Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»
10 лет назад Анна Назарова начала делать букеты из овощей, а потом и портреты в духе Арчимбольдо. Работала с Эрмитажем и Русским музеем. Сейчас она владеет отелем и превращает его в арт-объект.
У Анны Назаровой впечатляющий, крайне разноплановый профессиональный бэкграунд. Получив искусствоведческое образование в Красноярске, она работала журналистом, креативным директором в рекламном агентстве и писала сценарии для художественных фильмов. Переехав в Петербург, начала «коллекционировать» новые профессии — кладоискателя, нулевого посетителя в баре, повара. В 2014 г. придумала овощную флористику, сделала ее модной и запустила проект «ОХорошо» («Очень хорошо») — мастерские в Петербурге, Москве и Красноярске, в которых создают съедобные букеты из овощей.
Она стала художником-инсталлятором и в этом качестве принимала участие в больших российских и международных проектах, в частности с 2017 г. работала в творческой лаборатории «Желтая Мельница» Славы Полунина во Франции и до сих пор остается там официальным резидентом.
В 2020 г. Анна неожиданно для себя унаследовала землю с базой отдыха «Радуга» в селе Максимиха Баргузинского района Республики Бурятия (DK.RU рассказал об этом месте в рубрике «Что я там не видел?»). Гостиничный бизнес не вписывался ни в ее жизненные, ни в творческие планы, но она решила попробовать. Опыт, навыки и компетенции, полученные в разных сферах, помогли ей в освоении новой. Сейчас она последовательно превращает территорию и гостиницу в арт-пространство. В этом ей помогают единомышленники — друзья, художники, волонтеры.
В интервью DK.RU Анна Назарова рассказала, почему создавать арт-парк не только интереснее, чем строить гостиничные корпуса, но и в перспективе финансово выгоднее, и как собирается «поженить» туризм и искусство.
Как появилась «Радуга»?
— Моя мама по работе оказалась в Бурятии на берегу Байкала и влюбилась в это место. Когда появилась возможность приобрести землю, она ею воспользовалась и спустя какое-то время приступила к строительству. В тот момент там не было ни электричества, ни воды, только елки.
Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова
Она с самого начала хотела запустить там гостиничный бизнес?
— У нее были разные варианты. Я нашла генплан Максимихи 1996 года, в котором были и теннисные корты, и прачечные комбинаты, и учебные центры. Она начала с гостиницы, но это была далеко не финальная версия. Мама мыслила с размахом (мне до нее далеко), масштабно, на десятилетия. Она понимала, что это потенциально хорошее место для туризма, что оно будет развиваться. В то же время она не стремилась застроить всю территорию гостиничными корпусами.
Ты была вовлечена в ее грандиозные планы?
— Нет, все решения мама принимала сама, никому ничего не делегировала. Я приезжала на Байкал каждое лето и максимум, что делала — гладила пододеяльники. Потом открыла кафе. Еще в один из сезонов готовила завтраки, обеды, ужины из трех блюд на 70 человек в течение месяца, потому что мама уволила повара. Я всегда видела лишь кусочек «пазла», и даже со стороны гостиничный бизнес на Байкале казался мне неподъемным. Я никогда не чувствовала «Радугу» своей, даже не воспринимала это место как потенциально свое, поскольку мама планировала жить очень долго.
У меня была собственная жизнь на «большой земле», интереснейшие проекты и международные контракты: договор с цирком «Дю Салей» на большую инсталляцию в Лас-Вегасе в стадии подписания, планы на пять лет со Славой Полуниным. Я официальный резидент «Желтой Мельницы» — это редкость и огромная ценность, этот статус позволяет приехать туда в любой момент и реализовать все, что хочешь, без согласований, потому что ты подтвердил свои компетенции.
Все было прекрасно, весь мир лежал передо мной. И тут практически одновременно умирает мама и мне достается «Радуга», начинается пандемия, закрываются границы, и моя профессиональная жизнь схлопывается. Еще незадолго до этого я развелась с мужем.
