Продажи автомобилей в 2024 г. выросли почти на 50%
Несмотря на высокую ставку ЦБ, волатильность курса рубля и индексацию утильсбора, продажи авто в 2024 г. оказались рекордными за последние четыре года. Сможет ли рынок повторить рекорд в 2025-м?
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2024 г. выросли на 48,4% год к году, до 1,57 млн штук, передает Коммерсант со ссылкой на «Автостат». Это лучший показатель с 2019 г., когда было реализовано 1,59 млн машин. Таких высоких показателей рынку удалось достичь несмотря на высокую ставку ЦБ, волатильность курса рубля и индексацию утильсбора.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков говорит, что значительному росту способствовал отложенный спрос и дефицит предложения, который сформировался в 2022 г.:
Еще один фактор: бесконечное понимание, что автомобили будут еще дороже. Это подстегивало многих. Плюс, возможно, самое главное — у людей были деньги. Свои или заемные.
В «Автостате» отметили, что лидером авторынка 2024 г. и единственным представителем не китайского автопрома из топ-10 самых продаваемых брендов в стране стала Lada. Продажи легковых автомобилей АвтоВАЗа выросла на 34,4% год к году, до 436,16 тыс. По подсчетам «Автостата», доля автопроизводителя за год снизилась с 30% до 28%.
Лидером среди иномарок стал китайский Haval, который расширяет производственные мощности в России. Продажи марки выросли на 70,6%, до 190,62 тыс. штук. Замыкает топ-3 по продажам бренд Chery, который продал 157 тыс. штук авто, что на 32% выше прошлогодних показателей.
Следом идут Geely и Changan с ростом продаж на 59,4% и в 2,2 раза, до 149,12 тыс. штук и 106,1 тыс. штук соответственно.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов предполагает, что продажи новых машин в начале 2025 г. будут держаться на уровне 90 тыс. штук против 80 тыс. штук в прошлом году.
В феврале рынок может несколько подрасти, до 100-110 тыс. машин. Но есть важная оговорка. Рост контрактования сейчас связан с тем, что дилеры отдают часть своей маржи. На всех давят стоки, финансирование стало экстремально дорогим. Соответственно, все дилеры стараются избавляться от стоков, — добавляет Иванов.
Сергей Целиков из «Автостата» подтверждает, что сейчас на рынке есть фактор затоваривания: предложение значительно превышает спрос. В итоге в 2025 г. впервые за четыре года может сформироваться избыток авто.
Что касается прогнозов продаж на 2025 г., то «Автостат» полагает, что в этом году снижение продаж составит 10%, до 1,43 млн штук. На негативную динамику будут влиять высокая ставка ЦБ, индексация утилизационного сбора, ослабление рубля и рост цен.
Март и апрель будут показательнее для года, чем зимние месяцы. Если март резко пойдет вверх, то год может быть нормальным. Если нормальных продаж не будет, то по году будет сложно, — резюмирует эксперт.
О том, что на российском авторынке возник избыток китайских машин на складах дилеров и импортеров, DK.RU рассказывал в декабре 2024 г. Стоки брендов из КНР достигли 200-250 тыс. штук. При этом импорт машин из Китая в РФ уже сократился.
Ранее DK.RU также сообщал, что расходы россиян на обслуживание автокредитов растут, при этом все больше граждан не справляется с обслуживанием задолженности и уходит в просрочку.
Эксперты и участники рынка полагают, что на фоне подорожания машин и снижения доступности автокредитов ситуация на рынке заметно ухудшится.