Один из крупнейших онлайн-сервисов бронирования жилья в России планирует провести IPO
После ухода западных игроков, Booking и Airbnb, отечественные сервисы онлайн-бронирований начали активно расти и завоевывать свою долю на рынке. Сегодня компании готовы к выходу на биржу.
Один из крупнейших онлайн-сервисов по бронированию жилья для туристических и деловых поездок — «Суточно.ру» рассматривает вариант проведения IPO (Initial Public Offering, первичное размещение акций) в 2025 г. Об этом РБК рассказал основатель и гендиректор сервиса Юрий Кузнецов.
Это логичный шаг для любой быстроразвивающейся технологичной компании. «Суточно.ру» полностью готова к выходу на биржу с точки зрения выстроенных внутренних процессов, операционного и корпоративного управления. Но мы внимательно смотрим на рынок — должны сложиться благоприятные условия на фондовом рынке, — сказал он.
В марте 2024 г. сервис привлек финансового инвестора — несколько prе-IPO фондов под управлением компании «ВИМ Инвестиции». Два ЗПИФа (закрытых паевых инвестиционных фонда) получили около 16%. У Юрия Кузнецова после проведения сделок осталось 84% акции, до этого он был единственным собственником компании.
По словам основателя «Суточно.ру», «ВИМ Инвестиции» были привлечены в компанию для «формирования лучших практик корпоративного управления через участие в совете директоров». Он добавил, что IPO — это лишь один из вариантов развития событий:
Цель многих IPO — это привлечение денег для развития. Я считаю, что публичность может дать дополнительный импульс бизнесу. Мы стали крупной компанией, одним из лидеров отрасли, хотим внедрять лучшие практики управления, принятия стратегических решений. Кроме того, ликвидные акции — это и возможность мотивации ключевых сотрудников, усиления бренда, репутации компании. На нашем рынке это важно.
Юрий Кузнецов добавил, что рост бизнеса отечественных сервисов онлайн-бронирования начался в 2022 г., когда случился резкий переток владельцев жилья, которые сдают объекты посуточно, на российские агрегаторы:
После ухода западных игроков — Booking и Airbnb — эта ниша оказалась свободна для множества российских сервисов бронирования. Все начали отвоевывать свою долю на рынке. Мы были одними из них. К нам хлынули все, кого в один день убрали из Airbnb и Booking.
Передел рынка, по словам основателя «Суточно.ру», еще не закончился:
Мы лидируем в посуточной аренде квартир для туристических целей и деловых поездок. По сути, мы русский Airbnb — продвигаем именно идею туризма, чтобы люди больше путешествовали.
Причем Юрий Кузнецов полагает, что в случае возвращения Booking в Россию, ему вряд ли удастся вернуть свою долю рынка:
За три года технологический разрыв между международными и российскими сервисами существенно сократился. Поэтому, если даже они вернутся, у потребителей не будет серьезных оснований к ним перейти. Плюс за это время вырастет новое поколение, которое никогда не пользовалось этими зарубежными сервисами.
Добавим, что в октябре 2024 г. управляющий венчурными фондами Sk Capital Александр Чайкин говорил, что за долю около 16% «Суточно.ру» пре-IPO фонд заплатил 1 млрд руб., а весь сервис оценивал в 6-7 млрд руб. По оценкам гендиректора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сервис может стоить не менее 4 млрд руб.
Добавим, что «Суточно.ру» был основан в 2011 г. в Ульяновске. Согласно оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), «Суточно.ру» — один из крупнейших игроков на рынке краткосрочной аренды жилья в России. Среди онлайн-тревел-агентств «Суточно.ру» занимает второе место. Его долю ЦСР оценивает в 25%, тогда как у лидера — «Авито» — 49%. Весь рынок краткосрочной аренды в 2024 году — с учетом как онлайн-, так и офлайн-каналов продажи — аналитики оценивали в 333 млрд руб.
Выручка АО «Суточно.ру», по данным СПАРК за 2023 г., составила 3,12 млрд руб., что в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году (1,71 млрд руб.). Чистая прибыль компании выросла в пять раз, до 464,4 млн руб. в 2023 г., против 87,2 млн руб. в 2022 г.
Как рассказывал DK.RU, в 2024 г. в России 14 компаний провели первичное размещение акций (IPO) — 13 из них на Московской бирже и одна — на СПБ Бирже. Это стало рекордом за 17 лет. В частности, на Мосбиржу вышли МТС Банк, гипермаркет «ВсеИнструменты.ру», производитель фармацевтических препаратов «Озон Фармацевтика», сервис аренды автомобилей «Делимобиль», а также разработчики ПО «Диасофт» и «Группа Аренадата».
Эксперты отмечали, что число компаний, которые решат провести IPO в 2025 г., будет еще больше. Одна из причин, почему компании стремятся выйти на биржу — высокие процентные ставки, которые затрудняют получение корпоративных кредитов. На этом фоне выход на биржу открывает бизнесу доступ к длинным деньгам.
В январе-ноября 2024 г. частные инвесторы вложили в акции, облигации и биржевые фонды более 1,14 трлн руб., рассказывал DK.RU.
Ранее в Минфине ожидали, что с 2025 по 2030 гг. на биржу будут выходить около 20 компаний в год. А замминистра ведомства Иван Чебесков уточнял, что порядка семи госкомпаний уже отобраны для первичного размещения акций. В 2025 г. провести IPO могут СИБУР, VK Tech, Sokolov и Рольф.