Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
Сеть уже проверяли в 2023 г. Тогда половина взятых образцов из 23-х магазинов были признаны некондиционными. Из оборота изъяли более 14 т пищи с просроченным сроком годности или без документов.
Роспотребнадзор проведет внеплановые проверки в сети «Светофор», которая развивает магазины формата «жесткий дискаунтер» под одноименным брендом, а также под вывеской «Маяк».
В конце 2024 г. об этом в письме к правительству РФ попросил депутат Госдумы Сергей Лисовский, как передают Известия, из-за многочисленных нарушений — продаж некачественной и небезопасной продукции. Например, поставщики сети фиксировали несоблюдение закона о маркировке, технических регламентов о производстве пищевой продукции, в том числе молочной.
Кроме того, ритейлер обходит обязательные нормы закона о торговле, пишет Лисовский со ссылкой на информацию от производителей. Например, розничная сеть напрямую не заключает с партнерами договоры поставок:
Вместо этого контракты оформляют на логистические центры. Они, в свою очередь, навязывают поставщикам условия работы под предлогом того, что на них не распространяется профильный закон. Например, такие центры оплачивают товары только после их продажи на полках «Светофора». Для сравнения: сегодня ритейлеры обязаны это делать в ограниченный законом период, он зависит от срока годности товаров и может составлять, например, 10 дней. Более того, логистические центры возвращают обратно производителям просроченную и непроданную продукцию, что крайне невыгодно контрагентам.
По словам депутата, с этими проблемами производители неоднократно обращались в суды, которые уже начали признавать, что логистические центры — часть торговой сети, а значит, должны соблюдать закон о торговле.
После новогодних праздников письму дали ход. Как отмечает газета, проверки Роспотребнадзора пройдут в конце января. Известно также, что первый вице-премьер Денис Мантуров поручил службе и Минэкономразвития представить в правительство необходимые для этого бумаги.
Стоит отметить, что с 2020 г. в РФ действует мораторий на плановые проверки бизнеса, в том числе розницы. А с внеплановым контролем регуляторы могут приходить только в случаях форс-мажора. Например, после многочисленных жалоб на компанию либо в случае угрозы здоровью граждан.
В 2023 г. «Светофор» уже попадал под внеплановые проверки московского Роспотребнадзора. В столице тогда проверили 23 магазина и по итогам выявили грубые нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и технических регламентов. Так, более 50% образцов продуктов были признаны некондиционными. Из оборота было изъято более 14 т пищи, признанной опасной для потребителей, либо продававшейся без сопроводительных документов и соблюдения сроков годности, а также с видимыми повреждениями и признаками порчи.
Сейчас в России насчитывается около 2,2 тыс. магазинов под брендами «Светофор» и «Маяк». Поставки осуществляет через более чем 100 логистических центров. По данным «Infoline Аналитика», за девять месяцев 2024 г. выручка компании составила 286,3 млрд руб. По итогам 2023 г. ритейлер занимал пятую позицию в списке крупнейших ритейлеров в стране после X5 Group, «Магнита», «Красное&Белое» и «Ленты», сообщал DK.RU.
«Светофор» — еще и одна из самых быстроразвивающихся сетей РФ. В отдельные периоды она одна открывала до половины всех новых магазинов в стране. Историю ритейлера — читайте на DK.RU.
В сегмент «жестких дискаунтеров» за последние годы вышли даже флагманы рынка: X5 Group развивает сеть «Чижик», а «Магнит» — сеть «Первый выбор», рассказывал DK.RU.