Подписаться
Курс ЦБ на 30.01
98,01
102,40

«Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики?

директор Школы экономики и менеджмента ИнЭУ Ирина Тургель
директор Школы экономики и менеджмента ИнЭУ Ирина Тургель. Иллюстрация: пресс-служба УрФУ

Большое интервью с профессором УрФУ — о разумной господдержке, заинтересованности крупных предприятий, кластерах Екатеринбурга, «Лете на заводе» и рисках возникновения «туризмофобии».

Последние несколько лет мы наблюдаем бурный рост креативных индустрий. Много таких проектов реализуется и на территории Среднего Урала — открываются креативные кластеры, запускаются новые фестивали, проходят крупные модные показы. По данным Агентства стратегических инициатив, в нашем регионе в этом секторе уже занято более 30 тыс. человек.

Областные и муниципальные власти административно и финансово поддерживают креативные команды. Недавно глава Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что город продолжит оказывать поддержку креативным индустриям.

Что такое креативная экономика, почему на нее возлагают такие надежды и действительно ли она способна открыть «второе дыхание» для малых городов? Об этом DK.RU расспросил директора Школы экономики и менеджмента ИнЭУ УрФУ Ирину Тургель, которая также является руководителем проекта Российского научного фонда «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации».

От идей до коммерческого успеха

В целом по стране сфера креативной экономики также развивается достаточно динамично. По данным АСИ, в ней уже занято около 4,6 млн россиян, а сектор ежегодно генерирует 14,5 трлн руб. выручки. Для регулирования деятельности отрасли принят федеральный закон «О креативных индустриях». Разрабатываются стратегические документы по развитию креативных индустрий.

Ирина Дмитриевна, почему в последние годы этому сектору уделяют такое серьезное внимание?

— Я думаю, это связано с тем, что экономика сейчас активно ищет новые возможности для роста и развития.

Если посмотреть на общемировые тенденции, вы заметите, что акцент сместился со сферы традиционного материального производства на нематериальное. Мы пришли к пониманию, что креативная экономика, основанная на творчестве, интеллектуальной собственности, нематериальных активах, способна приносить реальные дивиденды и реально преобразовывать окружающую среду.

Нет ли противоречий в терминах «креативная экономика» и «креативная индустрия»? Все-таки креатив — это составляющая творчества, которое обычно не направлено на извлечение постоянной или значительной прибыли.

— Здесь никаких противоречий нет. Креативная экономика, как и экономика в целом, это в первую очередь отношения между хозяйствующими субъектами, обществом, государством, по производству какой-то общественно значимой ценности.

Уникальность креативных индустрий заключается в том, что их представители создают реальный продукт на основе нематериальной идеи, оформленной как интеллектуальная собственность.

Например, так происходит с творческими мероприятиями: сначала появляется идея провести интересное музыкальное событие, и она трансформируется в конкретный фестиваль «Ночь музыки», который уже может претендовать на финансирование. Аналогичный пример из сферы моды: сначала появляется идея тренда, он воплощается в конкретные изделия, которые уже предлагаются потребителям.

То есть в креативной экономике идея становится основой для создания продукта. А задача экономистов — сделать так, чтобы она привела к коммерческому успеху.

Какие отрасли сегодня относят к креативной экономике?

— В каждой стране подходы к тому, что относится, а что не относится к креативной экономике, могут отличаться.

У нас эти индустрии начали развиваться сравнительно недавно, сейчас мы делаем первые попытки их систематизировать и нормативно закрепить. Так, в федеральном законе, принятом в прошлом году, обозначены четыре вида креативных индустрий:

  • основанные на историко-культурном наследии (например народные промыслы, деятельность галерей и музеев);
  • основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской, исполнительской деятельности, фонограммах;
  • основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (например разработка программного обеспечения, создание компьютерных и видеоигр, реклама, СМИ);
  • основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, дизайн, гастрономию, сценографическое искусство).

На основе этого подхода сформирован реестр ОКВЭД.

Однако пока остается много дискуссионных моментов. Например, в настоящий момент туризм и индустрию гостеприимства официально не относят к отраслям креативной экономики, хотя наша исследовательская команда считает, что их необходимо учитывать в реестре. Здесь же можно было учесть проведение научных конференций. В то же время не все исследователи согласны с тем, что в число креативных индустрий должна входить гастрономия.

«Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 1 «Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 2
Фестиваль «Лето на Заводе». Фото: организаторы

Многие креативные проекты, тот же фестиваль «Ночь музыки», проводятся с привлечением грантов. А возможно ли вообще развитие креативной индустрии без государственной поддержки?

— Вне зависимости от того, говорим мы о креативной индустрии или о других отраслях, создание сильной суверенной экономики невозможно без разумной поддержки государства, которое должно обеспечивать благоприятные условия для экономической деятельности.

