Рекорд 2024 года по продажам авто не повторить. На что надеются участники рынка в 2025-м?

В 2024 г. в России было продано 1 млн 570 тыс. новых легковых автомобилей. Много это или мало? В этом и других вопросах разбираемся вместе с экспертами авторынка.
DK.RU провел круглый стол с представителями уральского автомобильного рынка, чтобы понять, чего его участники ждут от наступившего года. Своим мнением поделились:
- Алексей Кишеев, директор по продажам и маркетингу автоцентров «Восточный Ветер»;
- Наталья Петровых, директор представительства лизинговой компании ООО «Каркаде» в Екатеринбурге;
- Эдуард Ефремов, руководитель сервиса «Селект» в «Авито Авто».
Как менялся интерес новым отечественным автомобилям
По данным «Авито Авто», интерес к новым автомобилям российских марок в Свердловской области вырос в 2024 г. на 35,6% в сравнении с 2023 г., а средняя цена составила 1 770 000 руб. В топ-5 по интересу среди марок вошли ВАЗ (LADA) (59,6%), Москвич (29%), ГАЗ (4%), Sollers (3,8%), УАЗ (3,6%).
В сегменте российских автомобилей с пробегом средняя цена составила 245 000 руб. Лидерами по интересу в 2024 г. среди марок оказались ВАЗ (LADA) (83,5%), ГАЗ (10,3%), УАЗ (4,2%), ИЖ (1,2%). Общее предложение по российским автомобилям с пробегом увеличилось на 14,4%.
По данным «Авито Авто» по Свердловской обл., 2024 г.
Отечественные производители автомобилей сейчас находятся в особых условиях — весь прошлый год они пытались наладить производство компонентов на территории Российской Федерации своими силами или с помощью сторонних организаций. И частично им это удалось.
Например, ГАЗ сумел представить давно ожидаемый полноприводный автомобиль «Соболь NN 4×4». УАЗ пока ничего нового не предложил, но эксперты считают, что уже в этом году состоятся значимые изменения в модельном ряде. В частности, на весну анонсирован запуск грузовых автомобилей УАЗ Профи с дизельным двигателем, а чуть позже ожидается модернизация и «УАЗ Патриот» — автопроизводитель обещает оснастить его новым дизельным двигателем и новой 6-ступенчатой коробкой передач.
По данным «Авито Авто» по Свердловской обл., 2024 г.
Новые автомобили многим уже не по карману
В прошлом году в России было продано полтора миллиона автомобилей и это очень неплохой показатель, считает Алексей Кишеев. «Фактически это означает прирост на 48% к предыдущему году. Но, как после любого взлета, за ним последует падение», — предупреждает он.
В прошлом году на рост рынка повлияли два фактора. Первый, незначительный, — государственные программы. Второй, значительный, — увеличение утилизационного сбора и сборов для автомобилей, которые завозятся параллельным импортом, отмечают эксперты.
В течение 2024 г. было три пика продаж. Первый — с февраля по апрель, когда те, кто был заинтересован в приобретении транспортных средств, интенсивно начали покупать. Следующий всплеск был в августе и еще один — в сентябре-октябре.
Но появился еще один драйвер роста, — добавляет Алексей Кишеев, — он называется «ставка рефинансирования». Люди, глядя на то, как меняется ставка, торопились приобрести автомобиль, потому что начали беспокоиться об обесценивании своих сбережений. Однако ставка рефинансирования также явилась и условием для падения рынка. В первую очередь потому, что покупатель не может приобрести автомобиль в кредит, ставки у банков просто заградительные. То есть те, у кого деньги есть, торопятся их потратить, остальные же рассчитывают только на имеющиеся средства.
Такое положение дел повлияло на продажи автомобилей с пробегом. За прошлый год они значительно выросли, теперь соотношение новый/подержанный автомобиль составляет один к четырем.
Руководитель сервиса «Селект» в «Авито Авто» Эдуард Ефремов согласен с тем, что продажи новых автомобилей в Свердловской области и в России в целом хорошо росли.
