Маленькое экономическое чудо «Большой Сысерти»

Десятки бизнесов и миллионы инвестиций. Как маленький город из Свердловской области стал центром развития туризма региона, что для этого было нужно и почему удалось.
Экономическое чудо — термин, подразумевающий рывок в развитии страны, когда за короткий период она добивается кратного роста ВВП и превращается из отсталой в процветающую. Во время экономического чуда наблюдается быстрое увеличение производства, занятости и уровня жизни населения.
Мы решили адаптировать этот термин под феномен развития маленького города, поднявшегося на туристическом буме последних лет. Пусть это будет маленькое экономическое чудо — когда за пять лет город прирастает десятками бизнесов, новых инвестиционных проектов и может гордиться сотнями тысяч туристов в год. Мы говорим о Сысерти. Здесь действительно наблюдается резкий рост активности бизнеса. Что вызвало такой эффект? DK.RU попытался ответить на этот вопрос.
Мы уже писали о большой роли малых городов в жизни региона и делали акцент на развитии туризма. Именно интерес к загородному отдыху и необходимость принимать гостей подтолкнула к развитию местный бизнес.
Территория Сысерти сейчас может гордиться развернутым туристическим предложением. Сысерть является одним из наиболее популярных направлений для поездок выходного дня для жителей миллионного Екатеринбурга. При этом находится она всего лишь в 50 км от столицы региона.
Зона отдыха у горы Бессонова
На выгодное географическое положение и культурно-исторический потенциал города (это одна из локаций горнозаводской цивилизации, родина знаменитого уральского писателя Павла Бажова) накладывается богатое туристическое предложение, представленное комплексными объектами загородного отдыха, глэмпингами, спортивными клубами, природными достопримечательностями.
Экскурсия по заводу Турчаниновых-Соломирских
На территории Сысертского ГО расположены:
- Загородный клуб «Белая лошадь»;
- Загородный гольф-клуб Pine Creek;
- Креативный кластер «На заводе»;
- Термальный курорт «Фабрика отдыха»;
- Ural HydroFlaight;
- Экокомплекс «Уральская пчелка»;
- Альпак ферма «Лу-Лу»;
- «Бархатные рога»;
- База отдыха «Гринвальд»;
- Природный парк «Бажовские места»;
- Фермерское хозяйство «Никольская слобода»;
- Фермерское хозяйство М. Шкляра;
- База отдыха «Терсутская»;
- База отдыха «Сова»;
- Санаторий «Гранатовая бухта»;
- ТАО «Берег»;
- Термальный курорт в Горном Щите.
Почему бизнес заходит сюда и так активно развивается? Мы поговорили с предпринимателями и выяснили, что для маленького, но все же экономического чуда нужно немного — четкая концепция развития и настроенные коммуникации между СМИ, предпринимателями, общественностью и властью.
Большой вклад в привлечение бизнеса на территорию Сысерти внесли областной Департамент развития туризма и индустрии гостеприимства и подведомственное ему АНО «Управляющая компания туристско-рекреационными кластерами Свердловской области» (АНО УК ТРК СО). Организация занимается всем, что касается становления туристской отрасли, — от разработки концепций и мастер-планов до подготовки земельных участков и привлечения инвесторов. И, кроме прочего, АНО УК ТРК СО развивает туристический кластер «Большая Сысерть», создаваемый по поручению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
Обсуждение с бизнесом концепции «Большой Сысерти»
Решение о создании кластера было принято в 2019 г. В него входят Сысертский, Арамильский, Полевской, Белоярский городские округа. В результате оценки потенциала территории были определены ключевые функциональные и тематические направления и связи. Иными словами, объекты внутри локаций объединили по схожести сценариев и преобладающему типу туризма.
Работу АНО УК ТРК СО оценили и на федеральном уровне. В ноябре 2022 г. команда по проектированию туристско-рекреационного кластера «Большая Сысерть» заняла первое место во Всероссийском конкурсе проектных команд, организованном в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Помимо памятных дипломов команда выиграла бесплатное обучение по ряду программ, в том числе обучение в школе стратегов. Это уже не первый Всероссийский конкурс в сфере туризма, где Свердловская область занимает лидирующие позиции. Мы уверены в своих силах и готовы конкурировать с популярными курортами за туристов со всей России, — заявил тогда руководитель команды, заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.
