Подписаться
Курс ЦБ на 20.02
90,42
94,08

Лучше учиться на ошибках в игре, чем на работе: эксперты рассказали о пользе бизнес-игр

Лучше учиться на ошибках в игре, чем на работе: эксперты рассказали о пользе бизнес-игр
Иллюстрация: ВЭШ

Эксперты бизнес-школы ВЭШ рассказали, как развивать профессиональные компетенции и лидерские качества сотрудников с помощью игр и симуляций.

Бизнес-игры — формат обучения, который помогает развивать профессиональные навыки и лидерские качества сотрудников в увлекательной и эмоциональной форме. Эксперты екатеринбургской бизнес-школы ВЭШ Наталья Дитлова и Александра Бывальцева рассказали, чем бизнес-игры полезны компаниям и дали рекомендации, как выбрать игру под задачу бизнеса. 

Эксперты:

Наталья Дитлова и Александра Бывальцева

Обучать взрослых нужно не с помощью лекций, а через опыт — доказывает наука андрагогика. В основе лежит так называемый цикл Колба. Его особенность в том, что сначала взрослым людям нужно получить опыт, извлечь уроки, и только потом они будут готовы впитывать новые знания. Обучение взрослых осложняется еще и тем, что люди сегодня перегружены информацией, они не справляются с информационным потоком и из-за этого уровень их стресса растет. Поэтому компаниям нужны такие способы обучения сотрудников, которые обеспечат безопасные условия для получения опыта и вызовут у людей эмоцию, чтобы знания лучше усвоились. Одно из решений — бизнес-игры. 

Бизнес-игры: как за 3 часа повысить эффективность команды

В бизнес-игре участники переключаются на игровой сюжет, в котором допускаются аллегории. Персонажи или места действий могут быть выдуманными, но в основе всегда находится проблема из конкретной рабочей ситуации. Сотрудники получают опыт в смоделированной среде, видят результаты своих действий и могут осознать собственные неэффективные установки или паттерны поведения.  

Бизнес-игры позволяют быстро заинтересовать человека и вовлечь его в процесс

Бизнес-игры позволяют быстро заинтересовать человека и вовлечь его в процесс

По мнению экспертов по обучению и развитию персонала Натальи Дитловой и Александры Бывальцевой, существует три основные задачи, которые можно решить с помощью бизнес-игр:

  1. Актуализировать проблему

Часто люди убеждены, что у них нет проблем, их компетенции на высшем уровне и учиться им необязательно. Но формировать новые навыки можно только тогда, когда человек замотивирован развиваться и осознает необходимость в своем обучении. Как раз в игре люди могут обнаружить проблему, столкнуться с тем, что им не хватает каких-то навыков или знаний, чтобы достичь результата. Тогда возникает вопрос: «Что я делаю не так»? Игра вызывает состояние фрустрации и приводит к осознанию проблемы дефицита навыков и знаний.

  1. Вызвать инсайт

В игре участник может поймать инсайт — осознать свои неконструктивные модели поведения, ментальные установки, ограничения и дефициты. Например, у человека есть идея: «Если я не могу что-то сделать самостоятельно, то я плохой специалист». Такой сотрудник не запрашивает помощи у коллег, пытается справиться со всем сам даже в ущерб качеству и скорости решения задачи. 

Установка «Я должен справляться сам» диктует поведение везде, а значит, человек перенесет эту модель поведения и в игру. И если сценарий бизнес-игры нацелен на то, чтобы помочь участникам воочию увидеть преимущества кооперации, то сначала такой человек столкнется с проблемой, например, с очень низким игровым результатом. Это заставит его посмотреть на ситуацию по-новому и увидеть ценность работы в команде. На собственном опыте он сможет убедиться, насколько лучшие результаты можно получить, если объединиться. Постепенно человек будет переносить стратегию кооперации из игры в жизнь.  

  1. Получить новый опыт в безопасных условиях

В игре у человека есть возможность увидеть результаты своих действий без серьезных реальных последствий и изменить подход. Бизнес-игры создают безопасное пространство для экспериментов, где ошибка воспринимается как часть процесса обучения, а не как катастрофа. Сотруднику проще закрепить навык в ситуации, после которой он не потеряет работу, клиент на него не пожалуется, а руководитель не лишит премии, если он ошибется. Такой подход повышает готовность сотрудников обучаться и пробовать новые стратегии поведения. 

Наталья Дитлова, эксперт в области построения систем обучения и развития персонала, игропрактик:

Наталья Дитлова«Бывают случаи, когда сотрудники не воспринимают игровой формат обучения всерьез. В таких ситуациях лучше всего вовлекать людей в игропрактику поэтапно и начинать с коротких игр. Выбирайте сюжеты, основанные на реальных событиях. Пусть это будет игра про менеджера, которому нужно найти подход к бухгалтеру, а не про рыцаря, которому нужно победить дракона в башне». 

Когда нужно проводить бизнес-игру

Кроме возможности развития навыков у персонала, бизнес-игры создают среду, которая влияет на индивидуальные и командные результаты.

С помощью бизнес-игр можно развивать спектр навыков в зависимости от целей

С помощью бизнес-игр можно развивать спектр навыков в зависимости от целей

Улучшить внутренние коммуникации и навык командной работы. Проблема взаимодействия подразделений — одна из распространенных в бизнесе. Участники видят, как их споры и недоговоренности отражаются на ходе и результатах игры. Осознают, как это параллелится с рабочими ситуациями. Учатся лучше слышать и понимать друг друга, вырабатывать совместные решения и находить компромиссы.

