Чему могут научить в театральном институте? О новых программах и специальностях в ЕГТИ

В обучении студентов ЕГТИ органично сочетаются традиционные основы и новые технологии. Как трансформируется театральное образование в наши дни, в интервью с Анной Глуханюк.
Самому удаленному от столиц театральному вузу России, единственному на просторах Урала и Сибири — Екатеринбургскому театральному институту — в этом году исполняется 40 лет. За это время театральное образование сильно трансформировалось, оно стало более универсальным и прикладным, не растратив при этом традиций русского театра.
Выпускники ЕГТИ востребованы во всех театрах России, снимаются в кино, становятся режиссерами и продюсерами, делают кукол и художественные инсталляции, пишут пьесы, которые ставят на сценах российских театров.. На самом деле перечислять можно долго.
О том, что происходит сейчас в театральном образовании, как вуз поддерживает своих студентов и что им дает, DK.RU рассказала ректор ЕГТИ Анна Глуханюк.
Чем ЕГТИ выделяется на фоне других учебных заведений аналогичной направленности?
— В 2025 г. ЕГТИ исполняется 40 лет, сам театральный институт еще довольно молодой, но театральное образование в Свердловске / Екатеринбурге имеет богатую историю. В 1932 г. был открыт Театральный техникум (позднее Театральное училище), которое в годы Великой Отечественной войны получило статус Свердловского театрального института. История первого театрального вуза на Урале завершилась в 1952 г. В 1962 вновь открыто Театральное училище, продолжателем традиций которого и стал Екатеринбургский театральный институт.
В целом наш вуз совершенно уникален, так как входит в число семи федеральных театральных вузов страны и является единственным за пределами центральных регионов. Городу повезло с тем, что уже много лет в стенах ЕГТИ воспитываются поколения профессионалов. Неслучайно в Екатеринбурге и Свердловской области такая насыщенная театральная жизнь.
Какие основные вызовы стоят перед вузом в наши дни?
— Театральное образование достаточно консервативно в самом позитивном смысле этого слова. Важно сохранить основы, не утратить те лучшие традиции, которые складывались десятилетиями и сделали русскую театральную школу признанной во всем мире. Тем не менее, мир современного театра меняется и система образования чутко реагирует на изменения.
Например, мы открыли новую образовательную программу — «Технология художественного оформления спектакля». Готовим заведующих художественно-постановочной частью, которые очень востребованы во всех театрах страны. Также новая для нас программа — «Ассистентура-стажировка по сценической речи», которая дает возможность получить навыки педагогической и методической работы по творческой специальности. Мы ежегодно расширяем перечень направлений магистерской программы «Театральное искусство». Среди них — «Практическая режиссура», «Сценарное мастерство» и «Креативные индустрии», а также «Театральный менеджмент и продюсирование». Сценический менеджмент в музыкальном театре преподается совместно с «Урал Опера Балет».
С чем связано появление новых программ — с развитием технологий, креативной индустрии, конкуренции между вузами?
— Будущее театрального образования во многом связано с развитием межотраслевого сотрудничества. Очевидно, что компетенции, которые приобретает человек в ходе обучения в театральном вузе, имеют очень широкий спектр применения в различных профессиональных сферах. У института обширный опыт работы в части интеграции бизнес-сообщества и театрального образования. За последние годы реализованы такие проекты, как «Корпоративный театр» — уникальный инструмент развития soft-skills, программа раскрытия творческого потенциала, развития коммуникативных и лидерских качеств специалистов различных профилей. В 2024 г. заключен договор с Цифровой кафедрой Уральского федерального университета, где студенты-режиссеры осваивают основы IT-технологий. К реализации образовательных программ мы приглашаем ведущих специалистов отрасли цифровизации в сфере культуры и искусства.
То есть в ЕГТИ обучают не только актерскому мастерству и драматургии, здесь можно получить прикладные навыки?
— Все обучение в театральном вузе максимально практикооориентировано. Когда возникает вопрос о привлечение представителей работодателя к разработке и реализации основных образовательных программ, мы понимаем, что в этой части театральное образование максимально приближено к профессиональной сфере. Художественные руководители курсов, педагоги — действующие режиссеры и актеры, активно включенные в современный творческий процесс.
В 2022 г. в ЕГТИ в рамках реализации федеральной программы «Придумано в России» открыт Центр креативных прототипов. Это инженерно-производственный и консультационный комплекс, специализирующийся на производстве кукол, аудио- и видеопрототипов, создании арт-объектов.