В случае с креативными индустриями есть несколько дополнительных фактов, которые подтверждают необходимость государственного участия:

  • быстрые изменения трендов, ценностей, идей, лежащих в основе креативных продуктов;
  • высокий потенциал роста креативной экономики объемов выпуска, занятости;
  • данный сектор важен с точки зрения того, какие социальные и культурные ценности мы формируем в нашей стране, транслируем за рубеж.

Прозрачность, предсказуемость условий государственного участия важны еще и потому, что когда процесс запущен, быстро перестроиться очень сложно. Наверняка вы помните, с какими проблемами сталкивались организаторы «Ночи музыки» или «Лета на заводе», когда не получали финансирование, на которое предварительно рассчитывали. И это мы говорим о наиболее известных, крупных проектах в регионе. Но проблемы стабильного финансирования менее известных, но обладающих высокой значимостью проектов не менее остры.

Поэтому, конечно, гранты как мера государственной поддержки должны быть. Но нужно думать и о том, чтобы на постоянной основе поддерживать проекты, которые имеют особую важность для территорий.

Точки роста для малых городов и мегаполисов

По данным АСИ, в России креативные индустрии обеспечивают 4,98% ВВП, по данным Росстата — 3,5% ВВП. По оценкам Ирины Тургель, вклад креативных индустрий в ВРП Свердловской области можно оценить выше — около 5-6%.

Почему креативные индустрии в Свердловской области развиваются активнее, чем в целом по стране?

— Отчасти это объясняется особенностями развития экономики нашего региона, системы расселения. На территории Свердловской области большое количество малых и средних промышленных городов, в том числе моногородов. Сегодня многие из них стремятся стать важными участниками рынка креативных индустрий.

В нашем сознании устоялся образ малых и средних промышленных городов как депрессивных территорий с серым небом, дымящимися трубами и людьми, которые мечтают как можно быстрее оттуда уехать.

Тем не менее, уже продолжительный период времени производственные показатели промпредприятий во многих городах растут, дефицит кадров усиливается. Чтобы люди не уезжали, работодатели не только поднимают зарплаты, но и стараются создать возможности для досуга и самореализации людей, развивают сферы культуры, спорта, рекреации. И здесь мы тоже видим интересную тенденцию — крупные предприятия и администрации городов становятся инициаторами развития креативных проектов.

«Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 3 «Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 4 
«Северская домна». Фото: страница кластера ВКонтакте

Недавно DK.RU совместно с СОСПП провели круглый стол с представителями малых городов. Несколько спикеров отметили, что сегодня этим территориям необходимо делать ставку на развитие креатива и туризма — создавая инфраструктуру, которая будет использоваться не только жителями, но и гостями города. Пока складывается ощущение, что успешнее всего это удается Сысерти. Как вы считаете, почему?

— Для начала нужно определиться, с какой точки зрения проводить оценку. Проекты в сфере креативной экономики и туризма могут ориентироваться на две группы потребителей в зависимости от того, кто обеспечивает платежеспособный спрос. Это либо местные жители, либо внешняя аудитория — жители близлежащих крупных городов. Если рассматривать развитие Сысерти как места отдыха для жителей Большого Екатеринбурга, то, безусловно, проект успешный — у жителей агломерации появился новый вариант, как провести выходные.

Но я бы не стала говорить о том, что толчком к развитию туризма стал только проект «Лето на заводе» и связанные с ним инициативы. В советское время именно на территории Сысертского района находились ведомственные базы отдыха и санатории предприятий Свердловска. В этом смысле мы видим интересный пример того, как рекреационная функция территории получила новое наполнение — как раз за счет креативной экономики.

У каждого проекта есть своя логика развития. Но особенность взгляда исследователя — понимание воздействия проекта на разные социальные группы, комплексная оценка влияния на развитие территории. Помимо позитивных моментов, мы видим, что объект, вокруг которого все начиналось, — Железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских — рискует превратиться в руины. Очевидно, что сегодня ему требуется особое внимание.

Также в Сысерти начинаются несколько противоречивых проектов с точки зрения влияния на экологию — должен появиться крупный термальный комплекс и запланировано строительство  мусороперерабатывающего комплекса. Нет информации, проводилась ли комплексная оценка влияния этих проектов на окружающую среду, состояние водоемов, Сысертское водохранилище и т.д. Надеюсь, что эти инициативы не окажут негативного влияния на качество жизни людей и не поставят под угрозу развитие рекреационной зоны.

А есть ли в малых городах области успешные проекты по развитию креативной экономики, ориентированные на внутреннюю аудиторию?

