Подписаться
Курс ЦБ на 22.01
99,92
103,28

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес?

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес?
Иллюстрация: DK.RU

Бум внутреннего туризма прошлых лет спровоцировал кратное увеличение предложения. Однако 2024 год показал, что цены растут, а доходы населения — не особо. Это тупик?

В 2022–2023 гг. мы много писали о взрывном росте внутреннего туризма в России, связанном с новой геополитической ситуацией. За это время в Свердловской области появилось множество новых туристических проектов — глемпинги, тропы, новые загородные клубы, а кто-то из старожилов отрасли вложился в бассейны и СПА.

Но вот наступил 2024 год, который ознаменовался инфляцией, ростом ключевой ставки и снижением покупательной способности населения. Что будет с новыми проектами? Ведь в таких условиях прежде всего страдают такие сферы экономики, как туризм и развлечения.

DK.RU провел круглый стол для туристического бизнеса на тему «Итоги года». Ни от одного участника мы не услышали слов о намерении закрываться или сокращать объем предлагаемых услуг. Наоборот, речь идет о расширении. Потому что спрос на организованный отдых есть: все меньше людей интересуется «диким» туризмом и все больше хочет проводить выходные в комфортных условиях. Но как это устроить, когда цены растут, а доходы населения за ними не успевают?

О том, какие перемены пришли в туристическую отрасль в 2024 г. и чего участники рынка ждут от 2025 г., рассказали:

Татьяна Белик, муниципального учреждения «Столица Урала», администрация города Екатеринбурга;

Татьяна Трофимова, директор по развитию загородного клуба «Ключ-Камень», руководитель конкурса-акселератора «Уральские каникулы»;

Вячеслав Пестриков, директор АНО «Лаборатория внутреннего туризма», сооснователь и главный идеолог проекта «Большая уральская тропа»;

Наталья Жердева, директор завода «Фарфор Сысерти»;

Татьяна Каркачева, основатель базы отдыха «Уральская пчелка»;

Никита Малышев, заместитель директора «Парка Сказов».

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес? 1

«Туризм в Екатеринбурге на 65% деловой»

Татьяна Белик, «Столица Урала», администрация Екатеринбурга:

— Екатеринбург принимает около 1,8 млн туристов в год. Это данные, которые мы видим в системе СберАналитика. Мы понимаем, что 65% этого потока — деловые и событийные туристы. Самым продуктивным месяцем с этой точки зрения по-прежнему остается июль из-за международной промышленной выставки ИННОПРОМ. Он дает Екатеринбургу в среднем около 220 тыс. туристов. И пока этот рекорд ничем не побит. Даже «Ночь музыки» близится, но не перекрывает эту цифру.

Большой вклад в корпоративный или MICE туризм внесло открытие нового кампуса УрФУ в Новокольцовском и его удобная логистическая связка с Екатеринбург-ЭКСПО. Гостиница кампуса может принять большое количество человек — участников чемпионатов профессий, спортивных мероприятий и крупные компании все чаще выбирают Екатеринбург для организации выездных мероприятий и их число растет.

Большой поток туристов в Екатеринбурге формирует шопинг и индустрия развлечений. В основном они приезжают из Челябинска, Тюмени, Башкирии, Перми, ХМАО. После них в пятерке регионов, поставляющих нам гостей, идут Москва и Московская область, далее — Оренбургская область, Татарстан.

Наша основная цель — разработка и продвижение сценариев отдыха, потому что каждая целевая аудитория ведет себя по-разному. Мы работаем над тем, чтобы добавить новые смыслы в презентацию Екатеринбурга.

Наши турпродукты чаще всего эксплуатируют образы, связанные с прошлым, но этого недостаточно. Нам нужно сбалансировать календарь событий, так как у нас недозагружена зима, и отельеры это подтверждают.

Сейчас мы работаем с туроператорами, учебными заведениями и предприятиями над запуском образовательных профориентационных продуктов для детей. На днях с командой Profi.Travel и Туристер.ру запустили в продвижение лендинг, посвященный именно современному Екатеринбург, а не его истории.

Екатеринбург — город мультижанровый. Ответить для широкой аудитории на вопрос зачем сюда приезжать — сложно. Но мы постараемся это сделать в ближайшей перспективе и запустить полноценный туристический бренд Екатеринбурга.

