Вклад креативного сектора экономики в ВВП России превысил 4%

В деньгах это 7,5 трлн руб. Правительство рассчитывает, что доля креативных индустрий в ВВП достигнет 6% к 2030 г. Базовый закон уже вступил в силу, следующий этап — создание креативных кластеров.
По итогам 2024 г. валовая добавленная стоимость креативной экономики составила 7,5 трлн руб., а ее вклад в ВВП страны — 4,1%, передает ТАСС со ссылкой на Минэкономразвития и Росстат.
Показатели креативного сектора экономики фиксируются с 2020 г., при этом динамический ряд рассчитан с 2017 г. Так, в 2017 г. вклад креативной экономики в ВВП составил 2,8% или 2,3 трлн руб., в 2020 г. — 3,2% или 3,1 трлн руб., в 2023 г. — 3,8% или 6 трлн руб.
Наибольший вклад в развитие креативной экономики вносят такие виды деятельности, как «Разработка компьютерного программного обеспечения» (34,96%), «Реклама и пиар» (13,38%), а также «Гастрономия» по коду ОКВЭД «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» (10,6%).
В целом же креативная экономика охватывает такие индустрии, как музыка, реклама, мода, архитектура, образование, народные промыслы, кино, музеи, информационные технологии, ювелирное дело и другие. Ключевое в креативном продукте — уникальная творческая идея, имеющая экономический потенциал.
В большинстве отраслей есть креативная составляющая. Например, в текстильном производстве это формирование дизайн-концептов одежды, в строительстве — разработка архитектурных проектов, в киноиндустрии — создание кинофильмов или телепрограмм, — отмечает заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова. И добавляет: — Развитие креативных индустрий — это дополнительная возможность для регионов, где нет большой сырьевой базы и традиционной промышленности, эффективно развивать свою экономику.
По ее словам, сейчас Минэкономразвития решает институциональные задачи: формируется единый реестр субъектов креативных индустрий, определены соответствующие ОКВЭД. «Наряду с разработкой стратегии развития креативных индустрий до 2036 г. это позволит системно подходить к расширению сектора», — подчеркнула Илюшникова.
Базовый закон о развитии креативных индустрий вступил в силу 5 февраля 2025 г., рассказывал DK.RU. В документе дается определение ряду понятий, включая «креативные индустрии» и «субъекты креативных индустрий».
Также закон подразумевает создание креативных кластеров — территорий, обеспеченных недвижимостью и инфраструктурой для креативной деятельности. Каждый регион сможет выбрать приоритетные для него индустрии и сосредоточиться на их развитии. Единым куратором на федеральном уровне станет Минэкономразвития.
Правительство рассчитывает на увеличение доли креативных индустрий в экономике РФ до 6% к 2030 г., напоминает DK.RU. Для стимулирования планируется применять целевые меры поддержки.
Серьезным вызовом для креативных индустрий может стать широкое распространение искуственного интеллекта (ИИ). Однако ряд экспертов, в их числе Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, полагают, что экономический фундамент нашего будущего ИИ обеспечить не сможет:
Есть мнение среди создателей, что искусственный интеллект съест креативные индустрии. Но родители всегда переоценивают способности своих детей. Они всегда убеждены, что их дети смогут все. Да, я согласен, где-то ИИ подъест креативные индустрии, но я думаю, что глобальным выбором человечества в эпоху сильного ИИ станут креативные индустрии.
Он приводит такой пример: «Все знают теорему Ферма и гипотезу Пуанкаре. Сотни лет тысячи математиков потратили миллиарды часов на то, чтобы их доказать. А теперь внимание, вопрос — а Ферма и Пуанкаре откуда это знали? Догадались. Есть короткий путь к истине. Несравнимый с тем, чего требует рациональное мышление. Он основан на интуиции».
В МГУ стали много делать для развития правополушарного мышления математизированных студентов. Не ослабляя упор на математику, их направляют в ораторские клубы, театры, на вечера стихов, музыки, большие курсы истории и литературы, резюмировал Аузан.
Читайте по этой теме на DK.RU:
>>> Способны ли креативные индустрии стимулировать рост экономики? Мнение экономиста
>>> Что общего у трибьюта «Иванушек» и презентации молока, или Как сделать шоу