По нашим данным, интерес к новым машинам в 2024 г. в целом по России вырос на 29,1% по сравнению с предыдущим годом, а по региону — на 21,5%. Лидером остается ВАЗ (LADA), занимающий более 23% рынка новых авто и почти 28% среди машин с пробегом. Отдельно отмечу возросший интерес в целом ко всем российским брендам (+10,9% по России, доля LADA 75,8%). Для покупателей из Свердловской области характерна аналогичная тенденция: интерес к новым авто отечественных брендов вырос на 35,6%, а средняя цена составляет чуть более 1,7 млн руб.
По словам Ефремова, чтобы покупка автомобиля — неважно, нового или с пробегом — прошла успешно, можно обращаться в специальные сервисы, которые помогают найти проверенную машину. Такой есть и у «Авито Авто», называется «Селект».
— В нем представлены только проверенные автомобили от дилеров, а это означает, что каждая машина проходит тщательный отбор. Помимо этого сервис позволяет бесплатно проверить историю автомобиля в «Автотеке», — рассказывает Эдуард Ефремов.
Кроме того, можно самому не ездить на осмотр автомобиля, а поручить это персональному менеджеру, который организует выездной осмотр автомобиля независимым экспертом и пришлет видеоотчет, а в случае необходимости подберет альтернативу.
Выбор очевиден — «китайцы»
Покупатель в 2024 г. отдавал предпочтение кроссоверам, которыми буквально завалили рынок китайские производители. Причем в машине обязательно должны быть полноценные мультимедиа, многочисленные экраны, камера заднего вида, электрические стеклоподъемники. То, что еще недавно казалось чудом технической индустрии, сейчас должно быть уже в базе.
— Рынок адаптировался к китайским производителям, — считает Алексей Кишеев. — Иногда, находясь в потоке автомобилей по дороге домой, я ловлю себя на мысли, что оказался в какой-то параллельной ветке истории, в которой существует только китайский автопром, будто и не было никогда таких машин, как «BMW», «Mercedes», «Citroеn», «Peugeot», «Jeep»... Если посмотреть на парковку во дворе, то там, как правило, два новых китайских автомобиля приходятся на один некитайский.
По наблюдению Натальи Петровых, если раньше клиенты лизинговой компании ООО «Каркаде» неохотно пересаживались на китайские автомобили, то сейчас они себя пересилили.
Да, по инерции некоторые покупатели еще доверяют европейским маркам и даже рассматривают приобретение «европейцев» (правда, сейчас те доступны только с пробегом), — рассказывает Наталья Петровых. — Автомобили китайского производства можно приобрести новые, протестировать их в российских условиях. Большинство клиентов оказались очень даже довольны.
Корпоративные клиенты тоже стали отдавать предпочтение китайским маркам, продолжает Наталья Петровых: «Если рассматривать сегмент легковых автомобилей, то по итогам 2024 г. лидерами продаж в портфеле нашей компании выступили бренды «Geely», «Haval», «Chery», если говорить про коммерческую технику, то здесь наибольшей востребованностью пользовались «Sitrak», «FAW», «HOWO», а в сегменте спецтехники — «XCMG», «LGCE», «LIUGONG».
Нарекания есть, когда есть неправильная эксплуатация
В связи с массовым появлением на российских дорогах продукции китайского автопрома не прекращается дискуссия о том, насколько они вообще адаптированы для наших погодных условий. Также много вопросов к сервисному обслуживанию — покупатели жалуются, что некоторые запчасти приходится ждать месяцами, а то и вовсе невозможно заказать.
Алексей Кишеев утверждает, что проблемы в обслуживании «китайцев», действительно, есть, но это касается не всех марок.
