Грузы из России в Китай будут доставлять дроны — эксперимент анонсировали в Совфеде

Первым городом, откуда могут стартовать дроны для экспресс-доставки грузов в КНР, будет Благовещенск. Проект всем нравится, но могут возникнуть финансовые и бюрократические сложности.
В Совете по развитию цифровой экономики при Совфеде анонсировали эксперимент по быстрой доставке грузов из России в Китай с помощью беспилотных летательных аппаратов. Зампред Совета Артем Шейкин рассказал о нем на круглом столе по регулированию беспилотников, передает РБК.
Для пробной быстрой доставки грузов логично использовать города, находящиеся на границе с КНР, например Благовещенск Амурской области. Шейкин сообщил, что будет создан логистический хаб с особым правовым режимом, его детали уже прорабатываются вместе с правительством этого региона. В Китай можно будет доставлять малогабаритные грузы весом до 50 кг.
По данным Минэкономразвития, сейчас в 24 регионах России действует 10 экспериментальных правовых режимов по тестированию дронов, в них участвует более 144 компаний. В качестве примера приводится доставка грузов дронами, начатая «Почтой России» в 2022 г. Грузы доставляются в Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Правда, за три года эксперимента целевые показатели, на которые рассчитывали участники проекта, не были достигнуты. Осенью 2023 г. представитель самой «Почты России» сетовал на слишком высокую стоимость использования дронов: так, чтобы перевезти беспилотником 1 кг груза из заполярных селений Тазовский в Антипаюту, нужно заплатить в 152 раза больше, чем стоит перевозка на регулярном пилотируемом рейсе, и в 43 раза дороже чартера.
Сложности возникают и в связи с запретом на полеты беспилотников в регионах РФ, он введен уже в 68 субъектах. Правда, в марте 2024 г. власти разрешили запускать беспилотники весом до 30 кг над населенными пунктами на высоте до 150 метров от земли или водоема, но только в светлое время суток, уточняет РБК. В других случаях нужны отдельные разрешения.
В целом, эксперты оценивают создание транспортного хаба с участием беспилотных аппаратов перспективным — можно значительно сократить сроки доставки грузов. Однако на это нужны большие средства, считает гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко. Ведь перед тестированием системной доставки между странами нужно проверить, как такой проект будет работать внутри страны. При этом требуется проработка не только технологических задач, но и законодательной базы.
Если у коллег получится решить такую задачу сразу на международном уровне, учитывая погранпосты, таможенную зону, разницу программного обеспечения стран и в целом законодательных норм, это будет решением сверхамбициозной задачи. Возможно ли такое решение? Да. Как скоро — зависит от выделяемых ресурсов, серьезности подходов тех, кто берет на себя обязательства, — считает Козаренко.
Гендиректор компании-производителя дронов «Русдронопорт» Николай Ряшин, рассуждая о перспективах хаба, указывает еще на одну проблему — сроки растаможивания грузов. Как правило, бюрократические процедуры по растаможке растягиваются на длительное время. Да, можно потратить всего полчаса на доставку груза до пограничного поста, но какой в этом смысл, если груз застрянет там на несколько дней, уточняет он.
Для производства гражданских беспилотников в России учрежден отдельный нацпроект «Беспилотные авиационные системы», напоминает DK.RU. Планировалось, что к концу 2026 г. в стране будет производиться 18 тыс. беспилотников в год, это покроет 52% внутреннего спроса. А к 2030 г. доля российских аппаратов на рынке увеличится до 70,3%.
Беспилотные аппараты могут использоваться в сельском хозяйстве, для промышленной и городской безопасности, строительной и геодезической съемки.