Я была в ступоре. В этот момент «Радуга» стала для меня одновременно и тупиком, и вариантом. Я понимала: если возьмусь за нее, сначала точно попаду в тупик, потому что все процессы для меня совершенно новые. Вести гостиничный бизнес непросто и на «большой земле», где выстроена логистика, а в Бурятии с ней крайне непросто: от Максимихи 300 километров до ближайших саморезов и новой раковины, которая нужна сегодня. Мои соседи возят постельное белье в прачечную в город, только дорога обходится им в 7 тысяч рублей. К слову, у меня прачечная на территории, я купила гладильный пресс и сушильные машины.
В тот момент не было желания просто продать «Радугу»?
— Конечно, было. Я сразу получила довольно хорошее предложение (тогда я думала, что хорошее), но отказалась. У меня был опыт, когда я сидела на мешке с деньгами (их приносил проект «ОХорошо»), но без дела и пила антидепрессанты. Поэтому я решила: буду пробовать, потому что продать можно всегда. К тому же продолжалась пандемия, никто не знал, чем она закончится: вдруг человечество находится на пороге апокалипсиса и уцелеет только это место.
В сезон 2020 г. мы открылись в тестовом режиме, потому что об этом просили постоянные клиенты — им не хотелось сидеть в городах в условиях ограничений. Некоторые даже не знали, что мама умерла, просто ехали туда, где привыкли отдыхать. Тогда только Роспотребнадзор выставил гостиницам 38 страниц предписаний, и нам приходилось их соблюдать. Поэтому мы не стали открывать кафе. Я готовила завтраки, которые разносились по номерам. Мы выставили на улицу под навес холодильники, микроволновки и столы, чтобы гости могли разогревать еду из магазина.
В первый год работы я ничего не меняла, просто ходила по территории с блокнотом и записывала свои мысли по поводу каждой локации: что можно и нужно улучшить.
Составляя эти списки, я подумала: у меня нет возможности поехать к Славе Полунину, но я могу создать на Байкале свою «Желтую Мельницу», «поженить» туризм и искусство.
Буду реализовывать проекты без согласования с заказчиками, приглашать художников, с которыми люблю работать, друзей, тех, с кем у меня общие эстетические и мировоззренческие точки пересечения.
На первый взгляд, такой проект в 232 км от Улан-Удэ, в месте, где проживает 100 человек, не кажется перспективной бизнес-идеей.
— Да, с общепринятой точки зрения бизнес в туристическом месте должен выглядеть иначе. Когда соседи видят мою территорию, неизменно восклицают: «Сколько же еще работы, здесь еще строить и строить!». Такова логика человека, который покупает землю с определенной целью, чаще всего с целью строительства. На меня это богатство свалилось, поэтому я мыслю иначе. Допустим я построю еще несколько гостиничных корпусов, а дальше что? Гости будут выходить из номеров, покупать пиво и сидеть на берегу Байкала с кальяном?
Кроме того, строительство даже небольшого домика обойдется миллионов в десять, при этом одновременно в нем будут проживать четыре человека. Активный туристический сезон длится полтора месяца — с начала июля до середины августа. Можно легко посчитать, сколько денег принесет домик — не так много. Если же погода будет плохой или возникнут форс-мажоры, он будет простаивать. В любом случае вложенные средства будут отбиваться очень долго.
На мой взгляд, правильнее делать ставку не на капитальное строительство, а на развитие дополнительных услуг. У нас уже есть фитобочки, соляная комната, кафе, сувенирная лавка. Но главное — я вижу «Радугу» местом досуга.
«Желтая Мельница» — прежде всего пространство с массой классных театрализованных инсталляций и атмосферой, в которой тебе приятно находиться. Я рада, что Максимиха активно застраивается, потому что все эти люди — мои потенциальные клиенты. 1 июня 2025 г. мы откроем в «Радуге» арт-парк, вход будет платным, это обеспечит нам денежный поток.
