Вернется ли немецкий автопром в РФ, если санкции снимут? Если да, то когда?

Многие пользователи так и не смирились с китаизацией российского авторынка и предпочитают в два раза переплачивать за немецкие машины. Что будет, если вдруг санкции отменят и рынок откроется?
До 2022 г. немецкие бренды занимали значительную долю на автомобильном рынке России, особенно в среднем и премиальном сегментах. Речь, в первую очередь, о марках брендов Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes-Benz, а также коммерческих автомобилях MAN и Daimler.
Научный сотрудник Института Гайдара Дмитрий Евдокимов рассказал ТАСС, возможно ли их полноценное возвращение в нашу страну, какие условия для этого нужны и как это отразится на китайских концернах, заместивших нишу европейских авто.
В 2021 г. немецкие автопроизводители, включая локализованные модели, обеспечивали примерно 20–22% от общего объема продаж новых автомобилей в России, а если учитывать все их европейские бренды, то доля достигала 37%, — отметил эксперт.
Три года назад бренды из Германии закрыли свои производства в России и объявили о прекращении поддержки российских пользователей, но популярность их авто не снизилась. Машины продолжили покупать по параллельному импорту, клиентов не смущало ни отсутствие запчастей у дилеров, ни существенное повышение цен. Так, Volkswagen Tiguan в 2021 г. продавался за 2–2,5 млн руб., спустя два года цена на него выросла до 4–4,5 млн руб., BMW X5, стоивший 5–6 млн, сейчас продается в среднем за 10–12 млн руб. Стоимость Mercedes-Benz C-klasse выросла с 3,5 млн до 5,5–7 млн руб., приводит пример эксперт.
>>> Рекорд 2024 года по продажам авто не повторить. На что надеются участники рынка в 2025-м?
Многие надеются, что санкции отменят и рынок для европейских производителей откроется. Однако это не значит, что машины вновь станут доступны, предупреждает Евдокимов.
Во-первых, это может побудить китайские автоконцерны усилить экспансию в РФ. Если сейчас некоторые из них (особенно те, кто представляет премиальные авто, к примеру, Zeekr и Lixiang) не решаются полноценно заходить на наш рынок и предпочитают поставлять «электрички» по параллельному импорту, то после открытия рынка они могут изменить стратегию. То есть официально объявить о своем присутствии и начать производство в России.
Среди китайских автопроизводителей на данный момент Haval — единственный бренд, построивший полноценный завод в России и сделавший ставку на долгосрочное присутствие. Остальные китайские производители ввозят машинокомплекты и собирают автомобили на мощностях, освобожденных после ухода европейских производителей, — говорит Евдокимов.
>>> С конвейера бывшего завода Volkswagen в 2025 году сойдет более 110 тыс. автомобилей
Во-вторых, все же не стоит надеяться на быстрое возвращение немецких производителей, считает он. Даже если политическая ситуация изменится, им придется строить новые заводы либо выкупать те, которые они вынуждены были продать. А на это нужны огромные инвестиции. На то, чтобы вновь завоевать российский рынок, потребуется несколько лет.
Тем не менее возвращение европейского автопрома может сбалансировать авторынок в РФ и снизить его зависимость от китайских марок. А цены могут пойти вниз, прогнозирует эксперт.
Если немецкие и другие иностранные бренды вернутся, это разогреет конкуренцию и создаст здоровые условия для выбора автомобилей, доступных по цене и качеству, а также будет несомненным плюсом для российской экономики ввиду новых рабочих мест, технологий и инвестиций, — заключает Дмитрий Евдокимов.
Между тем не факт, что тот же Volkswagen станет вкладывать в Россию. В конце прошлого года концерн испытывал большие трудности в связи с падением спроса на свои автомобили. Руководство даже собиралось закрыть три завода в ФРГ и уволить десятки тысяч работников, рассказывал DK.RU.
Ранее на DK.RU:
>>> «Сбежали, хлопнув дверью». Мантуров сомневается, что европейский автопром вернется в РФ
>>> На заводе Hyundai в Петербурге возобновили сборку Solaris и Kia Rio