— Да, в первую очередь это города с сильными градообразующими предприятиями. Здесь можно вспомнить Полевской и его крупный проект «Северская домна». Сегодня  это полноценный музейный промышленный комплекс Северского трубного завода с единственной сохранившейся доменной печью середины XIX века в России и Европе.

«Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 5 «Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 6
«Фестиваль трубочек». Фото: администрация Первоуральска

Другой пример — Первоуральск, где создан креативный кластер «Нержавейка», впервые  летом 2024 г. проведен  гастрономический «Фестиваль трубочек», который отсылает к трубному производству, обеспечивающему развитие города. Много интересных объектов и проектов, чудесная набережная, где любят проводить свободное время местные жители. И, как мне кажется, переизбыток туристов из Екатеринбурга, которые не дают спокойно отдохнуть в родном городе, вряд ли их порадует.

Это не значит, что в таких городах не нужно развивать креативный сектор. Но развитие новых городских функций должно идти аккуратно и постепенно, с учетом всех рисков. Иначе вместо обогащения, диверсификации структуры экономики городов мы столкнемся с явлением «туризмофобии». Примечательно, что во многих городах, входящих в список культурного наследия ООН, мировых центрах развития туризма мы наблюдаем снижение численности постоянного населения.  

Продолжая тему кластеров, сейчас в Екатеринбурге обсуждают планы по созданию креативного кластера для молодежи на площадке бывшего кинотеатра «Салют». Он станет третьим подобным объектом в городе. Как вы оцениваете эту инициативу?

— Мне эта идея кажется позитивной. Уникальное с архитектурной точки зрения здание в центре города наконец-то получит новый режим использования, нужный для жителей. 

Хорошая идея — сделать кластер с ориентацией на молодежь вблизи крупных уральских вузов. Рядом находятся: одно из зданий УрФУ, где как раз обучают гуманитариев, которые во многом являются движущей силой креативных индустрий, УрГАХУ, ЕГТИ, УрГАУ, где тоже много активных студентов, у которых могут быть свои идеи и проекты. Будет здорово, если представители этого проекта наладят контакты с вузами и смогут организовать процесс так, чтобы кластер динамично развивался.

«Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 7 «Здесь противоречий нет»: способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? 8
Таким должен стать кластер на площадке «Салюта». Фото: департамент информполитики

Сейчас много говорят о дефиците кадров в традиционных отраслях экономики. А есть ли он в креативных индустриях? И нужно ли сейчас целевым образом готовить креативных специалистов?

— В принципе, система подготовки кадров для различных творческих  индустрий уже существует. Другое дело, что, возможно, выпускникам колледжей и вузов, получившим образование по творческой специальности, не хватает более конкретных экономических и правовых знаний, в т.ч. в сфере охраны интеллектуальной собственности, которые помогли бы им реализовать и монетизировать проекты.

Говорить о том, есть ли в креативных индустриях дефицит кадров, сложно. Для начала нужно разобраться, какие вакансии относятся к креативным и на каком основании их можно туда отнести. Например, являются ли креативными специалистами программисты, закройщики, шеф-повара?

Сейчас рынок труда креативных индустрий нуждается в комплексной оценке. Думаю, что более-менее реалистичные оценки ситуации появятся к концу 2025 г. Наша исследовательская группа, состоящая из представителей Свердловской и Томской областей, тоже занимается таким анализом.

Как вы оцениваете дальнейшее развитие креативных индустрий? Не закончится ли в ближайшие годы «мода на креатив»?

— Не нужно ограничивать креативную экономику лишь связью с модой — я думаю, что ее значимость для национальной экономики и ее потенциал намного серьезнее. 

Мы с вами живем в интересное время: с одной стороны, у человека формируется значимый спрос на саморазвитие, на развитие рекреационного сектора, туризма, с другой — появляются ресурсы, чтобы удовлетворять этот спрос.

Вероятно, креативная экономика будет трансформироваться, прирастать новыми секторами или, наоборот, выделять из своего состава самостоятельные отрасли. Но уже сейчас понятно, что на долгие годы она станет неотъемлемой частью нашей жизни.

Ранее на DK.RU: 

>>> «Надо не решать вопросы по углам в черной комнате, а открыто говорить, что мы делаем»

>>> «Наши малые города — «жопа». Но даже Среднеуральск можно превратить в маленькую Швейцарию»

Самое читаемое
  • Первый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверкиПервый магазин сети «Светофор» приостановил деятельность после начала масштабной проверки
  • Суд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 мартаСуд арестовал бывшего министра ЖКХ Николая Смирнова до 17 марта
  • Китайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрдКитайский чат-бот уронил состояние богатейших людей мира на $108 млрд
  • «Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения«Гора Белая» ищет инвесторов и грантополучателей для строительства средств размещения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.