«Ломаются по три раза в год». Свердловские перевозчики не хотят ездить на российских авто

Речь идет о новой законодательной инициативе, требующей, чтобы таксопарки использовали только отечественные автомобили.
Региональные перевозчики Свердловской области выступили против инициативы о локализации автомобилей такси и обратились с официальным заявлением в СМИ. Напомним, что локализация такси — это требование использовать для перевозок автомобили отечественного производства.
Соответствующий законопроект был принят Госдумой пока только в первом чтении в январе 2024 г., локализацию предлагают измерять в баллах на основе доли отечественных узлов, агрегатов и комплектующих.
Предполагается, что новые требования вступят в силу 1 октября 2025 г. Для перевозки легковым такси могут использоваться только машины как минимум с 3 тыс. 200 баллами локализации. Этим критериям соответствуют лишь четыре модели «АвтоВАЗа»: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.
Публичная позиция таксомоторного бизнеса Свердловской области относительного этой инициативы сводится к тому, что она может привести к негативным последствиям для отрасли и пассажиров.
Согласно данным ФГИС «Такси», российские автомобили уже занимают лидирующие позиции в таксомоторной отрасли. Однако предлагаемая система «баллов локализации» навязывает выбор в пользу одного автопроизводителя, создавая риски монополизации и роста цен, — пишут они.
Кроме того, по их мнению, тревогу вызывает сохраняющаяся зависимость отечественных автопроизводителей от иностранных комплектующих. Сбои в поставках могут привести к остановке производства и дефициту автомобилей, что затруднит обновление автопарка и повысит издержки перевозчиков.
Отечественные автомобили, по оценкам таксопарков, требуют частых внеплановых ремонтов — в среднем более трех раз в первый год. Расходы на техническое обслуживание превышают 70 тыс. руб. в год. Наиболее проблемные узлы: подвеска, электроника, тормоза и трансмиссия. Это снижает рентабельность бизнеса и ведет к повышению цен, — пишут представители бизнеса в обращении к СМИ.
Согласно исследованиям Общественного совета по развитию такси, доля автомобилей старше пяти лет выросла с 12% до 22,4% за два года. Это говорит о снижении финансовых возможностей отрасли. Только 33% перевозчиков планируют обновление парка в ближайшее время, а большинство продолжает использовать иностранные модели как более надежные и подходящие для коммерческой эксплуатации.
Сегодня российский автопром предлагает модели, ориентированные на бытовое, семейное использование, они не соответствуют требованиям профессионального сегмента с высокой эксплуатационной нагрузкой. Кроме того, в существующей линейке моделей нет способных заменить автомобили бизнес-класса, и эта услуга может вовсе исчезнуть с рынка, — отмечают в Совете.
Эксперты напоминают, что переход на отечественные автомобили требует еще и масштабной адаптации инфраструктуры: обновления ремонтных баз, закупки нового оборудования и расходников. Без государственной поддержки подобные расходы неподъемны для большинства перевозчиков. К тому же в международной практике не существует прямого запрета на использование автомобилей иностранного производства в такси. Основной акцент делается на безопасность, экологичность и техническое состояние.
В случае принятия инициативы жители Свердловской области могут столкнуться с серьезным повышением стоимости поездок и снижением доступности легальных такси.
Напомним, DK.RU уже писал о возможном росте цен на такси в 2025 г от 7% до 19%. Такой прогноз дал кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Балынин.
Сейчас, по данным сервиса Яндекс такси, средний чек на поездки по Екатеринбургу составляет 355 руб.
Вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, эксперт в сфере такси Владимир Герасименко считает экономически обоснованным рост тарифов до 20%.
Читайте также на DK.RU: Расходы выросли. Жители Екатеринбурга тратят на такси 5-20 тыс. руб. в месяц.