Вообще с точки зрения динамики даже после 300-летия туристический поток в город не просел, а продолжает расти.

«История с инфляцией какая-то безумная»

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес? 2

Никита Малышев, «Парк Сказов»:

— Уже не первый год мы уходим от того, что «Парк Сказов» — это только про детский отдых. Мы — сказочная деревня для семейного отдыха. Для закрепления этого образа мы провели большую работу в 2024 г. При поддержке областного департамента туризма мы увеличили деревню уникальных гостевых домов, создали теплый бассейн, пляжную инфраструктуру, доступную безбарьерную среду.

Наших потенциальных туристов можно разделить на три категории — организованные детские группы, самостоятельные дневные туристы и самостоятельные туристы с ночевкой. В последнюю историю мы активно уходим, вкладываясь в строительство гостиницы. 2024 г. запомнится несколькими моментами.

С одной стороны, рост посещаемости индивидуальных туристов и рекордная загрузка гостевых домов в летний период. Летом 2024 г. были также побиты рекорды посещаемости комплекса. Новая инфраструктура притянула много новой аудитории. Также широкий охват жителей области был связан с участием в престижной премии Russian Traveler Awards, и нашим 2-е местом в номинации «Лучшее культурно-досуговое пространство страны». Мы увидели колоссальную поддержку жителей и гостей нашей области.

С другой стороны, инфляция и нехватка рабочей силы. В гонке за кадры мы трижды за год повышали зарплаты.

Это все очень сильно сказывается на удорожании продукта, но в какой-то момент нам пришлось снизить цены на организованные группы, потому что мы увидели реакцию организованных школьных групп и тур фирм. Плюс значительно подорожали услуги автоперевозчиков.

Выход из этой ситуации мы видим в сотрудничестве со Свердловской пригородной компанией, чтобы турист из Екатеринбурга (а это наш основной турист) смог доехать до «Парка Сказов» за 30 минут за 40 руб.

В Свердловской области чувствуется нехватка семейных туристов. Коллеги подтвердили, что у нас больше развит событийный и деловой туризм. В 2025 г. мы будем стараться стать центром притяжения для семейных туристов и пытаться зайти в Челябинскую область, поскольку теперь есть прямое ж/д сообщение с Челябинском через станцию Арамиль. А также активно работать с турфирмами из других регионов России.

«В 2024 г. в России был бум туристических троп»

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес? 3

Вячеслав Пестриков, АНО «Лаборатория внутреннего туризма»:

— Один из наиболее крупных проектов АНО «Лаборатория внутреннего туризма» — «Большая уральская тропа», пешеходный маршрут протяженностью 2300 км, также планируются велосипедный и водный маршруты. В прошлом году мы запустили два визит-центра, всего планируется около 50 центров через каждые 50 км.

«Большая уральская тропа» — это такая инфраструктурная сеть маршрутов, которая объединит несколько регионов Урала — Свердловскую, Челябинскую области, Пермский Край, Башкирию и Оренбуржье.

Наша глобальная задача — создать бренд Урала и вывести его на федеральный рынок, потому что этим у нас никто не занимается. Мы пытаемся сформулировать его, развить и включить в него максимальное количество инфраструктуры и туристических смыслов.

У нас нет возможности снимать банковскую или сотовую метрику, как это делают в Екатеринбурге, потому что в горах нет сотовой связи. Но за этот год упоминаемость проекта в социальных сетях выросла в пять раз, численность наших подписчиков — вдвое, посещаемость БУТ в Висимском заповеднике — в три раза.

В этом году в России произошел взрывной рост проектов туристических троп. Два года назад их едва набиралось два десятка, сейчас около 200. Могу предположить, что в следующем их будет в два раза больше. И вся эта отрасль активно развивается. Только на Урале за этот год появилось несколько десятков проектов новых троп, которые между собой не взаимосвязаны, не конкурируют, но их можно объединить единой нитью.

Здесь как раз появился хороший тренд выстраивания партнерских отношений. Маленькие проекты приходят в большой за привлечением аудитории федерального бренда. Так мы получаем радиальные выходы тропы в населенные пункты, которые находятся вдоль Уральских гор.

