024 году почти в 3 раза чаще пользователей интересовали проекты, связанные с торговлей автотоварами (+189%).
- Торговля на маркетплейсах. Развитие маркетплейсов и рост интернет-продаж сделали привлекательным бизнес на онлайн-площадках. Более чем вдвое (на 124,1%) вырос интерес к категории таких проектов.
- Образование для детей. Российские родители все больше инвестируют в образование детей, что повышает интерес к франшизам детских образовательных центров. Предпринимателей чаще стали интересовать франшизы детского образования (+90%) и развития (+64,8%).
- Здоровье и красота (инфузионная терапия). Клиники инфузионной терапии, предлагающие инновационные методы оздоровления и замедления старения, становятся все более популярными. В качестве отдельного формата бизнеса клиники инфузионной терапии появились относительно недавно. Но только за 2024 год спрос на такие франшизы, по данным Бизнесменс.ру, вырос на 62,6% год к году.
- Общественное питание. Пекарни и фастфуд пользуются стабильным спросом, привлекая предпринимателей и клиентов своей доступностью и широким ассортиментом. На 62,4% бизнесменов захотели открыть пекарню, на 61,7% — точку фастфуда.
- Услуги для дома. Франшизы ремонта квартир пользуются спросом благодаря низкому порогу входа и стабильному спросу на услуги. Как итог: +60,7% к спросу.
Тенденции рынка франчайзинга в 2024-2025 гг.
Рынок франчайзинга постоянно меняется. Рассмотрим главные тренды последних лет:
Региональные сети
Все больше компаний начинают с небольшого бизнеса в своем городе, а затем расширяются на всю страну. Идеальный пример — Додо Пицца.
Франшизы по доступной цене
Теперь открыть свой бизнес по франшизе стало еще проще. Многие компании предлагают франшизы с небольшими инвестициями до 5 млн руб.
Нейросети
Искусственный интеллект помогает компаниям оптимизировать работу, анализировать данные и улучшать обслуживание клиентов. Это также помогает снижать расходы.
Цифровизация продаж
Появляются новые способы продажи франшиз, например через специальные онлайн-платформы. Так, весной 2024 г. в России заключили первую в евразийском пространстве цифровую сделку по продаже франшизы. Продавцом стала компания ONE PRICE COFFEE, у которой под управлением находится более 400 кофеен по России и СНГ.
Сделка состоялась через платформу Scale IT, которая позволяет цифровизировать создание, покупку и продажи франшизы с помощью блокчейн-технологий. Такая схема упрощает процесс купли-продажи франшизы и может повысить репутацию франчайзинга, сделав рынок более прозрачным.
Выход на международный рынок
Российские компании активно осваивают зарубежные рынки, особенно в странах с благоприятным климатом для бизнеса. По данным исследователей, за последние два года российские бизнесмены открыли 11 тыс. филиалов собственного бизнеса и франшиз в зарубежных странах.
В лидерах среди стран находятся Сербия (9 тыс. филиалов), ОАЭ (1,6 тыс.) и Армения (800) — эти страны привлекают предпринимателей льготными налогами, большим количеством соотечественников, а также возможностями широкого экспорта и расширения бизнеса. Кроме того, одним из приоритетных государств для российских франчайзеров за счет огромного внутреннего потребления является Китай.
DK.RU также следит за рынком франчайзинга и ведет собственный каталог франшиз.
В отличие от бизнеса с нуля, франшиза на старте дает клиентскую базу, аналитику, технологии, пул проверенных поставщиков и партнеров. В среднем качественные франшизы приносят 20–30% годовых, при этом чем выше вовлеченность франчайзи в бизнес, тем выше доход. Средняя выживаемость франшиз составляет около 86%, в то время как 90% стартапов закрываются в первый год работы.
Ознакомиться с популярными и проверенными франшизами можно в нашей подборке.