16 направлений креативного бизнеса поддержат для увеличения его вклада в ВВП

Минэкономики России сформировало предварительный перечень креативных видов деятельности. Власти намерены оказать поддержку этому сектору и поднять его вклад в российский ВВП с 3,5% до 6% к 2030 году.
Виды бизнес-деятельности, сгруппированные в 16 направлений, включены в проект приказа Минэкономики об утверждении перечня креативных индустрий, сообщил «Ъ». Всего в списке 51 вид, он составлен в соответствии с действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В список вошли направления: «Народные художественные промысла и ремесла», «Арт-индустрия», «Культурное наследие», «Отдых и развлечения», «Мода» (включая ювелирное дело), «Книжное дело», «Исполнительские искусства», «Кино, телевизионные программы и фильмы», «Программное обеспечение», «Видеоигры», «Медиа и СМИ», «Реклама и пиар», «Дизайн», «Архитектура и урбанистика», «Гастрономия» и «Музыка».
Как отметила замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова, на основе перечня будут идентифицироваться профильные организации, индивидуальные предприниматели и физлица, что позволит государству отслеживать тенденции развития, применять целевые меры поддержки и увеличить долю «творческого» бизнеса в экономике РФ. По данным Росстата, в 2023 г. этот показатель составлял 3,5% ВВП, согласно правительственной «Концепции развития творческих индустрий до 2030 г.», он должен вырасти до 6%.
Субъекты креативных индустрий смогут претендовать на широкий спектр помощи государства — от информационной поддержки до финансирования. Эксперты рассматривают подготовленную группировку видов деятельности как базовую для дальнейшего обсуждения.
Наряду с доработкой классификатора важно параллельно внести в ОКВЭД целый набор новых видов работ, в том числе касающихся разработки видеоигр, различных видов дизайна, гастрономии, моды, деятельности стриминговых сервисов, продюсеров,— отметил директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
Также в реестре отсутствуют такие коды, как «Деятельность в области исполнительских искусств», «Деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами» и другие.
Список — важная отправная точка для формирования креативного сектора. Считаем целесообразным его дальнейшее расширение для максимального охвата сектора и его оперативного мониторинга. Агентство стратегических инициатив (АСИ) разработало и направило коллегам соответствующее предложение, — сообщила директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.
Отметим, что после утверждения и принятия список будет являться одним из подзаконных актов федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий», вступившего в силу 5 февраля 2025 г. Для принятие правительственного постановления «О порядке формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий» намечен срок до 21 апреля 2025 г.
Как ранее рассказывал DK.RU, последние несколько лет мы наблюдаем бурный рост креативных индустрий. Много таких проектов реализуется на территории Среднего Урала — открываются креативные кластеры, запускаются новые фестивали. По данным Агентства стратегических инициатив, в этом секторе на Урале уже занято более 30 тыс. человек. Подробнее — в большом интервью с профессором УрФУ Ириной Тургель о разумной господдержке, заинтересованности крупных предприятий, кластерах Екатеринбурга, «Лете на заводе» и рисках возникновения «туризмофобии».
Читайте также на DK.RU:
>>> Пять основ успеха от главного режиссера Екатеринбургского театра кукол
>>> «Креатив — это про художников и музыкантов? Нет: прежде всего, ИТ и наука!»