Лучше учиться на ошибках в игре, чем на работе: эксперты рассказали о пользе бизнес-игр

Эксперты бизнес-школы ВЭШ рассказали, как развивать профессиональные компетенции и лидерские качества сотрудников с помощью игр и симуляций.
Бизнес-игры — формат обучения, который помогает развивать профессиональные навыки и лидерские качества сотрудников в увлекательной и эмоциональной форме. Эксперты екатеринбургской бизнес-школы ВЭШ Наталья Дитлова и Александра Бывальцева рассказали, чем бизнес-игры полезны компаниям и дали рекомендации, как выбрать игру под задачу бизнеса.
Эксперты:
Обучать взрослых нужно не с помощью лекций, а через опыт — доказывает наука андрагогика. В основе лежит так называемый цикл Колба. Его особенность в том, что сначала взрослым людям нужно получить опыт, извлечь уроки, и только потом они будут готовы впитывать новые знания. Обучение взрослых осложняется еще и тем, что люди сегодня перегружены информацией, они не справляются с информационным потоком и из-за этого уровень их стресса растет. Поэтому компаниям нужны такие способы обучения сотрудников, которые обеспечат безопасные условия для получения опыта и вызовут у людей эмоцию, чтобы знания лучше усвоились. Одно из решений — бизнес-игры.
Бизнес-игры: как за 3 часа повысить эффективность команды
В бизнес-игре участники переключаются на игровой сюжет, в котором допускаются аллегории. Персонажи или места действий могут быть выдуманными, но в основе всегда находится проблема из конкретной рабочей ситуации. Сотрудники получают опыт в смоделированной среде, видят результаты своих действий и могут осознать собственные неэффективные установки или паттерны поведения.
Бизнес-игры позволяют быстро заинтересовать человека и вовлечь его в процесс
По мнению экспертов по обучению и развитию персонала Натальи Дитловой и Александры Бывальцевой, существует три основные задачи, которые можно решить с помощью бизнес-игр:
-
Актуализировать проблему
Часто люди убеждены, что у них нет проблем, их компетенции на высшем уровне и учиться им необязательно. Но формировать новые навыки можно только тогда, когда человек замотивирован развиваться и осознает необходимость в своем обучении. Как раз в игре люди могут обнаружить проблему, столкнуться с тем, что им не хватает каких-то навыков или знаний, чтобы достичь результата. Тогда возникает вопрос: «Что я делаю не так»? Игра вызывает состояние фрустрации и приводит к осознанию проблемы дефицита навыков и знаний.
-
Вызвать инсайт
В игре участник может поймать инсайт — осознать свои неконструктивные модели поведения, ментальные установки, ограничения и дефициты. Например, у человека есть идея: «Если я не могу что-то сделать самостоятельно, то я плохой специалист». Такой сотрудник не запрашивает помощи у коллег, пытается справиться со всем сам даже в ущерб качеству и скорости решения задачи.
Установка «Я должен справляться сам» диктует поведение везде, а значит, человек перенесет эту модель поведения и в игру. И если сценарий бизнес-игры нацелен на то, чтобы помочь участникам воочию увидеть преимущества кооперации, то сначала такой человек столкнется с проблемой, например, с очень низким игровым результатом. Это заставит его посмотреть на ситуацию по-новому и увидеть ценность работы в команде. На собственном опыте он сможет убедиться, насколько лучшие результаты можно получить, если объединиться. Постепенно человек будет переносить стратегию кооперации из игры в жизнь.
-
Получить новый опыт в безопасных условиях
В игре у человека есть возможность увидеть результаты своих действий без серьезных реальных последствий и изменить подход. Бизнес-игры создают безопасное пространство для экспериментов, где ошибка воспринимается как часть процесса обучения, а не как катастрофа. Сотруднику проще закрепить навык в ситуации, после которой он не потеряет работу, клиент на него не пожалуется, а руководитель не лишит премии, если он ошибется. Такой подход повышает готовность сотрудников обучаться и пробовать новые стратегии поведения.
Наталья Дитлова, эксперт в области построения систем обучения и развития персонала, игропрактик:
«Бывают случаи, когда сотрудники не воспринимают игровой формат обучения всерьез. В таких ситуациях лучше всего вовлекать людей в игропрактику поэтапно и начинать с коротких игр. Выбирайте сюжеты, основанные на реальных событиях. Пусть это будет игра про менеджера, которому нужно найти подход к бухгалтеру, а не про рыцаря, которому нужно победить дракона в башне».
Когда нужно проводить бизнес-игру
Кроме возможности развития навыков у персонала, бизнес-игры создают среду, которая влияет на индивидуальные и командные результаты.
С помощью бизнес-игр можно развивать спектр навыков в зависимости от целей
Улучшить внутренние коммуникации и навык командной работы. Проблема взаимодействия подразделений — одна из распространенных в бизнесе. Участники видят, как их споры и недоговоренности отражаются на ходе и результатах игры. Осознают, как это параллелится с рабочими ситуациями. Учатся лучше слышать и понимать друг друга, вырабатывать совместные решения и находить компромиссы.