Уже 3 сентября 2023 г. концепцию развития Сысерти презентовали первому заместителю губернатора Свердловской области Алексею Шмыкову. Тогда стало известно, что всего сюда планируется привлечь порядка 180 млрд руб. инвестиций. В том числе около 30 млрд руб. будет направлено на формирование инфраструктуры двойного назначения. Это строительство дорог, коммунальных и инженерных сетей, которые будут востребованы у местных жителей городского округа и послужат созданию комфортных условий для туристов. Алексей Шмыков отметил:
Большая Сысерть складывает воедино все многообразные туристические локации, которые могут быть включены в маршруты выходного дня жителями и гостями Свердловской области. Люди смогут выбрать формат времяпрепровождения с учетом своих интересов. В рамках проекта планируется создать более 10 тыс. новых рабочих мест.
Так концепция развития Сысерти, представленная АНО УК ТРК СО, получила поддержку правительства, а чуть позже и депутатского корпуса. В 2023 г. Сысерть посетили депутаты Законодательного собрания Свердловской области. Здесь состоялось их выездное заседание. Депутатам показали ключевые якорные объекты Сысертского ГО, то есть те, которые привлекают на территорию больше всего туристов и, соответственно, являются центрами не только притяжения турпотока, но и формирования новых турмаршрутов и привлечения новых игроков на местный рынок туризма.
Мы были в Сысертском городском округе, посмотрели много туристических проектов. И самое главное для нас, что эти турпроекты работают не только для гостей, прежде всего они улучшают качество жизни людей, проживающих на территории Свердловской области, — отметила Елена Чечунова, председатель комитета по молодежной политике, развитию физической культуры, спорта и туризма.
Большую роль в повышении туристической привлекательности округа играет созданная в 2019 г. общественная организация «Агентство развития Сысерти».
У агентства особая важная миссия — по сути дела, оно показывает примеры положительного опыта, правильные модели поведения. И причем его KPI — качественно реализованный проект — должен быть выполнен не столько самим Агентством, сколько жителями, которые пришли, изложили свою идею и при поддержке Агентства ее реализовали. Эти маленькие истории успеха складываются в общую картину изменения жизни, настроения, отношения к месту проживания, — пояснил глава Сысертского ГО Дмитрий Нисковских.
Агентство активно взаимодействует с властями округа, областным департаментом развития туризма и управляющей компанией туристско-рекреационными кластерами Свердловской области — находит потенциальных инвесторов, которые хотят на территории что-то реализовать или уже что-то делают, и вовлекают их в городские процессы.
Один из ярких положительных примеров — завод «Фарфор Сысерти», где развивается промышленный туризм. В 2022 г. «Агентство развития Сысерти» получило грант Президентского фонда культурных инициатив в 6,5 млн руб. на перезапуск завода.
Экскурсия по заводу «Фарфор Сысерти»
Директор «Фарфора Сысерти» Наталья Жердева считает, что причина успеха города в том, что бизнес, общественность и власть умеют работать слаженно.
Феномен Сысерти — это сформировавшееся социальное сознание: люди могут ругаться, расходиться во мнениях, просто быть разными, но понимают, что они часть одного целого. Это позволяет сотрудничать, — сказала она.
Часто для развития малого города необходимо большое мероприятие, которое будет привлекать много людей. Так, с 2019 г. Ян Кожан, директор «Агентства по развитию Сысерти», с партнерами проводят в Сысерти фестиваль «Лето на заводе» и создают на территории заброшенного завода XVIII в. креативный кластер. В 2024 г. фестиваль собрал 120 тыс. человек — в шесть раз больше, чем в 2020 г.
На фестивале «Лето на заводе»
Вот что говорит о феномене Сысерти Дарья Казакова, владелица кофейни «Море кофе»:
Отличительная черта Сысерти в том, что в ней есть консистенция людей, которые любят свой малый город и хотят в нем развиваться. Однажды в Сысерть пришли ребята с проектом «Лето на заводе», которые все аккумулировали, и вот оно — «бух!». Справедливости ради стоит отметить, что мы были второй кофейней в Сысерти, а после нас открылись еще, и сейчас их около десяти. Местные жители — это постоянные клиенты, по выходным приезжают екатеринбуржцы.