Вокруг проекта начинают формироваться туристические кластеры — мы никуда от этого не денемся. Предприниматели, владеющие туристической инфраструктурой — кемпингами, глемпингами, турбазами, и администрации городов, которые находятся возле трека, начинают объединяться и сообща развивать территорию.

Таким образом совместными усилиями, работая в рамках большого бренда, получается добиться больших результатов.

Плюс мы начинаем работать с крупными городами близ Екатеринбурга — Полевским, Первоуральском, Миассом. Они начинают формировать вокруг себя инфраструктуру не для того, чтобы приходил внешний турист, а в первую очередь для внутреннего туриста, местных жителей. Это большие позитивные изменения 2024 г.

Диких туристов с палатками, которые не приносят денег, становится все меньше. Люди хотят приехать на природу, безопасно оставить машину, получить информацию, скачать трек, купить сувениры, выпить кофе, погулять, остаться ночевать в глемпинге или кемпинге. Это классный тренд, который задает вектор развития туристического бизнеса в территории. В его контексте работать под большим брендом, который объединяет Урал, становится выгодным.

«Ситуация с Газпромом обернулась для нас бумом продаж»

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес? 4

Татьяна Каркачева, «Уральская пчелка»:

— Мы работаем три года. Средний чек год к году растет. Однако поднять его на новогодние корпоративы в этом году мы не смогли — с ростом цены начался заметный отток посетителей и пришлось вернуть прайс на прежний уровень, а ведь транспорт у нас заметно подорожал. Сейчас стоимость одного посещения для групп 2 тыс. 200 руб., для туроператоров 1 тыс. 800 руб.

Мы принимаем детские группы, семьи и проводим корпоративы. У нас познавательный сельский туризм, а с мая по сентябрь — еще и лечебный, так как нахождение на пасеке поднимает иммунитет, оздоравливает бронхи и легкие. Плюс мы организовываем программу на многие праздники, так что наш туризм еще и событийный.

2024 г. ознаменовался неприятностями с Газпромом. Мы вынесли ситуацию на суд общественности в СМИ. Это обернулось для нас ростом продаж. Мы продали за месяц столько меда, сколько не продавали за год.

Психология у потребителя такая: «Раз вас закрывают, мы возьмем у вас все, что есть». Пришлось даже купить аппарат, который разливает мед, потому что вручную не справлялись. Нас начали узнавать новые клиенты. Так что я считаю, что этот год мы заканчиваем очень хорошо.

Еще до истории с Газпромом нам предложили открыть филиал «Уральской пчелки» в Казани. Только там мы бы назывались «Барская пчелка». Условия предложили очень хорошие, но мы решили, что из Екатеринбурга не сможем поддерживать казанский филиал на должном уровне: невозможно контролировать качество, не принимая непосредственное участие в процессе. Поэтому мы отказались.

Также нам предложили открыться в Челябинске. Думаю, что к 2026 г. мы туда зайдем. В 2025 г. уже точно заходим в Мариинск. Мы выбрали земельный участок, будем строиться. Он не такой масштабный, как в Кадниково, но в Челябинске и Мариинске мы хотя бы сможем контролировать процесс.

Мы бы и здесь принимали туристов из других регионов, но вот, например, челябинцам наши цены кажутся неподъемными. В прошлом году стоимость четырехчасовой программы для отдыха была 1 тыс. 700 руб. с питанием. Ни одна группа так и не собралась.

Я считаю, что внутренний туризм не будет затухать. Он будет только развиваться. Нам надо продолжать работать над инфраструктурой и разнообразием предложения.

«Держать двери закрытыми уже неприлично»

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес? 5

Наталья Жердева, «Фарфор Сысерти»:

— Завод «Фарфор Сысерти» — это объект промышленного туризма. Мы принимаем экскурсии прямо на работающем предприятии. Приезжают школьники, бабушки-подружки, профессиональные керамисты. И все идут по одному маршруту. На нем есть такие аттракции, как мастер-класс по росписи посуды вручную, посещение небольшого музея, экскурсия по цехам производства и комната антистресса — в ней все желающие могут побить посуду в свое удовольствие. Так мы избавляемся от брака, а наши клиенты — от негативных эмоций.

