43% рынка — фальсификат. Как уральские производители радиоэлектроники борются с подделками

Пока нелегальный товар спокойно продается на рынке, импортозамещение остается под вопросом. Но с сентября будет введена обязательная маркировка радиоэлектроники. Поможет ли это — мнение эксперта.
С 1 сентября в России будет введена обязательная маркировка некоторых видов радиоэлектроники. Соответствующий проект постановления разработан Минпромторгом и вынесен на общественное обсуждение, пишет RG.RU.
Маркировка необходима как мера для борьбы с фальсификатом: нелегальный оборот радиоэлектронной продукции в России в различные периоды с 2020 по 2023 гг. составлял от 13% до 43%. Как следствие — затоваривание некачественной серой продукцией, вытеснение отечественного производителя с рынка и срыв планов по импортозамещению.
Фото: Ирина Смирнова
Алексей Лежнин, генеральный директор екатеринбургского завода LIGA Group (здесь разрабатывают и выпускают терминалы, панели, светодиодные экраны, кассы самообслуживания), рассказал, почему на рынке радиоэлектроники так много фальсификата:
Дело в том, что реестровая запись производителей радиоэлектронной продукции находится в открытом доступе. Любой поставщик, компания и даже индивидуальный предприниматель может взять и скопировать эту запись и использовать ее для участия в госзакупках. Таким образом компания подтверждает, что является поставщиком производителя, у которого есть первый уровень локализации, и выигрывает закупки, а мы проигрываем ИП, которые к нам не имеют никакого отношения.
Производители радиоэлектроники поддерживают все начинания правительства по борьбе с фальсификатом. Но пока вынуждены бороться с ним своими силами.
Мы отслеживаем и мониторим такие закупки самостоятельно настолько, насколько у нас хватает сил и ресурсов. Мы пишем жалобы в Федеральную антимонопольную службу, конечному заказчику, но они в один голос нам говорят, что повлиять на заключение контракта, к сожалению, никак не могут. У них нет никаких правовых инструментов на отклонение этого участника, так как данное оборудование могло бы поступить на свободный рынок. Но мы не продаем наше оборудование просто в рынок, а только конкретным заказчикам, у нас проектные продажи, — рассказал Алексей Лежнин.
Для того чтобы продукцию завода LIGA Group не копировали, на всех выставках она демонстрируется с прозрачными крышками, чтобы потенциальные заказчики знали, какая здесь идет сборка, какие электронные компоненты используются, какие технические условия и фирменные коробки. Это хоть как-то помогает обезопасить компанию. Тем не менее деятельность компаний, продающих нелегальное оборудование, приносит отечественным производителям огромные убытки, а самое главное — срывает планы по импортозамещению.
То, что эта ситуация приносит огромные убытки отечественным производителям, — это одна сторона. Но основная проблема в том, что компании-однодневки, которые продают фальсификат под видом нашей продукции, мешают реализации федеральных проектов по импортозамещению, которые стратегически важны для развития суверенитета Российской Федерации, — заключил эксперт.
Читайте также на DK.RU: Как продвигать гениев. Опыт Свердловской области в работе с технологичными компаниями.