
В российских барах сложилась напряженная ситуация с импортным пивом. Почти нет продукции из стран Балтии и Скандинавии, Америки, Канады и др. При этом цены на оставшиеся позиции сильно выросли.
В марте 2025 г. торговые сети анонсировали рост цен на импортное пиво, писал DK.RU. Причин для этого несколько: повышение акциза, курс валют, а также логистические сложности. Отечественные производители также предупреждали о росте цен на пиво на 10-15%.
Совладелец бара «Нельсон Совин» Алексей Кадочников в колонке на DK.RU рассказывает, почему европейское и американское пиво стало редкостью в российских барах, изменится ли эта ситуация, а также что в принципе происходит с ценами на крафт в последние несколько лет.
Алексей Кадочников, совладелец бара «Нельсон Совин»:
— Цены на импортное пиво планомерно росли каждый год в последние пять лет, удивляя потребителей стоимостью любимых напитков.
Но 2025 г. стал переломным: пошлина на напитки из недружественных стран, куда входят Чехия, Бельгия, Германия (основные поставщики пива в РФ), выросла в 10 раз, с 10 евроцентов до 1 евро на литр. Кроме того, повсеместным стало внедрение «Честного знака», плательщиков УСН с доходом свыше 60 млн руб. обязали начислять НДС, также выросли другие налоги и цены на сырье. Все это привело к дополнительным издержкам, следовательно, и к увеличению цены минимум на 20-30%.
Сетевые магазины смогут постепенно повышать цену на импорт, в отличие от баров, потому что ритейл может продавать пиво с минимальной наценкой в рекламных целях. Входящая цена слабоалкогольных напитков для баров и ресторанов за единицу товара почти сравнялась с ценой на аналогичные позиции в ритейле. Для сегмента HoReCa это сложная ситуация.
Отечественные сорта пива, как и импортные, выросли в цене, особенно это коснулось охмеленных и плотных фруктовых сортов. Это связано с тем, что в РФ за последний год выросли цены на тару, электроэнергию, хмель, солод, логистику.
Импортный хмель подорожал до 50% (почти весь закупается за рубежом), а солод и алюминиевая банка — до 20%. Также выросла стоимость плодово-ягодных соков и пюре, которые используют для фруктовых сортов пива, сидра и медовухи.
Кроме того, многие российские производители используют оборудование и технологии, которые зависят от импортных комплектующих, что также влияет на себестоимость.
Ассортимент в «Нельсоне» сильно изменился с момента открытия бара в ноябре 2016 г. Если раньше импортная продукция составляла до 50%, то сейчас едва дотягивает до 20%.
Количество банок, бутылок и кег от иностранных пивоварен стало сильно сокращаться с 2020 г., когда из-за пандемии была нарушена мировая логистика. Но и до этого экономические обстоятельства и неурожаи не способствовали успеху малых производителей пива и их импортеров.
Сейчас почти нет пива из балтийских и скандинавских стран, Америки, Канады.
С другой стороны, отечественные пивоварни выходят на новые объемы варок, растут, появляются в сетях и занимают большинство полок в баре. Особенно вырос рынок отечественного сидра, индустрия слабоалкогольного яблочного напитка за семь лет выросла более чем на 300%.
Все чаще в магазинах и общепите можно встретить китайское и вьетнамское пиво, но в нынешних условиях азиатские сорта не смогут конкурировать в HoReCa с европейскими или отечественными. Причин несколько: ограниченное разнообразие вкусов, малое количество азиатских производителей крафта и отсутствие разливного в портфелях импортеров.
До 2018 г. мы сами завозили пиво из ЕС. Нашими партнерами были испанская пивоварня Naparbier и пиво из Швеции от Poppels. Но мы отказались от импорта. Стало невыгодно возить небольшие объемы. Сложности были в поиске покупателей продукции неизвестных в РФ пивоварен, в оформлении таможенных документов, с каждой поставкой их было все сложнее и дороже согласовывать, курс валюты и логистика также затрудняли нашу дистрибуцию.
Завозить импортное пиво в РФ сейчас действительно сложно. Основные проблемы связаны с логистикой и таможенными процедурами, выросла цепочка, которой ранее не было — параллельный импорт. Наиболее остро ситуация обстоит с поставками из стран ЕС и США из-за политических и экономических ограничений, а пиво из Дании, Норвегии или Эстонии и вовсе стало диковинным для России.
Если говорить о ценах, то разница ощутима. Например, бокал разливного локального охмеленного крафтового пива, который в 2021 г. стоил в среднем 280-320 руб., сейчас обойдется в 400-440 руб. Это связано как с ростом себестоимости, так и с увеличением спроса на локальные и альтернативные варианты.
С импортом еще интереснее: бокал разливного немецкого пива, который в 2021 г. стоил в среднем 340-380 руб., сегодня стоит порядка 640-680 руб. На некоторые эксклюзивные позиции цена может доходить до 1,5 тыс. руб. за 0,5 литра.
Очевидно, что доля импортного пива в России продолжит сокращаться из-за высоких пошлин, логистических расходов и ответных санкций. В то же время локализация производства усиливается: отечественные пивоварни активно инвестируют в расширение мощностей, повышение качества продукции и разработку новых сортов, замещая освободившееся место на полках баров и магазинов.
Думаю, что в ближайшие годы мы увидим дальнейшее сокращение импорта и рост локальных производителей слабоалкогольных напитков.
Читайте на DK.RU: Как уральский бар занялся импортом пива из Европы / ОПЫТ