Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
Из-за правовой неопределенности поставщики комплектующих для станкостроения получили «сумасшедшие» доначисления от ФНС и снизили объемы импорта. Сергей Боровиков — о том, чем опасна эта ситуация.
В конце прошлого года стало известно, что российская таможня резко повысила пошлины на некоторые товары, ввозимые в страну. Как уже писал DK.RU, с проблемами столкнулись поставщики технологической мебельной фурнитуры — комплектующие, содержащие круглые или вращающиеся элементы, стали относить к категории подшипников, в результате пошлина на изделия выросла с нуля до 55,65%.
С аналогичной проблемой столкнулись и поставщики промышленных комплектующих для российского станкостроения. После того как таможенные органы решили, что линейные направляющие для станков должны декларироваться как подшипники, многие компании, которые раньше импортировали эти товары по нулевой ставке, стали платить пошлину в размере 51,5%.
Среди тех, кто пострадал от сложившейся ситуации, — поставщик комплектующих «ЗЕТЕК». Гендиректор компании Сергей Боровиков объяснил DK.RU, почему выросли пошлины, какие неочевидные риски могут возникнуть из-за их доначисления и как можно решить эту проблему.
Что произошло?
— В вопросе классификации линейных направляющих высокоточного применения для металлообрабатывающих станков возникла правовая неопределенность.
- Направляющие всегда оформлялись как части станков (относились к 8466 ТН ВЭД, код устанавливает пошлину 0%). Правильность этой классификации подтверждалась единообразной судебной практикой.
- Теперь таможенные органы РФ решили, что линейные направляющие в сборе с опорным блоком должны декларироваться как шариковые подшипники — только на основании того, что в товаре есть шарики или ролики. Хотя наличие шариковых элементов не делает их подшипниками, точно так же, как наличие шарика не делает подшипником стержень шариковой ручки.
- Тем не менее таможенные органы принимают решение о переклассификации направляющих (из кода 8466 ТН ВЭД в 8482 ТН ВЭД). Изменения привели к начислению не только таможенной пошлины в размере 10%, но и антидемпинговой пошлины в 41,5% (предусмотрена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.04.2024 № 35).
Антидемпинговая пошлина установлена для товаров, которые импортируются из Китая. И раньше, когда линейные направляющие относились к 8466 ТН ВЭД, они не попадали под решение Коллегии ЕЭК. Сейчас, если эта продукция произведена в КНР, на нее автоматически доначисляется 51,5%.
Для продукции из других стран могут быть разные варианты. Но чтобы доказать, что товар произведен не в КНР, нужно предоставить таможне сертификат происхождения товара. Учитывая, что линейные направляющие для станков поставляются по «параллельному импорту», предоставить документы по требуемой ФТС форме невозможно. Поэтому все импортные линейные направляющие автоматически попадают и под таможенную пошлину в 10%, и под антидемпинговую пошлину 41,5%.
Коллизия заключается в том, что антидемпинговая пошлина стала применяться к товару, аналоги которого в России не производятся, — это подтверждено Минпромторгом РФ. Обязательное в таких случаях антидемпинговое расследование также не проводилось.
Ситуацию осложняет еще и то, что органы ФТС проводят таможенный контроль в течение трех лет с момента ввоза и оформления товара. То есть в настоящий момент под проведение контроля попадают все направляющие, которые ввезли в страну мы и другие компании в 2021–2024 гг., и в ходе этих мероприятий органы проводят переклассификацию товара и назначают антидемпинговую пошлину.
На что это повлияло?
В своих стратегических документах правительство РФ позиционирует станкостроительную и инструментальную промышленность как базовые секторы экономики, развитие которых обеспечивает научно-технический прогресс в российском машиностроении. Линейные направляющие жизненно необходимы станкостроителям, в том числе для создания высокоточного оборудования.
Сейчас из-за повышения размера пошлин объемы импорта направляющих падают, а часть компаний из-за нового подхода таможни фактически оказалась на грани банкротства.