Что будет в арт-парке? На какие средства реализуется проект?
— В арт-парке будет 17 инсталляций. В 2024 г. мы получили грант в пять миллионов рублей на реализацию проекта. Он реализуется при поддержке грантового конкурса ЭН+ «Города со знаком плюс». Эти средства расходуются на материалы, частично на гонорары художников – авторов инсталляций, на зарплату арт-куратора, фотосъемку и пр. Я не получаю ни рубля, зато могу оплачивать услуги тех, кого привлекаю.
Презентация проекта арт-парка «Лес». Автор фото: Хэшэгто Дансарунов. Предоставлено: Анна Назарова
Как создаются инсталляции?
— Мы придумали следующую механику: в «Радугу» приезжает художник, мы отводим участок, для которого он придумывает инсталляцию и создает эскиз. Обязательное условие — инсталляция должна состоять из маленьких элементов, которые легко может повторить обычный человек. Художник готовит образцы и проводит мастер-классы для туристов (они бесплатные), либо их проводят наши волонтеры. Когда набирается критическая масса заготовок, художник возвращается и монтирует инсталляцию.
В 2024 г. мы построили на территории «Радуги» мастерскую и запустили процесс создания экспонатов. С открытием арт-парка в «Радуге» начнется другая жизнь.
Аня на фоне заработавшей в 2024 г. мастерской. Автор фото: Хэшэгто Дансарунов. Предоставлено: Анна Назарова
Что изменится?
— «Радугу» уже сейчас называют арт-объектом, я хочу сделать его иммерсивным. Например, появится зона «Сумасшедшего чаепития» (прим. ред. — эпизод из книги «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. В нем Шляпник, Мартовский Заяц и Алиса, разливая чай мимо чашек, загадывают друг другу загадки и празднуют «не именины») с круглым столом и арт-тортом. Гости смогут взять сервиз и чайник чая в кафе, отправиться туда компанией, чтобы поиграть в безумное чаепитие или просто провести время вместе.
Есть идея организации творческих заездов. Например, скетч-туров, в которых путешественники вместо фотографий делают зарисовки. Мы привлечем профессионального художника, который проведет установочную сессию, и предоставим гостям материалы для работы. Они будут делать зарисовки за завтраком, на экскурсиях. Возможно, кто-то захочет создавать коллажи, собирать гербарии. Мы рассчитываем, что в такой поездке раскроется творческий потенциал человека, и он вернется домой с собственноручно созданной книгой впечатлений.
Мне хочется, чтобы в «Радуге» не было случайных туристов, чтобы сюда приезжали целенаправленно, потому что мы «странненькие», а не потому, что это гостиница на берегу Байкала, где осталось два свободных номера.
Судя по репутации, которая у нас уже формируется в республике и за ее пределами, это реальная цель, и за пару лет мы придем к такому формату.
Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова
Что оказалось для тебя самым сложным в роли хозяйки «Радуги» и инициатора создания арт-парка?
— Научиться терпению. Оно жизненно необходимо, когда много идей и хочется реализовать все и сразу, но ты постоянно спотыкаешься, тебя что-то тормозит, начиная с собственных физических и финансовых возможностей и заканчивая тем, что из-за дождя нельзя красить фасад. Ждать и не сливаться, если сразу не видишь результат, к которому стремился, — вот что самое сложное.
Проблем разного рода тоже хватает, но я воспринимаю их как задачи. Если растить цветок в тепличных условиях, скорее всего, в естественной среде он не выживет. У того, кто, образно говоря, пробивается сквозь асфальт, больше сил и воли к жизни. Я с 15 лет жила одна, рано научилась самостоятельно принимать решения, и у меня не было выбора, становиться сильной или нет.
