Дистрибуторы алкоголя развернулись в сторону Латинской Америки и ЮАР

Импортное вино подорожало за год на 40%, в основном речь о продукции из «недружественных» стран. Вместо нее на полках появляется вино, которое облагается меньшими акцизами, в том числе российское.
Вино, поставляемое в Россию из других стран, за год подорожало в среднем на 40%, особенно выросла цена на продукцию из «недружественных» стран (с 2024 г. на нее действуют повышенные пошлины на ввоз 25% вместо 20%, но не менее $2 за 1 л), сообщает «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка.
Так, в виноторговой компании Fort назвали именно такую цифру — 40% роста. В группе Ladoga говорят, что импортное вино в их портфеле подорожало на 10–50% в зависимости от географии.
В результате на полках магазинов почти не осталось зарубежных вин стоимостью ниже 1 тыс. руб. за бутылку, констатирует исполнительный директор Fort Александр Липилин.
Выход для дистрибуторов — перераспределение долей импорта. Так, вместо вин из Италии, Франции или Испании закупается вино из Чили, Аргентины и ЮАР — доля второй группы в Fort увеличилась за год на 30%. Аргумент в пользу этих стран еще и в том, что для них ставка для ввоза вин составляет 12,5%.
Ladoga, в свою очередь, наращивает объем импорта за счет вин из Латинской Америки (рост на 55,8%), и Грузии (на 6,4%).
При этом цена растет на всю продукцию, в том числе российскую, говорит Липилин. Так, некоторые производители из РФ уже уведомили дистрибуторов о повышении цен на 9-12%. Одна из причин — подорожание импортного оборудования и комплектующих. Кроме того, есть и объективные факторы. Как отметил руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, в прошлом году во всех винодельческих регионах России, кроме Дагестана, случился неурожай винограда, плюс для отечественных производителей с начала 2025 г. также выросли акцизы — с 108 до 113 руб. за 1 л вина.
Как ранее сообщал DK.RU, объем производства спиртных напитков в России (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) падает третий год подряд: в 2022 г. объем составлял 199,5 млн дал, в 2023-м — 191,6 млн дал, в 2024-м — 188,1 млн дал. Заметнее всего упало производство виноградосодержащих напитков без этилового спирта (на 64,8% год к году), а также слабоалкогольной (56,1%) и плодовой алкогольной продукции (50,4%).
При этом в 2024 г. увеличился выпуск ликероводочных напитков (на 28,6%, до 18,1 млн дал), коньяка (10,2%, 9,7 млн дал), игристых (24,7%, 17,6 млн дал) и тихих вин (8,6%, 32,6 млн дал). Эксперты говорят, что этот рост мог бы быть выше, если бы росло число виноградников в России. Сейчас их порядка 103 тыс. га, а требуется 200 тыс. га.
Структура потребления алкоголя год от года в России практически не претерпевает изменений, 80% в пересчете на абсолютный алкоголь приходится на пиво, пивные напитки и водку.
До этого стало известно, что Минпромторг планирует законодательно закрепить обязательную долю российского вина в винных картах ресторанов и ассортименте магазинов. Это необходимо, чтобы российский потребитель мог знакомиться с ассортиментом отечественных производителей, подчеркнул министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.