Подписаться
Курс ЦБ на 12.02
95,80
99,19

Дефицит кадров, тендеры и таможня: что мешает развиваться производителям освещения

директор «Аберлихт» Александр Ильин
директор «Аберлихт» Александр Ильин. Иллюстрация: DK.RU

Директор уральского предприятия «Аберлихт» — о секретах развития на высококонкурентном рынке, импорте комплектующих и планах по расширению географии поставок.

Сегодня сложно представить проекты благоустройства и дизайна интерьера без светодиодного оборудования. В России эта отрасль возникла в нулевые на волне вытеснения традиционных ламп. Сегодня светодиодное оборудование производит около тысячи предприятий, несколько базируются в Свердловской области. В их числе «Аберлихт»: более 10 лет назад компания начинала с продажи светильников, а шесть лет назад запустила собственное производство.

В интервью DK.RU директор предприятия Александр Ильин рассказал, как удалось найти свою нишу, зачем кооперироваться с крупными дистрибьюторами и как сохранить сотрудников при переезде предприятия в другой город.

Дефицит кадров, тендеры и таможня: что мешает развиваться производителям освещения 1

Насколько ваше производство зависимо от импортных компонентов?

— Пока мы вынужденно завозим из Китая основной компонент — светодиоды. В мире их и производят только несколько стран — США, Япония, Корея и Китай. Все игроки отечественного рынка светотехнического оборудования ждут, когда в России наладят производство этих полупроводников. В остальном степень локализации увеличивается — пластиковую и металлическую оболочку провода, корпуса, а также другие материалы и компоненты мы закупаем в России.

В прошлом году российские компании столкнулись с проблемами при проведении платежей в Китай. Сейчас импортировать комплектующие проще?

— Ситуация с платежами нормализовалась, но остаются другие сложности. Например, чтобы оплатить комплектующие, необходимо внести обеспечительный платеж — чтобы таможенные органы были уверены, что мы завозим товар в страну, а не вывозим из нее деньги.

Фактически, мы замораживаем на срок до полугода большие суммы, которые могли бы тратить на решение операционных задач или свое развитие.

Дефицит кадров, тендеры и таможня: что мешает развиваться производителям освещения 2

Что сегодня представляет собой процесс создания светильников? И как развиваются ваши производственные мощности?

— У нас есть собственный инженерный отдел, который разрабатывает оборудование и занимается проектами для конкретных заказчиков — выезжает на их площадки, проводит энергоаудит, подбирает оборудование с оптимальными характеристиками. Сборкой светильников мы тоже занимаемся самостоятельно, самостоятельно тестируем продукцию и проверяем ее качество. В производстве задействовано около 50 человек, в месяц мы делаем около 10 тыс. изделий.

Сейчас мы завершаем переезд из Екатеринбурга на нашу площадку в Ревду, уже перевезли станки, печи, сборочные линии. Будем базироваться на площадке группы компаний «Энергомикс», в состав которой мы вошли в прошлом году. Это федеральный дистрибьютор, с помощью которого мы рассчитываем расширить область применения своей продукции и географию, в частности, выйти на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Тем более что нам там выделили достаточно серьезные площади, с перспективой, для нашего роста.

После переезда вам пришлось заново набирать штат сотрудников?

— К счастью, нам удалось сохранить костяк квалифицированных специалистов, которые составляют основу нашего производства — это сотрудники не только из Екатеринбурга, но и из Березовского. Чтобы заинтересовать их, со всеми работали индивидуально: одним предоставили льготы или дополнительные выплаты, другим организовали доставку до места работы.

Мы, как и многие другие предприятия, испытываем дефицит квалифицированных рабочих, в первую очередь сборщиков. Чтобы новые сотрудники плотно вошли в дело и научились делать продукцию без брака, на их обучение и адаптацию необходимо потратить несколько месяцев. Поэтому сохранение кадров при переезде стало для нас очень важной задачей.

Дефицит кадров, тендеры и таможня: что мешает развиваться производителям освещения 3

С каждым годом конкуренция на рынке растет. Как вы ищете новые возможности для роста?

— Мы всегда ориентируемся на запросы потребителей, на то, что востребовано рынком. Когда-то мы начинали с энергосервисных контрактов по уличному освещению. Затем стали заниматься освещением территорий школ и детских садов, когда у них возникла потребность в установке энергоэффективного оборудования. Сейчас также плотно занимаемся освещением офисных, складских площадей, заходим в торговые сети.

На первый взгляд кажется, что это простые и понятные проекты, но здесь есть много нюансов. Например, сейчас идет тендер на освещение магазинов крупной федеральной сети по всей стране — они рассчитывают закупить светильники с гарантией в 7 лет, которые будут работать в круглосуточном режиме. Приходится объяснить потенциальному заказчику, почему это невозможно с технической точки зрения.

Сотрудничаем и с промышленными предприятиями, где довольно жесткие требования к системам освещения. В цехах обычно достаточно тяжелая среда — пыль, взвесь, а если это металлургическое предприятие, то еще и крайне высокие температуры. Наши компетенции позволяют браться и за такие проекты.

За годы работы мы поняли, что расти и развиваться на нашем конкурентном рынке можно только за счет комплексного подхода. Во-первых, мы сегодня одно из немногих производств, которое не только производит светильники, но также монтирует их, проводит наладочные работы и занимается гарантийным обслуживанием. Во-вторых, мы не зацикливаемся на каких-то конкретных нишах и используем все возможности для развития. Совмещаем работу под крылом крупной дистрибьюторской компании с самостоятельным поиском контрактов.

Дефицит кадров, тендеры и таможня: что мешает развиваться производителям освещения 4

Какие надежды вы связываете с 2025 годом?

— Прежде всего, надеемся, что ключевая ставка будет снижаться. Сегодня многие представители бизнеса говорят о высокой кредитной нагрузке, и это действительно осложняет нашу работу.  

Хочется верить, что федеральные власти оптимизируют ситуацию в сфере тендерных закупок. К сожалению, видим, что этот механизм работает не всегда некорректно. Зачастую выигрывают компании, предложившие самую низкую цену. И, несмотря на все ограничения на старте, победителем может оказаться поставщик с сомнительным качеством продукции.

Что касается нашего предприятия, у нас серьезные планы по развитию. Сейчас мы ждем новое оборудование — рассчитываем, что с его помощью увеличим уровень локализации, объемы производства, а также расширим штат. Это позволит нам осваивать новые ниши и расширять географию поставок.

В материале использованы фотографии, предоставленные Александром Ильиным

Читайте также на DK.RU: 

>>> «Мы хотим вырасти из гаражной мастерской в серьезное предприятие по производству топоров»

>>> За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов

Самое читаемое
  • Арестованы активы ГК «Борец» — производителя оборудования для 80% нефтедобычи в РоссииАрестованы активы ГК «Борец» — производителя оборудования для 80% нефтедобычи в России
  • Роспотребнадзор проверит завод «СМАК» из-за попавших в сеть фото с производстваРоспотребнадзор проверит завод «СМАК» из-за попавших в сеть фото с производства
  • Розничный ритейл пожаловался в ФАС на низкие цены маркетплейсовРозничный ритейл пожаловался в ФАС на низкие цены маркетплейсов
  • От металлургии до матрасов — производства, выставленные на продажу в Свердловской областиОт металлургии до матрасов — производства, выставленные на продажу в Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.