Рынок переконсолидирован: какие бренды продуктов питания росли в 2024 году
Вырасти даже на 5% — огромное достижение для продуктовых брендов, поскольку на 1% товарных позиций приходится 64% продаж в натуральном выражении.
На рынке продуктов питания наблюдается переконсолидация — львиная доля продаж принадлежит 1% брендов, пишет Forbes со ссылкой на информационно-аналитическую компанию NTech.
Аналитики изучили рынок продуктов питания, чтобы выявить бренды, которые в течение всего 2024 г. наращивали свою долю. Рассматривались те, кому удалось увеличить ее на 5% и более в абсолютном денежном выражении. В исследовании не участвовали собственные торговые марки сетей, бренды без положительной динамики за последние два года и те, которые появились позже первого квартала 2024 г.
Оказалось, что в сетях продается порядка 14800-14900 брендов и более 19600 SKU (товарных позиций), но лишь части из них удается держать значительную долю рынка.
На 1% SKU приходится 64% в натуральном выражении, на 1% брендов — 55%, — уточняет директор по аналитики исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов.
То есть в каждой категории товаров есть те, с которыми бороться очень сложно, добавляет эксперт.
Еще 15-20 лет ситуация была иная — сильный игрок мог выйти на новый рынок и за счет агрессивного маркетинга, эффективного устройства бизнеса и качества продукции буквально за год вырваться в лидеры. Сейчас конкурировать приходится с такими же сильными соперниками, которые не хотят двигаться. Так что увеличение за год доли на 5% в какой-либо категории — успех, требующий колоссальных усилий, — говорит Ардалионов.
По итогам первых трех кварталов 2024 г. выявлены следующие лидеры по доле рынка:
- «Атяшево» (56% в денежном выражении среди ливерных колбас);
- торговая марка «КИТ» (55% в денежном выражении среди мучных и кондитерских изделий);
- Vici (30% в денежном выражении среди рыбных полуфабрикатов).
Среди компаний также есть те, кто в 2024 г. рос экстремальными темпами. Например, в сегменте стерилизованных сливок продажи бренда «Я люблю готовить» выросли за год на 2268% в денежном выражении и на 1918% в физическом. А в категории «лимонад современный» на 740% в денежном выражении и 539% в физическом выросли продажи ТМ «МОХИТО FRESH». В категории «куриные яйца» лидером по динамике стала торговая марка «Лето» (403% в денежном и 316% в реальном выражении).
Кроме того, более чем на 100% выросли продажи котлет «Слово мясника» (+205% в денежном и +185% в физическом выражении), пудинга HIGH PROTEIN (+177% и +130%) и мясного фарша от «Сибагро» (+166% и +123%).
В целом около 40 брендов показали взрывной рост, но в половине случае это касалось узких нишевых категорий, добавляет эксперт. В этом есть опасность для общей ситуации: ритейлеры оставляют на полках товары, которые пользуются бОльшим спросом, и в итоге они начинают влиять на цены в магазинах.
Как ранее писал DK.RU, по подсчетам Росстата, инфляция в 2024 г. достигла 9,52%. В целом цены на продовольственные товары поднялись на 11,05%, лидером роста здесь стала плодоовощная продукция (+22,09%), при этом самое значительное подорожание коснулось картофеля (+44% за год).
Читайте также на DK.RU:
>>> Сильнее всего по итогам 2024 г. подорожали картофель, обслуживание кредитов и связь
>>> Ноутбуки, смартфоны и настольные ПК подорожали по итогам 2024 г. на 15-25%