Роман Ступников: «Борьба с незаконными киосками выглядит как борьба с легальным бизнесом»
![Роман Ступников Роман Ступников](https://www.dk.ru/system/images/news/000/973/561_x_large_new_origin_copyright.jpg)
Руководитель Союза нестационарных торговых объектов — о том, как шаги по устранению незаконно размещенных объектов ударили по легальному бизнесу и чем сами предприниматели готовы помогать власти.
Екатеринбургская гордума во вторник, 11 февраля, планирует принять решение о сокращении срока демонтажа нелегальных киосков до суток. В перспективе, как уже писал DK.RU, мэрия планирует еще и избавиться от 1308 легальных точек — срок их размещения истекает в 2025 г., для продолжения деятельности необходимо провести торги, но это невозможно из-за того, что объекты не соответствуют ряду требований.
Роман Ступников, руководитель Союза нестационарных торговых объектов, куда входит более 500 киосков, и экс-депутат гордумы рассказал, почему предпринимаемые городской властью шаги не помогут решить проблему нелегальных киосков и как к этой ситуации относятся легальные предприниматели:
— Два года назад в Екатеринбурге, по официальным данным, работало около 2100 киосков. Сейчас в схеме размещения нестационарных торговых объектов (НТО) около 1600 точек, то есть за два года их количество сократилось примерно на 500 — это очень серьезная цифра.
Куда делись эти киоски? Кто-то закрыл бизнес, кто-то продолжил свою деятельность, изменив локацию, и закрепился на «теневом рынке». По моим личным оценкам, сейчас около 1000 киосков работают нелегально. Не исключаю, что за этот год их число может увеличиться.
То, что администрация называет «борьбой с незаконными киосками», на самом деле выглядит, как борьба с легальным бизнесом. Изменение тарифной политики, условий размещения, постоянное сокращение схемы и штрафы бьют по как раз таки по законным предпринимателям. Очень серьезно вырос порог входа — совокупно при участии в торгах вам придется отдать почти столько же, сколько стоит сам павильон, и даже больше. Штрафы выросли вдвое, а плата за размещение в некоторых локациях — до четырех раз.
Единственное за последнее время решение, которое на самом деле касалось незаконных объектов, — сокращение сроков добровольного демонтажа за 3-7 дней. Но те, кто давно ведет незаконный бизнес, хорошо знают регламенты и всегда держат руку на пульсе. За час они могут перевезти киоск в другое место или забрать со штрафстоянки и поставить заново. Этот процесс напоминает борьбу с ветряными мельницами.
Поможет ли сокращение срока добровольного демонтажа до суток расчистить город от незаконных киосков? Вряд ли.
Владельцы легальных киосков, которые входят в Союз НТО, сами заинтересованы в борьбе с нелегальными торговцами — никому не хочется работать рядом с соседом, который предлагает продукцию за более низкую цену за счет того, что не платит налоги, и переманивает покупателей.
Мы готовы сотрудничать, проверять новые подозрительные объекты. В прошлом году мы ходили в администрацию, приносили обращения с просьбой принудительно вынести такие киоски. На что получали ответ: «С начала года мы вынесли около 300 объектов, бюджет на эти цели ограничен, больше денег нет».
Не спорю, администрации приходится тратить серьезные средства: нужно оплатить эвакуатор, штрафстоянку, работу людей, которые обеспечивают вывоз киоска и соблюдение всех регламентных процедур по информированию. В перспективе бюджет может переложить эти траты на владельца киоска, но нет никаких гарантий, что его удастся найти. НТО, в отличие от объектов недвижимости и транспорта, не подлежат инвентаризации, нигде не регистрируются. Собственник может так и не объявиться, а администрация продолжит нести затраты за содержание киоска на штрафстоянке.
К сожалению, сейчас мы не имеем никакой возможности влиять на принятие решений. Обращались к бизнес-обмудсмену. Пытались донести свою позицию администрации, но не были услышаны.
Диалог ведется только с крупными околовластными структурами, которые занимаются киосковой торговлей. А простые предприниматели, у которых нет лоббистских возможностей, оказались выброшены из процесса принятия решений. Хотя у нас было много предложений, в частности — создать фонд из собственных средств, который можно было бы использовать для вывоза незаконных объектов.
Ранее на DK.RU: Оборот розничной торговли в Свердловской области в текущем году составил 1,3 трлн руб.