— Наивысший балл по обслуживанию я бы поставил «Chery». Запчасти имеются в наличии у дилеров или доставляются очень быстро. Чуть похуже ситуация у «Foton», «FAW» и «Jetta», хотя и здесь дефицита по основным деталям нет. То есть расходные материалы, фильтры, жидкости — это все в наличии. Но есть марки, по которым возникают вопросы, — есть сложности с оригинальными запчастями, в том числе кузовными, с лобовыми стеклами, а это сейчас практически расходный материал, потому что машины часто получают повреждения лобовых стекол.
В целом же обслуживание «китайцев» ничем не отличается от других — у них такие же регламенты по сервисному обслуживанию, как и у других производителей. И зачастую вопросы по автомобилю можно задавать не дилеру, а самому владельцу, который неправильно эксплуатирует машину:
Когда меня спрашивают о том, есть ли нарекания по «китайцам», то я отвечаю так: нарекания есть, когда есть неправильная эксплуатация, то есть наплевательское отношение к регламентам и безразличие к условиям использования. Если автомобиль без конца преодолевает препятствия, если он на огромной скорости ездит по проселочным дорогам, трудно ожидать от него надежности и долговечности.
Наталья Петровых также оптимистично оценивает перспективы китайских автомобилей на отечественных дорогах. Она считает, что специальная адаптация к российскому рынку им не нужна, к тому же автомобили оснащены всеми необходимыми и современными опциями, которые позволяют чувствовать себя в них очень комфортно:
— Получается, что за более низкую стоимость автомобиля потребитель получает больший ассортимент дополнительных опций. Сервис китайских машин уже тоже хорошо налажен. Наши дилеры быстро адаптировались, поэтому проблем с ремонтом китайского автомобиля на рынке Екатеринбурга нет. Массовых обращений, что машина китайского производства где-то в чем-то подвела — не завелась или сломалась, не видно. Были, конечно, единичные случаи, но брак везде возможен.
Спецпредложения будут, но ждать многого не стоит
В текущих условиях заработки автоцентров непосредственно от продажи автомобилей очень и очень скромные, поскольку вместе с китайскими автомобилями пришла и китайская специфика рынка — незначительная маржа. Из-за этого дилеры не могут предоставлять покупателям значительные скидки. Кроме того, зачастую дилер покупает автомобиль у дистрибьютора дороже, чем сам продает покупателю, рассчитывая, что дистрибьютор с помощью своих программ частично перекроет эти убытки.
Участники рынка говорят, что пока ключевая ставка ЦБ остается на высоком уровне, рассчитывать на рост продаж невозможно. Помогла бы и компенсация кредитных ставок со стороны государства, говорят они. В противном случае дистрибьюторам придется разрабатывать свои программы, которые помогут людям брать и выплачивать кредиты на покупку авто. Такую тактику выбирают сегодня некоторые китайские автопроизводители, укрепляя тем самым свои позиции на российском рынке, например, Changan, запуская специальные акции.
Лизинговые программы тоже стали менее доступными, с ростом ставки рефинансирования предприятия вынуждены их сокращать. Правда, Наталья Петровых считает, что лизинг со счетов сбрасывать рано.
С учетом стоимости денег в текущем моменте лизинг сохранится, но лизингодатели будут проявлять индивидуальный подход к каждому клиенту. Сейчас для того чтобы минимизировать переплату, клиенты все чаще выбирают короткие графики и увеличенный первый взнос, — говорит она.
Эксперт поясняет, что актуальность лизинга высока и при высокой ставке:
— Налог на прибыль в этом году увеличен, соответственно, юридическим лицам нужно оптимизировать налоговую базу. А кто-то держал деньги на депозитах, а теперь их снял и может купить новые машины в свой автопарк. Бизнес ведь продолжается, несмотря на все, что происходит во внешнем мире.
«У нас всегда оптимистический настрой: клиенты есть и будут. Мы ориентированы на индивидуальный подход к каждому и всегда найдем хорошее предложение, — резюмирует Наталья Петровых.
Читайте также на DK.RU:
>>> Рынок легковых автомашин с пробегом вырос на 6% за 2024 г.
>>> Путин: чиновники и сотрудники госкомпаний должны пересесть на отечественные авто