Всего открыто 26 центров прототипирования в стране, и мы единственный театральный вуз, который решился на создание такого центра. На первый взгляд, кажется, что сложно найти точки пересечения производственных технологий и театрального образования, но мы раскрыли потенциал интеграции актуальных производственных тенденций в образовательный процесс.
Так, например, студенты отделения театр кукол работают с современными возможностями 3-D печати при создании учебных кукол, студенты-технологи осваивают компьютерные программы, которые позволяют делать макеты сцены на станках с ЧПУ. Не говоря уже о возможностях студии аудио- и видеозаписи, которые позволяют выйти на новый уровень качества музыкального и визуального контента в постановках.
В студенческом театре применяются все эти новшества?
— В театральном образовании, конечно, очень важно освоить основы профессии, а потом добирать современные форматы. Наши педагоги вкладываются в то, чтобы дать школу. Но в целом актуальные тренды органично вписываются в образовательный процесс. Например, тенденции современной сценографии, наполненной видеоартом, находят отражение в спектаклях учебного театра. Центр креативных прототипов становится проектным офисом по реализации творческих идей студентов, помогает им работать с грантами, привлекать средства для воплощения собственных идей.
Как вы помогаете студентам находить себя в мире профессионального театра после окончания института?
— У нас тесные партнерские отношения со всеми театрами региона, а также со многими театрами страны. Что говорить, художественные руководители, главные режиссеры, заведующие литературной частью, основной состав трупп театров Свердловской области — наши выпускники. Во многом миссия ЕГТИ — готовить кадры для региональных театров. В профессиональном мире хорошо известно качество нашей театральной школы. Например, выпускники кафедры театра кукол трудоустроены еще до выпуска.
Пьесы наших выпускников-драматургов идут практически во всех театрах страны. Продюсеры и театральные менеджеры — руководят организациями культуры и искусства, реализуют проектную деятельность. Сейчас перед нами стоит задача сопровождения практики в профессиональном театре выпускников режиссерского отделения. Студентов-режиссеров становится больше, мы работаем над тем, чтобы все они получили возможность осуществить постановку в профессиональном театре в качестве дипломной работы.
Какие возможности предоставляются студентам для участия в реальных театральных проектах во время учебы?
— Наш институт имеет прекрасную базу практики — Учебный театр. Это историческое здание, не без своих сложностей, но с прекрасной сценой, наполненной театральными традициями. Ранее в этом здании находились Общественное собрание, Театр юного зрителя… Начиная с третьего курса студенты выходят на сцену в репертуарных спектаклях, играют на зрителя. Кроме того, мы всегда поддерживаем возможность работы студентов в профессиональном театре. Например, из выпуска 2024 г. четыре человека, еще будучи студентами, вошли в труппу Свердловского театра драмы.
Как вы поддерживаете студентов, которые хотят развиваться не только в сфере театра, но и в смежных областях (кино, ТВ, мультимедиа)?
— Мы максимально информируем студентов об образовательных и профессиональных возможностях и проектах в смежных сферах. Кроме того, сами реализуем мультипрофильные коллаборации в сфере креативных индустрий. Например, в этом году уже второй раз будем проводить творческую лабораторию «Театр.Урал.Твое время» совместно с музейным комплексом в Верхней Пышме. В 2024 г. наши студенты-драматурги написали пьесы, «оживляющие» музейные экспонаты. Прошедшие конкурсный отбор режиссеры и сценографы — студенты ведущих театральных школ России и зарубежья — совместно с нашими студентами-актерами создали эскизы спектаклей. Каждый эскиз переведен в формат аудиоспектакля, записанного студентами в центре креативных прототипов, и представлен QR-кодом в музейном пространстве. И мы готовы масштабировать такие проекты, работать с другими музеями и культурными площадками.
Все эти новшества в образовании не противоречат театральным традициям?
— Я связана с театральным институтом уже более 20 лет. Чем больше проникаю в суть театрального образования, тем больше понимаю, что есть очень важные, но очень хрупкие его компоненты. Как любое творчество, театральное образование чувствительно к переменам, впитывает в себя актуальные тенденции. Традиция жива лишь тогда, когда трансформируется, поэтому менять ничего не приходится. Хочется беречь и сохранять.
Какой совет вы могли бы дать молодому человеку, который мечтает о карьере в театре?
— Помнить о том, что работа в театре требует огромной самоотдачи и любви к искусству.
Фотографии в тексте: Учебный театр ЕГТИ
Читайте также на DK.RU: «Университет — это тот же завод, только по производству знаний и кадров».