В качестве примера расскажу о ситуации, с которой столкнулась наша компания. В конце прошлого года таможенные органы провели проверки ранее ввезенных нами линейных направляющих на предмет их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В итоге таможня изменила код товара на подшипники (8482 ТН ВЭД), применила 10% пошлины и 41,5% антидемпинговой пошлины и выставила нам требование к уплате более 120 млн руб. И это не предел — проведение таможенных проверок продолжается.
Другие поставщики оказались в аналогичной ситуации. Так, в конце прошлого года таможня доначислила еще одной компании более 100 млн руб. за товар, который был ввезен и реализован еще в 2021-2023 гг. Естественно, импортеры продали этот товар по предыдущей цене, и теперь им просто негде взять деньги на уплату этих многомиллионных доначисленных пошлин.
Отметим, резкий рост размера таможенных пошлин ведет к увеличению не только стоимости направляющих для покупателей, но и к стоимости станков, в сборке которых они используются. Производителям, которые выпускают свои изделия с помощью этого оборудования, придется пересматривать контрактные цены, и по той же причине будет снижен экспортный потенциал этих производств.
Нашу позицию о невозможности классифицировать линейные направляющие как подшипники поддержали Минпромторг России, ТПП РФ, Уполномоченный по правам предпринимателей, научно-исследовательские институты, Технический комитет по стандартизации «Станки». Тем не менее, ФТС не спешит менять свое решение, признав наличие системной проблемы.
А за последний месяц импортеры комплектующих для станков столкнулись с новой проблемой — таможня активно проверяет на предмет переклассификации в подшипники еще один, более сложный узел станков — линейные модули.
Что делать?
В декабре руководитель Федеральной таможенной службы Валерий Иванович Пикалев провел встречу с представителями мебельной промышленности и станкостроительной отрасли, где как раз обсуждались вопросы классификации направляющих. В итоге вопрос по мебельным направляющим был полностью снят, а идентичная ситуация по направляющим для станков осталась неразрешенной.
На этой встрече мы обратили внимание главы ФТС на то, что такой подход к классификации предоставит таможне неограниченные возможности по переклассификации практически любого товара.
Вариантом решения проблемы может стать создание отдельного кода под линейные направляющие для станков и неприменение антидемпиновой пошлины до момента выделения отдельного кода для товара. Но для этого необходимо пройти определенные бюрократические процедуры, получить согласие правительственной комиссии, в состав которой входит несколько ведомств.
На это необходимо время, которого у компаний станкостроительной отрасли нет. Импортеры линейных направляющих просто не доживут до изменений в законодательстве, которые решат системную проблему правоприменительной практики, при том что никто не гарантирует принятие таких изменений в итоге.
- Со своей стороны мы предлагаем применить такой же подход, как и к мебельным направляющим — оставить классификацию нашего товара в позиции 8466 ТН ВЭД с учетом судебной практики и проведенными экспертизами по линейным направляющим для станков.
- Считаем возможным ввести мораторий на взимание дополнительно начисленных таможенных платежей, связанных с переклассификацией линейных направляющих, импортированных в прошлые периоды, — до оценки их воздействия и выработки решения.
- Также считаем необходимым упростить требования к предоставлению сертификатов происхождения на товар, из-за которых и происходит доначисление 41,5% антидемпинговой пошлины — в связи с тем, что действующие нормы не соответствуют текущей обстановке, складывающейся в международной торговле.
Несмотря на все сложности, мы продолжаем ввозить товар, отстаивая право на классификацию товара как части станков (8466 ТН ВЭД), поскольку мы исполняем свои обязательства по контрактам перед покупателями — производителями станкостроительной отрасли. Однако ряд компаний в связи с начислением многомиллионных платежей таможенными органами фактически приостановили свою работу и вынуждены тратить последние ресурсы на судебные тяжбы. Поэтому необходимо принятие оперативных решений, которые остановят начисления таможенных платежей в размере 41,5% на линейные направляющие для станков.
Читайте также на DK.RU:
>>> Российский импорт за последний квартал вырос на 9%
>>> Минпромторг планирует изменить список товаров, разрешенных для параллельного импорта