У кофейни «Море кофе»
Создаваемый властями туркластер «Большая Сысерть» помогает местному бизнесу продвигаться, то есть выполняет роль в том числе большой PR-службы. Это привлекает больше посетителей. Благодаря активному использованию социальных сетей, проведению соревнований и мероприятий, бизнесу из Сысерти удается постоянно попадать в СМИ федерального и регионального масштаба.
Один из ярких примеров — гастрономический фестиваль «Переборщи!», который проходит в городе с 2023 г. В первый же год на фестиваль приехало 15 тыс. гостей. Это одно из мероприятий в рамках подпроекта «Гастропорт» (размещения тематических точек питания на набережной Сысертского водохранилища).
На фестивале супов в Сысерти
Рядом с туристско-информационным центром на благоустроенной набережной организована суп-станция. В этой небольшой, но красивой локации уже действуют несколько интересных проектов, в том числе «вкусные фестивали».
Активное развитие туризма делает Сысерть одной из самых перспективных инвестиционных зон Свердловской области. За последние пять лет в город было привлечено более 2,7 млрд руб. частных инвестиций.
Город ставит перед собой амбициозную цель — увеличить к 2035 г. туристический поток до 4,4 млн человек в год. К этому году в Сысерть планируется вложить 23 млрд руб. частных и государственных инвестиций.
Достижению этой цели способствуют большие инвестиционные проекты. В конце 2024 г. компания Baden Family открыла на территории бывшей мебельной фабрики в Сысерти термальный курорт «Фабрика отдыха».
Он оборудован не только развлекательной инфраструктурой — бассейнами, парными и саунами — но и апарт-комплексом для размещения гостей.
Развитие термальных курортов и рекреационных комплексов на территории Сысертского городского округа имеет для нас приоритетное значение. Мы всегда рады предложить жителям и гостям города качественный сервис и полный спектр термальный услуг для отдыха и восстановления сил. Отрадно осознавать, что мы развиваем Сысерть вместе с целеустремленными и социально-ответственными предпринимателями, которые, как и мы, заинтересованы в том, чтобы город становился лучше, комфортнее и привлекательнее для жителей и туристов, — говорит генеральный директор компании Baden Family Евгений Кононов.
Интересным инвестиционным проектом является тематический парк аттракционов — всесезонный парк развлечений с виртуальным зоопарком, активити-парком и событийной площадкой. Здесь будут размещены тематические зоны, посвященные разным эпохам истории Урала, в том числе основанные на книгах Алексея Иванова. Ядром парка должны стать механизированные аттракционы — американские горки, экстремальные катапульты, карусели, аэротрубы, качели, автодромы и многое другое.
Ввод планируется в три этапа: в 2030, 2032 и 2035 гг. Прогноз посещаемости в 2035 г. — 444 тыс. человек, средний чек в ценах на 2023 г. — 2500 руб., объем частно-государственных инвестиций — 25 млрд руб., 279 рабочих мест, период окупаемости — 23 года.
Все эти проекты в совокупности дают тот мультипликативный эффект от развития туризма, о котором в последнее время много говорят. Для этого нужны финансовые вливания или идейные люди. Как привлечь и тех и других? На этот вопрос нам ответила Татьяна Панаиоти, режиссер и руководитель театра «Три апельсина».
Средства вкладывать все равно придется. Но наверху в системе приоритетов должна быть идея. Деньги всегда приходят под проект, под идею. Далее нужен хотя бы один человек, который этим живет, горит и болеет, видит это культурное достояние и способен его донести так, чтобы другим людям это было интересно и захотелось. Плюс нужна связка с административным ресурсом или капитал — в идеале оба. В Сысерти это есть, — считает она.
АНО УК ТРК СО, департамент развития туризма Свердловской области и региональные власти, работая в рамках развития и реализации проекта туркластера «Большая Сысерть», привлекли внимание к данной территории, сделали ее инвестиционно привлекательной. Теперь сюда заходит как небольшой, так и крупный бизнес — от сетевых курортов до кофеен. Соответственно, можно наблюдать развитие, которое идет по нарастающей — небольшое экономическое чудо в одном отдельно взятом маленьком городе.
Читайте по этой теме на DK.RU:
>>> «Наша концепция строится на антиунылости». Дмитрий Нисковских — о феномене Сысерти.
>>> «Надо не решать вопросы по углам в черной комнате, а открыто говорить, что мы делаем».
>>> Новая реальность завода «Фарфор Сысерти».
>>> Как продвинуть Сысерть. История экскурсовода, краеведа и общественника Александра Савичева.