В 2024 г. мы приняли 11 тыс. туристов, цена экскурсии составляла 800 руб. Мы держим ее изо всех сил, хотя ее давно пора проиндексировать.

Что касается географии, то к нам едут не только из Екатеринбурга, но также из Челябинска, Москвы, была группа с Алтая. Нами интересуются группы из-за рубежа, например из Китая. В дни ИННОПРОМа в этом году мы принимали гостей из ОАЭ, они попросили научить их делать фарфор. И вот здесь проблема.

Мы могли бы организовать образовательный туризм. Но невозможно научить изготавливать фарфоровые изделия за один день, для этого нужно несколько месяцев. Но нам просто негде расселять людей. Сысерть не располагает необходимым номерным фондом.

Мы работаем над программами повышения квалификации. В 2024 г. у нас учились студенты Тюменского института культуры, для них была организована производственная практика длительностью 10 дней. Такие запросы есть, но пока мы их удовлетворить не можем. Но понятно, что в эту сторону двигаться надо обязательно. К нам стучится столько людей, что держать двери закрытыми просто неприлично.

Сегодня доходы от туризма составляют порядка 20% выручки предприятия. И эта статья хорошо растет.

«Нам помогло решение поднять цены и сценарный подход»

Эта безумная история с инфляцией, или новые реалии туризма. Готов ли к ним бизнес? 6

Татьяна Трофимова, «Ключ-Камень»:

— «Ключ-камень» — это загородный клуб с территорией 7 га с комфортной и развитой инфраструктурой. У нас есть места размещения, бани, беседки, оборудованная эко-тропа, ресторан «Карасик» — жемчужина клуба, а также лес, скалы и река прямо на территории, а еще мы начали строить СПА-комплекс с дополнительным рестораном и новыми местами размещения.

Наши туристы — это не туристы с палатками. Мы зарабатываем на проживании и отдыхе на территории клуба. Средний чек — от 15 тыс. руб. в сутки для пары, для семьи — от 20 тыс. руб. В этом году весной мы подняли цены и это было правильное решение, загрузка летом была прекрасная, на грани фола — более 70%. Профессионалы отрасли понимают, что это очень критично для инфраструктуры, потому что в случае загрузки, близкой к 100%, ты несешь больше затрат, чем получаешь доходов.

«Ключ-камень» — это семейный бизнес, который находится в стадии бурного развития. Сейчас есть цель систематизировать бизнес и заработать на дальнейшее развитие — за прошлый год все цели достигнуты.

Мы считаем, что 2024 г. прошел хорошо, мы впервые провели новогоднее мероприятие в ресторане — и мы, и гости довольны результатом, получилась добрая веселая домашняя атмосфера. Конечно, в 2024 г. предсказуемо возникли сложности с привлечением инвестиций из-за всех осенних событий в экономике. Но эта история вне нашего влияния, мы можем разве только шаманские практики провести в нашем месте силы (шучу, конечно). К тому мы же трепетно относимся к поиску инвестора, так как предлагаем полноценное партнерство и долю в бизнесе, а не просто инвестиционные выплаты, и поэтому хотим человека со схожими ценностями.

Добиться хороших результатов нам помогло решение продвигаться через сценарный подход к организации отдыха: мы предлагаем не просто созерцание красоты природы и свежий воздух на выходных, а решение — как провести время, чем занять день, то есть «уральские каникулы» на Чусовой.

У меня есть мечта приучить екатеринбуржцев к загородному отдыху в выходные дни. Торговые центры в субботу и воскресенье битком забиты, но те же деньги можно тратить у загородников, получая больше пользы для своей семьи. Я считаю, что ради продвижения загородного отдыха нужно объединяться. Один загородный клуб не обладает бюджетами двигать такую глобальную тему.

Читайте также на DK.RU: Новые точки притяжения, маршруты и программы. Что ожидали представители туристического бизнеса от 2024 г.

Самое читаемое
  • Большого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-мБольшого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-м
  • В Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыбВ Свердловской области создадут рыбхоз для разведения ценных видов рыб
  • Екатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправленияЕкатеринбург перестанет принимать международные почтовые отправления
  • Стало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах РоссииСтало известно, как сильно упали продажи новых квартир в крупных городах России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.