Применить новые знания и навыки. Бизнес-игру можно интегрировать в систему обучения и развития персонала. HR используют ее в качестве контрольной точки после курса, тренинга, семинара — таким образом помогают сотрудникам закрепить теорию на практике и увидеть свои зоны роста.

Потренировать стратегическое, аналитическое и креативное мышление. Игры помогают находить новые идеи, решать проблемы нестандартным способом, анализировать сложные ситуации, видеть взаимосвязи и всю картину целиком.

Развить управленческие навыки и лидерские качества. Игроки получают опыт в управлении командой, тренируют навык принятия решений и влияют на развитие сюжета. Между участниками распределяются роли, которые требуют принимать ответственность за свои действия.

3 ошибки при выборе бизнес-игр: как не потратить бюджет впустую

Бизнес-игры подходят не всегда. Рассмотрим ситуации, которые стоит принять во внимание до проведения игры.

  1. Когда нужно решить несколько задач или развить несколько компетенций

За одно мероприятие можно решить только один вопрос или задачу. Одновременно развить навык эмпатии и стратегического мышления, устроить тимбилдинг, заодно приятно провести время не удастся. Прежде чем организовывать бизнес-игру, стоит определить точный запрос. Для этого сформулируйте одну задачу: опишите ситуацию или проблему. 

  1. Когда участников мало

В каждой игре есть механика, она вызывает интерес. А групповая динамика добавляет азарта и эмоциональной наполненности, благодаря которым участники могут взаимодействовать друг с другом и соревноваться. В группе до 10 человек не получится создать необходимую динамику и поддержать интерес игроков. Учитывайте то количество участников, на которое рассчитана та или иная бизнес-игра.

  1. Когда планируете развить навык с нуля

Если до игры у человека не было навыка, с которым связана бизнес-игра, его не получится сформировать во время игры. Для этого требуется не один день, дополнительно нужна возможность использовать навык на практике в дальнейшем.

Александра Бывальцева«Представьте: группа участников пришла на бизнес-игру, связанную с управлением людьми. Одни сотрудники никогда не решали задачи по управлению людьми, а вторые имеют опыт руководства. Тем, у кого нет опыта в управлении, бизнес-игра не поможет научиться этому. Они смогут только попробовать себя в роли руководителя. Зато людям с опытом игра будет полезной: они уже выработали сценарии поведения, могут проверить свои гипотезы и методы, узнают, за счет каких дополнительных инструментов можно повысить качество управления», — поясняет Александра Бывальцева, эксперт-практик в области адаптации, оценки, обучения и развития персонала.

Как выбрать готовую бизнес-игру

Прежде чем заказывать проведение игры, обсудите задачу с игропрактиком или провайдером. Вот четыре основных вопроса, которые помогут понять, подходит ли вам конкретная бизнес-игра.

  • Какова оптимальная стратегия игрока

В каждой игре есть стратегия, которой должен придерживаться игрок. Уточните у провайдера, какие действия должен совершить участник, чтобы выиграть? Ответ на этот вопрос поможет оценить, насколько игра соответствует цели обучения.  

Например, вы планируете обучить сотрудников лучше устанавливать контакт, слушать собеседника и доносить информацию. Для этой цели подойдет игра, в которой люди будут учиться внимательно слушать и предлагать варианты решений с учетом того, что им транслируют. 

  • Какова механика игры 

Эффект бизнес-игры зависит от того, насколько она интересна и динамична. Узнайте, есть ли в игре повторяющиеся элементы и связки, много ли их будет и насколько разнообразны действия. Если подрядчик рассказывает вам, что на протяжении всего процесса нужно кидать кубик и покупать недвижимость, и кроме этого в игре нет другой механики, такая игра быстро наскучит участникам.

  • Сколько длится игра

Узнайте у провайдера, сколько времени займет игра, и соотнесите его со временем, которое готова выделить компания. Как правило, бизнес-игры длятся от двух до шести часов. При планировании мероприятия предупредите сотрудников, чтобы у них сложилось четкое представление о времени.

  • Какой нарратив лежит в основе бизнес-игры

Узнайте, на чем строится история, насколько она соответствует культуре компании или ее отрасли. Мир игры должен помогать отрабатывать тот навык, который необходим сотрудникам в работе. Например, для торговой компании будет важно, чтобы игра фокусировала участников на навыках, которые необходимы им для успешных переговоров с клиентами. Одним из вариантов сценария могут быть сложные переговоры, где сотрудники должны выбирать правильную стратегию переговоров, учитывать интересы клиента и находить пути закрытия сделки.

Таким образом, бизнес-игры помогают компаниям развивать сотрудников, усиливать команду, находить новые решения и укреплять бизнес. Бизнес-игры бывают под разные задачи, например, сплотить команду, перейти от внутренней стратегии конкуренции к стратегии кооперации, научиться управлять проектами или бизнес-процессами, улучшить взаимодействие между подразделениями и т.д. Эксперты бизнес-школы ВЭШ подбирают игру под индивидуальный запрос и могут научить самостоятельно разрабатывать бизнес-игры, исходя из задач. 

Самое читаемое
  • «Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет«Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет
  • «Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции«Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции
  • «Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены«Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены
  • «Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.«Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.