
Газобетон — основной стеновой материал, который используют свердловские строители. Его производитель завод «Теплит» собирается расширить производство. С какими вызовами он при этом столкнулся?
Заместитель генерального директора управляющей компании ООО «Атомстройкомплекс-Промышленность» — управляющий директор Андрей Вишневский рассказал, сколько сегодня стоит новый завод, с какими трудностями приходится сталкиваться при реализации проекта и как себя чувствует строительный сектор по итогам первых месяцев 2025 г.
справка
Насколько широко газобетон применяется в строительной отрасли и что из него строят?
— На сегодняшний день газобетон — основной стеновой материал как в многоэтажном, так и в малоэтажном (индивидуальном) строительстве. Объемы его производства в России ежегодно увеличиваются: в 2012 г. — 9 млн 920 тыс. куб. м, в 2024-м — более 17 млн куб. м (данные Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона). Популярность газобетона обусловлена тем, что он совмещает в себе как конструктивные, так и теплотехнические качества. В высотном строительстве из него возводят ограждающие конструкции, в малоэтажном — несущие стены до трех этажей и перегородки. В сегменте ИЖС газобетон — ключевой материал, в этом можно убедиться, заехав практически в любой коттеджный поселок.
Какой объем продукции «Теплита» поступает на рынок ИЖС и сколько — на «большие стройки»?
— Порядка 60% твинблока отгружается на рынок ИЖС, 40% идет на строительство МКД и объектов социальной инфраструктуры. Раньше главными покупателями нашей продукции были девелоперы, но в последние годы малоэтажный сектор активно развивается и потребляет все больше газобетона. Мы нашли решения, позволяющие увеличить производительность линий березовского и рефтинского заводов (их проектная мощность уже превышена на 20–25%), дополнительные объемы продукции как раз уходят в сегмент ИЖС. Доля МКД в структуре продаж сохраняется примерно на одном уровне, но, начиная с 2020-х, «малоэтажка» — безусловный драйвер рынка.
С кем из девелоперов вы работаете? Велика ли доля «Атомстройкомплекса» в структуре ваших продаж?
— Более 20 лет назад «Теплит» был вспомогательным производством «Атомстройкомплекса». Он использовал продукцию рефтинского завода в девелоперских проектах. Однако с запуском березовского завода, оснащенного оборудованием немецкой компании Wehrhahn, объемы производства существенно превысили потребности «материнской» компании, и «Теплит» вывел свой газоблок на рынок.
Обработка газоблока в автоклаве
Сегодня мы сотрудничаем с большинством застройщиков, работающих в Екатеринбурге и Свердловской области: это «Атомстройкомплекс», «Эфес», «Стройтэк», «ТЭН», «Эталон», «Кортрос», АСЦ «Правобережный», «Практика», «Ривьера», «Малышева 73», «Астра девелопмент», «Атлас групп», «Железно» и др.
Проще сказать, с кем мы не взаимодействуем по тем или иным причинам: эти компании либо используют другие технологии строительства, либо материалы собственных заводов. Разумеется, твинблок применяется во всех проектах «Атомстройкомплекса», включая социально значимые (школы, детские сады, больницы), однако «Теплит» — абсолютно рыночное предприятие, и львиную долю нашей продукции поглощает внешний рынок.
Как построить завод в условиях санкций
Идея строительства третьего завода «Теплит» прорабатывалась в холдинге несколько лет. Первоначально проект планировали реализовать с проверенными европейскими поставщиками, но в 2022 г. он «встал на паузу». Примерно год потребовался на поиск новых партнеров и внесение изменений. В июле 2023 г. стройка в индустриальном парке «Габиевский» все-таки стартовала.
Почему возникла потребность в третьем заводе?
— Мы видели стабильный рост популярности газобетона и понимали, что даже после реконструкции существующих площадок не сможем полностью закрыть потребность рынка в нашей продукции. Кроме того, мы видели потенциал развития бизнеса в расширении географии присутствия и увеличении объемов поставок на рынки соседних регионов — Пермского края, Челябинской области, Башкортостана, Удмуртии и других. Взвесив все, мы приступили в 2021 г. к проектированию. К сожалению, в 2022-м из-за внешних обстоятельств эта работа была приостановлена. Потребовалось время на поиск новых партнеров и поставщиков в Китае, Турции и России и, по сути, на создание нового проекта.
В настоящий момент он находится в стадии реализации. Некоторые участки полностью готовы, на других работы близятся к завершению. Мы получили все необходимое оборудование. Впереди монтажные и пусконаладочные работы, значительную долю которых предстоит выполнить команде «Теплита». У нас большой опыт в этой области, ведь мы собственными силами модернизировали предприятия в Березовском и Рефтинском. Раньше мы не работали с китайскими производителями оборудования, поэтому возможны нюансы. Но я полагаюсь на опыт и компетенции нашей команды и партнеров-подрядчиков и рассчитываю, что проект будет завершен во втором квартале 2025 г.