Кроме того, само место тренирует, меняет мышление, учит быть собранным и решительным. Вещи, которые пять лет назад показались бы мне неподъемными, сейчас представляются маленькими рабочими задачами. Каждую я делю на этапы и продумываю, кого и в какой момент надо привлечь.
В «Радуге» оперативно решаются все вопросы и реализуются творческие проекты. От идеи до воплощения проходит максимум два дня. Иначе нельзя, поскольку сезон короткий. Для меня это место — идеальный тренажер принятия решений, ведь по большому счету только я определяю, что все будут есть завтра и что необходимо сделать. При этом я стараюсь максимально делегировать все процессы и не вмешиваться в то, что делегировала.
Важно найти людей, которым можно делегировать. В «Радуге» преимущественно работают волонтеры. Как ими становятся?
— Желающие приехать в «Радугу» заполняют анкету волонтеров на сайте и проходят довольно строгий отбор. Я внимательно читаю ответы на все вопросы и смотрю соцсети людей. Один из вопросов анкеты звучит так: готов(а) ли ты к простой физической работе в виде уборки номеров, мытья посуды или глажки? Мы практически не берем тех, кто не готов. Таким образом сюда приезжают люди, которые заинтересованы в этом месте и согласны играть по нашим правилам. И у меня уже более 250 заявок.
В «Радуге» есть четкие гайды для выполнения работ, например уборки, с фото и описаниями. Все процессы понятны для исполнителей. Есть координатор волонтеров, который ставит задачи, по вечерам проходит установочная сессия, на которой мы решаем, что нужно сделать, какие задачи есть в гостинице и в арт-парке. Я структурировала этот маленький мирочек таким образом, чтобы каждый, кто в него попадает, знал, что и как делать.
Кстати, в волонтерской анкете есть вопрос о суперспособности человека, его умении, о том, что он хотел бы принести в «Радугу». Я стараюсь дать возможность каждому делать то, что ему интересно и нравится.
Тебе хватает времени на все задачи?
— Летом я сплю по два-три часа. Мне нравится, что «Радуга» — сезонный проект, что его можно законсервировать и уехать культурно опыляться и получать новые знания на «большую землю». Зимой 2022 г. я занялась мозаикой, а летом 2023 г. в «Радугу» приехали Ада Рош и Юля Яковлева и мы сделали мозаичный фасад.
В 2024 г. у нас прошли мозаичный и керамический кэмпы.
Подготовка объемных композиций для оформления остановки волонтерами-мозаичистами комьюнити MosaicAmo под кураторством Аделаиды Рош
Ты чем-то увлекаешься, привозишь сюда и усиливаешь, обогащаешь это место — так это работает.
Летом 2024 г. художники Мария Скурихина и Юлия Яковлева вместе с волонтерами создали в «Радуге» мозаичные дорожки. Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова
Осенью 2023 – весной 2024 г. я прошла курс социокультурного проектирования территорий в школе «Никола-Ленивец». Я понимала, как настроить гостиничную часть, но не знала, как подступиться к арту. Теперь у меня есть четкий план на ближайшие 10 лет. Например, я хочу сделать ночной арт-парк. Мы не просто подсветим существующие инсталляции, а создадим мультимедиа-проекции. На «Желтой Мельнице» я познакомилась с крутыми 3D-мейкерами, авторами световых шоу для «Формулы-1». Им интересно поработать на Байкале. После запуска ночного арт-парка приступим к реализации зимнего арт-парка для приезжающих на лед Байкала. В этот период здесь нечего делать, а лежать и неделю «целовать лед» просто невозможно.
«Радуга» — инвестиционный проект?
— Нет, он кормит себя. В первый сезон проект ничего не принес, но и ничего не забрал. Перед вторым сезоном я продала квартиру в Петербурге, которую покупала в инвестиционных целях, и сняла деньги со своего космического счета. Я планировала полететь в космос как турист, но в итоге отправилась туда на «Радуге». Средства были нужны срочно, чтобы к началу заезда привести в порядок кафе, крыша и стены которого были выполнены из синего поликарбоната, поэтому помещение было, как теплица, а еда казалась фиолетовой. За сезон я «отбила» сумму от продажи квартиры.