Применить новые знания и навыки. Бизнес-игру можно интегрировать в систему обучения и развития персонала. HR используют ее в качестве контрольной точки после курса, тренинга, семинара — таким образом помогают сотрудникам закрепить теорию на практике и увидеть свои зоны роста.
Потренировать стратегическое, аналитическое и креативное мышление. Игры помогают находить новые идеи, решать проблемы нестандартным способом, анализировать сложные ситуации, видеть взаимосвязи и всю картину целиком.
Развить управленческие навыки и лидерские качества. Игроки получают опыт в управлении командой, тренируют навык принятия решений и влияют на развитие сюжета. Между участниками распределяются роли, которые требуют принимать ответственность за свои действия.
3 ошибки при выборе бизнес-игр: как не потратить бюджет впустую
Бизнес-игры подходят не всегда. Рассмотрим ситуации, которые стоит принять во внимание до проведения игры.
-
Когда нужно решить несколько задач или развить несколько компетенций
За одно мероприятие можно решить только один вопрос или задачу. Одновременно развить навык эмпатии и стратегического мышления, устроить тимбилдинг, заодно приятно провести время не удастся. Прежде чем организовывать бизнес-игру, стоит определить точный запрос. Для этого сформулируйте одну задачу: опишите ситуацию или проблему.
-
Когда участников мало
В каждой игре есть механика, она вызывает интерес. А групповая динамика добавляет азарта и эмоциональной наполненности, благодаря которым участники могут взаимодействовать друг с другом и соревноваться. В группе до 10 человек не получится создать необходимую динамику и поддержать интерес игроков. Учитывайте то количество участников, на которое рассчитана та или иная бизнес-игра.
-
Когда планируете развить навык с нуля
Если до игры у человека не было навыка, с которым связана бизнес-игра, его не получится сформировать во время игры. Для этого требуется не один день, дополнительно нужна возможность использовать навык на практике в дальнейшем.
«Представьте: группа участников пришла на бизнес-игру, связанную с управлением людьми. Одни сотрудники никогда не решали задачи по управлению людьми, а вторые имеют опыт руководства. Тем, у кого нет опыта в управлении, бизнес-игра не поможет научиться этому. Они смогут только попробовать себя в роли руководителя. Зато людям с опытом игра будет полезной: они уже выработали сценарии поведения, могут проверить свои гипотезы и методы, узнают, за счет каких дополнительных инструментов можно повысить качество управления», — поясняет Александра Бывальцева, эксперт-практик в области адаптации, оценки, обучения и развития персонала.
Как выбрать готовую бизнес-игру
Прежде чем заказывать проведение игры, обсудите задачу с игропрактиком или провайдером. Вот четыре основных вопроса, которые помогут понять, подходит ли вам конкретная бизнес-игра.
- Какова оптимальная стратегия игрока
В каждой игре есть стратегия, которой должен придерживаться игрок. Уточните у провайдера, какие действия должен совершить участник, чтобы выиграть? Ответ на этот вопрос поможет оценить, насколько игра соответствует цели обучения.
Например, вы планируете обучить сотрудников лучше устанавливать контакт, слушать собеседника и доносить информацию. Для этой цели подойдет игра, в которой люди будут учиться внимательно слушать и предлагать варианты решений с учетом того, что им транслируют.
-
Какова механика игры
Эффект бизнес-игры зависит от того, насколько она интересна и динамична. Узнайте, есть ли в игре повторяющиеся элементы и связки, много ли их будет и насколько разнообразны действия. Если подрядчик рассказывает вам, что на протяжении всего процесса нужно кидать кубик и покупать недвижимость, и кроме этого в игре нет другой механики, такая игра быстро наскучит участникам.
-
Сколько длится игра
Узнайте у провайдера, сколько времени займет игра, и соотнесите его со временем, которое готова выделить компания. Как правило, бизнес-игры длятся от двух до шести часов. При планировании мероприятия предупредите сотрудников, чтобы у них сложилось четкое представление о времени.
-
Какой нарратив лежит в основе бизнес-игры
Узнайте, на чем строится история, насколько она соответствует культуре компании или ее отрасли. Мир игры должен помогать отрабатывать тот навык, который необходим сотрудникам в работе. Например, для торговой компании будет важно, чтобы игра фокусировала участников на навыках, которые необходимы им для успешных переговоров с клиентами. Одним из вариантов сценария могут быть сложные переговоры, где сотрудники должны выбирать правильную стратегию переговоров, учитывать интересы клиента и находить пути закрытия сделки.
Таким образом, бизнес-игры помогают компаниям развивать сотрудников, усиливать команду, находить новые решения и укреплять бизнес. Бизнес-игры бывают под разные задачи, например, сплотить команду, перейти от внутренней стратегии конкуренции к стратегии кооперации, научиться управлять проектами или бизнес-процессами, улучшить взаимодействие между подразделениями и т.д. Эксперты бизнес-школы ВЭШ подбирают игру под индивидуальный запрос и могут научить самостоятельно разрабатывать бизнес-игры, исходя из задач.