Здание третьего завода в индустриальном парке «Габиевский»
На старте мы рассчитывали построить завод за полтора года — амбициозная задача, не припомню, чтобы кому-то подобное удавалось. Из-за стечения обстоятельств не получилось и у нас. В то же время реализация столь масштабного проекта за два года — очень хороший результат, особенно с учетом геополитической ситуации и сопряженных с ней ограничений.
Строительство завода в условиях санкций представляется довольно рискованным шагом. Что оказалось самым сложным в реализации проекта?
— Мы входили в проект не с нуля: у нас большой опыт производства на действующих предприятиях, есть собственные наработки, плюс что-то мы видели у коллег. На этапе подготовки концепции мы даже называли третий завод заводом мечты, поскольку решили воплотить в нем все лучшее. Подобную модель не мог предложить ни один производитель оборудования — ни немецкий, ни китайский. Мы сами ее создали, понимая, чего хотим и как это должно быть.
Самой сложной в реализации, во-первых, была замена поставщиков: их надо было оперативно найти, оценить готовность к сотрудничеству, компетентность, наработки, а также выстроить с ними коммуникацию. Не буду скрывать, что на начальной стадии, когда формировалось техническое задание и согласовывались технические решения, у нас возникали сложности в понимании друг друга.
Во-вторых, российские предприятия, к которым мы обратились со своими инженерными наработками, на волне импортозамещения оказались очень загружены. В большинстве случаев это привело к увеличению сроков изготовления заказов.
В-третьих, кадровый дефицит и текучка людей. Сейчас мы ищем персонал для третьего завода и испытываем трудности с комплектацией. Это влияет как на сроки реализации проекта, так и на его стоимость.
Если две первые проблемы уже решены, то с третьей нам еще предстоит справиться. Не все процессы можно автоматизировать, хотя мы далеко в этом продвинулись: если раньше на таких производствах, как наши, работало по 20–30 человек, то сейчас — 4–5 операторов. Но инженеров, управленцев, наконец, водителей заменить роботами пока невозможно.
Дефицит рабочих рук в стране ни для кого не секрет, и причины его известны. Для промышленных предприятий ситуация усугубляется обесцениванием производственных профессий среди молодежи, которое де-факто произошло в последние годы. Новому поколению неинтересно производство, оно им кажется консервативным, ведь сотрудник должен приходить каждый день, трудиться с 8.00 до 17.00 и нести ответственность за то, что делает. На производстве могут быть вредные факторы. Зачастую молодежь к этому не готова, поэтому мы «стареем».
>>> Читайте также: Большого найма не будет, будут большие сокращения — Алена Владимирская — о работе в 2025-м
Мы принимаем на работу людей в возрасте 40–50 лет — представителей нашего поколения, с которыми разговариваем на одном языке. На первый взгляд, это вроде бы неплохо, но фонтанирует энергией и драйверит обычно молодежь, а ее притока на предприятие, к сожалению, практически нет. Поэтому, видимо, и нам надо меняться и искать новые форматы, актуальные для современного поколения.
Вы не включили в топ проблем финансирование, хотя строительство нового предприятия предполагает существенные инвестиции. О какой сумме идет речь и каковы прогнозы по окупаемости?
— Общий объем инвестиций составляет порядка 3,5 млрд руб. — столько сегодня стоит современный завод. Поэтому, когда я слышу, что кто-то собирается построить завод за миллиард, это вызывает у меня, мягко говоря, недоумение.
Инвестор проекта — группа «АСК-Промышленность». В то же время мы реализуем его в рамках двух госпрограмм. Первая — федеральная «Программа 1764» — обеспечивает льготное кредитование. Вторая — региональная: строительство третьего завода «Теплит» входит в число приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области, что дает нам определенные преференции.
Замечу, что текущая льготная ставка по кредитам отличается от той, на которую мы ориентировались, формируя первые бюджеты и бизнес-модели. Тем не менее, это большое подспорье, ведь рыночные ставки еще выше. Что касается срока окупаемости, по нашим расчетам, он составит пять-семь лет.
Что со «стройкой»?
2024 г. был для строительного сектора неоднозначным: с одной стороны, ажиотажный спрос на рынке новостроек в мае‒июне, с другой — завершение программы льготной ипотеки, взлет ключевой ставки (и стоимости кредитования) и, как следствие, рост неопределенности. В 2025 г. аналитики уже фиксируют снижение интереса девелоперов к запуску новых проектов и сокращение объемов текущего строительства.