Кафе в «Радуге». Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова
В 2023 г. «Радуга» принесла деньги, которые я в нее в дальнейшем и вложила. Оставь я все, как есть, заработанных денег хватало бы на спокойную жизнь до следующего сезона. Но я инфицирована «Радугой», поэтому все время что-то покупаю. Сейчас нам хватает денег на операционные расходы, что-то остается на развитие. Думаю, с 2025 г. проект начнет приносить хорошие деньги.
Чем еще ты занимаешься в Петербурге?
— Инсталляциями и стейджингом. Стейджинг — это маркетинговый инструмент, помогающий быстро продать квартиру или сдать в аренду. Когда заходишь на «Авито» в поисках жилья и смотришь объявления, буквально кровь течет из глаз и ты понимаешь: лучше остаться там, где живешь сейчас. Я делаю так, чтобы квартира заказчика уходила за день и по цене выше рынка. Я приезжаю на объект и смотрю, как сделать его привлекательным без больших финансовых вложений, нужен ли ремонт, придется ли менять мебель или получится что-то «подшаманить». Потом называю заказчику стоимость своих услуг и бюджет на переделку. Дизайн с ним не согласуется. Если человек скажет «да», то через две-три недели получит обновленную квартиру и продающие фото для объявлений.
Как ты к этому пришла?
— Случайно. После переделки номеров в «Радуге» я приехала в Петербург. Из-за СВО и мобилизации многие решили релоцироваться. В тот период друг попросил меня перепостить его объявление о сдаче квартиры. Я посмотрела фото и предложила приехать к нему и сделать новые. Он согласился. В результате мы перекрасили кафель в ванной, переставили мебель, я привезла сумки декора и все это сфотографировала.
Мой друг долго не мог сдать квартиру и уже собирался снизить цену до 40 тыс. руб., но после переделки она «ушла» за один день за 65 тыс. Я рассказала об этом в соцсети, после этого начала получать запросы от потенциальных заказчиков.
Я уже переделала несколько десятков объектов.
Что сейчас происходит с проектом «ОХорошо»?
— Он работает, находится в топ-магазинов на Flowwow. Сотрудники собирают букеты, а я контролирую. Я человек-структура. Я считаю, что достаточно один раз выстроить все процессы. Если все сделал правильно, бизнес будет работать. Сейчас у «ОХорошо» намного меньше заказов, чем несколько лет назад. Сначала их количество сократилось из-за пандемии, когда встали крупные проекты. После начала СВО из страны уехали многие состоятельные заказчики, и рынок сократился. Но у нас есть постоянные клиенты и клиенты с Flowwow. «ОХорошо» приносит небольшой доход, не компенсирующий мои моральные терзания, ведь я понимаю, что раньше вела этот бизнес весело и с огоньком, а сейчас просто поддерживаю. Тем не менее, он кормит людей, которые в нем задействованы.
Кем ты сейчас себя больше чувствуешь — бизнес-леди, хозяйкой гостиницы, художником?
— Раньше я знала, что я художник-инсталлятор, изобретатель, искусствовед. Сейчас мне пригождается весь опыт, полученный до «Радуги»: все словно собралось в одной точке — и работа креативным директором, и журналистом, и поваром, и арт-куратором, и художником. У меня нет рабочего времени и нерабочего, я не могу сказать, кто я сейчас по профессии. И, откровенно говоря, даже не задаю себе таких вопросов, потому что мне всегда есть что делать.
Читайте также:
Павел Лебедев: «Театр позволяет прожить совершенно другую жизнь, причем от и до»
Кирилл Бородин: «Сказки про карающих богов остались в прошлом, потребитель желает милоты»
«Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников