
Количество заказов снижается, ценообразование упало ниже себестоимости, а лизинговые платежи доходят до 50% от цены автомобиля. Чтобы спасти отрасль, необходимо 19 млрд руб.
В конце осени 2024 г. транспортные компании начали массово уходить с рынка и сдавать технику лизингодателям. Пик пришелся на зиму 2024-2025 гг., а по итогам первого квартала 2025-го из отрасли ушла каждая пятая компания, передают Известия со ссылкой на данные ассоциации «АвтоГрузЭкс».
Порядка 30% транспортников остановили бизнес из-за долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи, отмечают в другой профильной ассоциации «Грузавтотранс». Основная проблема — проседание ценообразования ниже себестоимости и высокие ставки лизинга.
К примеру, в магистральных перевозках тариф нижней границы окупаемости колеблется в районе 100 руб. за 1 км, а в реальности цены опустились до 45-50 руб. за 1 км. На рынке самосвалов и сыпучих грузов при границе себестоимости перевозок в 5,5 руб. за тонно-километр цены снизились до 3 руб. за тонно-километр.
В свою очередь лизинговые платежи доходят порой до 50% от цены автомобиля, указывают в «Грузавтотрансе». У тех, кто не может оплачивать лизинг, транспорт изымают — зачастую при первом же срыве платежей. В ГК «Альфа-Лизинг» подтвердили, что количество изъятых грузовиков выросло более чем в два раза по сравнению с началом 2024 г. По данным «АвтоГрузЭкс», на данный момент на стоках скопилось более 20 тыс. единиц техники, которая простаивает на площадках и не работает.
Такая ситуация стала следствием снижения платежеспособности клиентов на фоне роста ключевой ставки, повышения утильсбора, сокращения инфраструктурных проектов и прочего, — комментирует директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин.
Наконец, многие грузоотправители сократили пул партнеров-перевозчиков на 20% год к году, что связано как с экономическими трудностями, так и с нехваткой грузов, добавили в «АвтоГрузЭксе».
Это подтверждает и Николай Фомин: дорогие займы привели к стагнации или спаду бизнеса многих компаний, соответственно, снизилась и потребность в грузовом автотранспорте:
По новой технике сильнее всего лизинг просел в сегментах грузовиков и прицепов, где отрицательный тренд достигает 60-61%.
Еще в феврале профильные ассоциации обратились к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой о рассмотрении мер поддержки отрасли. В частности, «АвтоГрузЭкс» попросила в 2025-2026 гг. дать отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды на два года, компенсировать лизинговые взносы в размере не более 30% по договорам 2023-2024 гг., предоставить льготное кредитование до 500 млн руб. на инвестиционные цели по ставке 13,5%, а также безвозмездные субсидии на оплату труда работникам.
В целом объем запрашиваемой финансовой поддержки отрасли достигает 19 млрд руб.
О реакции российского правительства на возникшую проблему в настоящее время не сообщается.
С пессимизмом 2025 г. встретили и дилеры легковых автомобилей, рассказывал DK.RU: спрос падает, а склады затоварены. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД), представляющая интересы более 1,3 тыс. дилерских центров в стране, попросила правительство РФ поддержать отрасль авторитейла.
Так, участники рынка просят разработать отраслевую программу льготного кредитования дилеров (с целью пополнения оборотных средств) и потребителей (для покупки автомобилей):
Ставка по кредитам в обоих случаях не должна превышать 10%. <...> Этот шаг позволит простимулировать продажи ТС и поддержит автозаводы.
Текущая ключевая ставка, напомним, составляет 21%.