Вы работаете и с сегментом ИЖС, и с девелоперами. Можно ли по результатам первых месяцев 2025 г. оценить, как чувствует себя строительный сектор?
— Планируя 2025 г., мы в целом понимали, что он будет непростым для строительного сектора, однако глобального падения и полной остановки отрасли не ждали и не ждем. Текущая рыночная ситуация укладывается в этот сценарий, и «Теплит» выполняет плановые показатели по отгрузкам.
Правда, есть нюансы: основной портфель заказов сейчас формирует покупатель-частник, который собирается строить самостоятельно или с привлечением бригад.
В последние годы доля таких клиентов — между собой мы называем их «самострой» — не была существенной. Большинство заказчиков работали с застройщиками, в том числе по ипотечным программам. Я имею в виду небольшие компании, которые приобретали участки и за год возводили по 20 домов под заказ или на продажу. В 2025 г. число таких партнеров у «Теплита» значительно сократилось.
Предположу, что сегодня успех производителей стройматериалов в немалой степени зависит от того, работают ли они работают с клиентами-физлицами. Мы «исторически» развивали и поддерживали это направление, возможно, поэтому сейчас не фиксируем снижение спроса на свою продукцию.
Почему просел сегмент небольших застройщиков на рынке ИЖС?
— Одна из причин — повышение ключевой ставки и сокращение ипотечного кредитования. Раньше застройщики рынка ИЖС не только работали с ипотечниками, но и вкладывали в проекты собственные средства, поскольку были уверены, что продадут готовые дома. Сейчас они смотрят и ждут, что будет дальше. Кроме того, с марта 2025 г. их обязали использовать эскроу-счета в проектах, которые реализуются с привлечением ипотеки. Думаю, не все компании успели адаптироваться к этой системе.
Людей же по-прежнему привлекает жизнь за городом, в собственных домах. Текущая ситуация позволяет им поэтапно вкладываться в «стройку». В отличие от компаний, которые возводят дома под ключ за два-три месяца, «самострой» может в один год подготовить фундамент, в следующем — выложить стены из блока и так дальше по мере поступления денег.
Какова ситуация с «большими» застройщиками и их потребностью в газобетоне?
— Наши отгрузки в этот сектор чуть снизились, что косвенно говорит о замедлении темпов строительства. Но ситуацию я бы назвал стабильной. Впрочем, важно учитывать инерцию на рынке МКД: сроки реализации проектов исчисляются годами, и сегодня мы поставляем газобетон на стройки, стартовавшие в прошлом и в позапрошлом году, т. е. до изменений по ипотечным программам. Мы видим, что новых объектов закладывается меньше. Возможно, существенные колебания рынка еще впереди.
То есть апокалиптический сценарий, в котором вы запускаете третий завод, увеличиваете объем производства до 1 млн 200 тыс. куб. м, а спрос на газобетон резко снижается, вы не рассматриваете?
— Риски существуют, и мы их закладываем. Есть внешние факторы, которые от нас не зависят, и внутренние процессы, которые нам не подвластны. Но, как правило, трудности носят временный характер. Сейчас мы выстраиваем партнерские связи с торговыми и строительными организациями соседних регионов, а также ведем переговоры с федеральными торговыми сетями. При этом мы уже задумываемся о строительстве четвертого завода: идет предварительная работа с властями региона (они нас поддерживают) и энергетиками. В 2026 г. мы планируем приступить к реконструкции рефтинской площадки, чтобы увеличить ее производственную мощность на 100 тыс. куб. м — до показателей березовского завода.
Думаем об открытии на базе сысертского завода участка по производству армированных изделий — стеновых панелей, плит перекрытия и перемычек, которые очень востребованы на рынке.
Наши ресурсы ограничены, и сейчас все силы направлены на строительство третьего завода, но после его запуска мы рассчитываем приступить к серьезной проработке этих задач. Мы должны двигаться вперед, бизнес всегда должен развиваться, в противном случае он падает.
В последние недели многие дышат оптимизмом и говорят о скором возвращении западных брендов. В преддверии реконструкции рефтинского завода восстановление отношений с немецкими партнерами было бы весьма кстати. Что вы об этом думаете?
— Рано или поздно связи восстановятся. Возврат европейских поставщиков способствовал бы снятию ряда ограничений. Так, при комплектации третьего завода нам нередко приходилось выбирать не из того, что планировали, а из имеющегося в наличии. Рост конкуренции пошел бы на пользу всем. Но, полагаю, восстановление связей займет намного больше времени, чем потребовалось на их разрыв, и ближайшие проекты мы будем реализовывать по тем наработкам, которые появились в ходе строительства сысертского завода.
Источник фото в тексте: «Теплит».
Читайте также на DK.RU:
За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов
Материалы по этой теме: #МЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО #БИЗНЕСПодписывайтесь на DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.