Стало известно, за что у Каменщика и Когана забирают аэропорт Домодедово
Предприниматели создали холдинг, в который вошли компании по управлению аэропортом, скрыв при этом, что среди акционеров есть иностранцы. За рубеж под видом погашения займов было переведено 18 млрд.
В иске Генпрокуратуры о признании сделок по переводу компаний под иностранное влияние ничтожными и обращении 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг» в доход государства объясняется, почему Дмитрий Каменщик и Валерий Коган могут лишиться аэропорта Домодедово.
Как пишет ТАСС, создавая «ДМЕ Холдинг», Каменщик и Коган создали ложную видимость отсутствия иностранного контроля, тем самым введя в заблуждение правительственную комиссию, которая разрешила им получить контроль над стратегическими предприятиями.
В дальнейшем в структуре холдинга появились юрлица, экономически и технологически связанные с аэропортом Домодедово: в 2021 г. — ООО «Инжиниринг Техникал Мэйнтинанс», в 2022 г. — ООО «Домодедово Авиэйшн Секьюрити», ООО «Домодедово Фьюэл Аэро», в 2023 г. — МКООО «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», в 2024 г. — МКООО «Асьенда Инвестментс Лимитед», МКООО «Верулия Инвестментс Лимитед», ООО «Эрпорт Кэр Сервисиз».
Всего в состав холдинга вошли 25 организаций, оказывающих полный спектр услуг по авиационной деятельности, обслуживанию авиакомпаний и пассажиров — управление аэродромной инфраструктурой и аэропортом, пассажирским терминалом, грузовым и топливозаправочным комплексами; сопровождение IT-инфраструктуры; авиационная безопасность; медицинский и учебный сервисы и др.
В 2024 г. Каменщик и Коган «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями» и направили в ФАС России ходатайства о согласовании сделок по передаче стратегических предприятий под контроль ООО «ДМЕ Холдинг» (единоличным владельцем которого, по сути, является Каменщик — ему принадлежит 1% холдинга, остальные 99% контролирует АО «Аламо Холдинг», единственным акционером которого также является Каменщик).
При этом предприниматели скрыли, что в структуре владения холдингом также есть гражданин Израиля Валерий Коган (он является председателем наблюдательного совета), и не сообщили, что среди кредиторов холдинга значится иностранный инвестор — DME Airport Designated Activity Company (Республика Ирландия). Кроме того, у самого Каменщика, помимо российского, имеются гражданства ОАЭ и Турции.
В результате введенные в заблуждение правительственная комиссия и ФАС России согласовали сделки по переходу прав на российские стратегические общества к ООО «ДМЕ Холдинг».
Таким образом, ответчики в результате совершения ряда взаимосвязанных ничтожных сделок сконцентрировали все стратегические общества в едином центре управления, которым выступило формально зарегистрированное на территории Российской Федерации ООО «ДМЕ Холдинг». Однако последнее осталось под их незаконным иностранным контролем, — подчеркивается в иске.
В документе также указывается, что в 2021-2023 гг. Каменщик и Коган вывели за рубеж 18 млрд руб. прибыли аэропорта под видом погашения займов, добавляет «АиФ». Средства перечислены в адрес частной компании с ограниченной ответственностью «Асьенда Инвестментс Лимитед».
Кроме того, в 2022-2023 гг. предприниматели получали дивиденды от деятельности ДМЕ «Лимитед» — Каменщик получил 372,1 млн руб., Коган — 274,7 млн руб., что Генпрокуратура истолковала как вывод средств на личные нужды.
В связи с этими фактами Генпрокуратура требует признать ничтожными сделки по передаче ГК «Домодедово» под контроль иностранных компаний и взыскать в доход России 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг».
Напомним, о том, что против владельцев Домодедово появился иск, стало известно 29 января. DK.RU напоминает, что карьера Дмитрия Каменщика началась с авиаперевозчика «Ист Лайн», учрежденной в Екатеринбурге. Председателем совета директоров аэропорта Домодедово Каменщик стал в конце 1990-х, купив акции обанкротившегося «Аэросервиса Домодедово» на открытых торгах.
Ранее DK.RU также писал об уголовном преследовании Дмитрия Каменщика после теракта в аэропорту в 2011 г. Дело о неисполнении требований безопасности в Домодедово (ст. 263.1 УК РФ) было закрыто в ноябре 2015 г. — тогда следователи сделали вывод, что руководство аэропорта в теракте не виновато, так как тотальную проверку могли ввести только по требованию МВД.
В 2023 г. владелец аэропорта «Домодедово» оказался одним из пяти представителей Свердловской области в рейтинге Forbes ($2,2 млрд).