Российский рынок онлайн-шопинга в 2024 г. вырос почти вдвое и достиг 9 трлн руб.

97% от этой суммы пришлось на онлайн-покупки в интернет-магазинах и на маркетплейсах внутри страны, совокупная доля топ-10 крупнейших игроков на рынке онлайн-продаж превысила 81%.
В 2024 г. рынок e-commerce в России продолжил интенсивный рост, и показал увеличение 41% год к году. Его объем составил почти 9 трлн руб., об этом РИА Новости сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
8,73 трлн руб. (97%) из всей суммы покупатели потратили в российских интернет-магазинах и на отечественных маркетплейсах. На трансграничные онлайн-покупки пришлось 3% от объема рынка (270 млрд руб.).
По данным АКИТ, по объемам продаж в интернете в 2024 г. на первом месте впервые оказались продукты питания: на доставку продуктов из магазинов и готовой еды из заведений общепита пришлось 16,9% от всех онлайн-покупок. В 2023 г. самой популярной категорией была цифровая и бытовая техника с долей 18% покупок.
На второй строчке в 2024 г. оказались товары для дома и мебель (14,8%). Третью и четвертую позицию заняли электроника и бытовая техника, а также одежда и обувь (по 14,3%), на пятом месте — автозапчасти и автоаксессуары (6,9%).
По данным «Infoline-аналитики», в 2024 г. доля мультикатегорийных маркетплейсов выросла на 6,6 п.п. к 2023 г. и составила 66% от общих объемов интернет-торговли. Совокупная доля десяти крупнейших игроков на рынке онлайн-продаж в прошлом году превысила 81%.
Доля e-commerce в ритейле в целом выросла до 16,2% (против 13,5% в 2023 г. и 11,6% в 2022 г.). При этом в отдельных регионах этот показатель выше. Например, в Чукотском автономном округе интернет-торговля составляет 38% от всей розницы, в Алтайском крае — 26%, в Магаданской области 25%, по 23% — в Камчатском крае, Калужской, Мурманской области, Карачаево-Черкесии и Тыве.
Доля онлайн-продаж от оборота розничной торговли достигла 20,6% (+3,4 п. п. к 2023 г.). При этом темпы роста снизились с 45% по итогам 2023 г. до 38% по итогам 2024 г.
По предварительной оценке Data Insight, объем всех онлайн-покупок товаров и услуг (включая транспорт и туризм) за прошлый год может превысить 11 трлн руб.
Как ранее сообщал DK.RU, в рамках разработанного российским правительством пакета «антимошеннических поправок» в законы «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др. планируется, в частности, обязательная регистрация через «Госуслуги» пользователей маркетплейсов Wildberries, Ozon и «Авито», досок объявлений, сайтов по поиску работы и предложению услуг.
Отметим, что переломным для российского рынка онлайн-торговли стал 2022 г. Как бизнес ответил на такие вызовы, как отразился на нем уход западных брендов и разрыв логистических цепочек и как он справляется с новыми — на DK.RU.
Читайте также на DK.RU:
>>> Продажи одежды и обуви через интернет выросли за год в два раза
>>> Регионы в 2024 г. обеспечили рост e-commerce в России на 25%
>>> На Урале онлайн-торговля растет быстрее, чем в среднем по стране