Проект самолета «Байкал» могут заморозить из-за конструктивных проблем

«Уральский завод гражданской авиации» обещал запустить легкий многоцелевой турбовинтовой самолет в серийное производство в 2024 г., потом срок сдвинули на 2026 г. Сейчас перспективы «Байкала» туманны.
Легкий многоцелевой самолет «Байкал» (ЛМС-901) — разработка компании «Байкал-Инжиниринг» («дочка» «Уральского завода гражданской авиации») — должен был заменить устаревшие «кукурузники» Ан-2 и решить проблемы транспортной доступности в регионах.
Девятиместный самолет предназначен для перевозки пассажиров и грузов на местных направлениях. Он способен выполнять полный комплекс авиационных работ, которые присутствуют в народном хозяйстве — это патрулирование леса, охрана, мониторинг, санитарная авиация, полеты в места, необорудованные искусственными взлетно-посадочными полосами. Самолет имеет возможность посадки на грунт, будет оснащен лыжными и поплавковыми шасси», — рассказывал заместитель гендиректора УЗГА — директор дивизиона «Самолеты» Евгений Сергеев в мае 2022 г.
Сейчас будущее проекта под вопросом — специалисты обнаружили в модели серьезные конструктивные проблемы, связанные с устойчивостью на малых скоростях и высокими усилиями на штурвале. Кроме того, необходимо увеличить хвостовое оперение самолета, перенести хвостовое колесо и переработать шасси.
По оценке собеседника «Ъ», близкого к Минпромторгу, «самолет фактически нужно собирать заново».
Устранение проблем и доработка модели может занять от трех до пяти лет. Минпромторг решает, что делать с проектом — заморозить или передать другой компании.
В качестве временной альтернативы созданию и выпуску нового легкого многоцелевого турбовинтового самолета рассматривается ремоторизация легендарного советского «кукурузника». Объем инвестиций в этот проект оценивается в 1,8 млрд руб., в доработку «Байкала» — в 10 млрд руб.
Напомним, что УЗГА собирался запустить серийное производство «Байкала» в 2024 г., но этого не произошло. В августе стало известно, что самолет будет стоить от 455 млн руб. При заказе «Байкала» в 2019 г. Минпромторг указывал, что цена должна быть не выше 120 млн руб. Однако уже в сентябре он подешевел в два раза.
В январе 2025 г. DK.RU сообщил о назначении ректора МАИ, создателя самолета Sukhoi Superjet Михаила Погосяна главой совета директоров «Уральского завода гражданской авиации». Он курирует гражданские проекты предприятия и вопросы финансирования.
По информации JustMedia.ru, экс-директор УЗГА Вадим Бадеха в ноябре 2024 г. возглавил Объединенную авиастроительную корпорацию — одну из крупнейших корпораций Ростеха.