«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.

Налоговая реформа привела к увеличению нагрузки на малый и средний бизнес. За чем следить предпринимателям и как бизнесу оставаться рентабельным — в материале на DK.RU.
В начале апреля «Деловой квартал» провел круглый стол с представителями аутсорсинговых бухгалтерских компаний на тему: «Финансы под контролем. Важнейшая роль бухгалтеров в бизнесе. Актуальные тренды в 2025 г.».
Ключевой темой 2025 г. стала налоговая реформа, которую анонсировали еще в прошлом году, в итоге в Налоговый кодекс РФ были внесены существенные изменения. В частности, ставка налога на прибыль теперь составляет 25%; организации и ИП, которые раньше были на УСН, с 2025 г. стали плательщиками НДС, если их доходы превысили 60 млн руб.; кроме того, заработала налоговая амнистия за дробление бизнеса.
Вместе с участниками рынка DK.RU разбирался, как налоговая реформа 2024-2025 гг. поменяла настрой предпринимателей и какие рынки будут под пристальным вниманием ФНС в ближайшее время.
Участники круглого стола:
- Ольга Екимовских, руководитель направления аутсорсинга бухгалтерского учета Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»
- Игорь Казаков, коммерческий директор «Аутсорс-Бюро «Лефтеровой»
- Юлия Мазеина, собственник и директор Консалтинговой компании «Счетовод»
- Евгений Столбовский, партнер, управляющий «ФинЭксперт-Екатеринбург»
Вызовы для предпринимателей
Собственник и директор Консалтинговой компании «Счетовод» Юлия Мазеина рассказала, что большинство предпринимателей начали готовиться к изменениям, которые вступили в силу с 1 января 2025 г., еще в прошлом году. Бизнес знал о грядущих переменах и до конца года мог принять решение о смене налогового режима:
— Мы помогли нашим клиентам провести анализ: станут ли они плательщиками НДС и как к этому адаптироваться, какую ставку НДС выбрать, кому-то рекомендовали перейти с общей системы налогообложения на упрощенку с НДС. Примерно 20% нашей клиентской базы перешли на НДС и 80% все-таки остались без НДС. Понятно, что налоговая нагрузка на бизнес выросла. В конечном итоге, как бы это дерзко ни звучало, задача бизнеса — переложить новый налог на плечи конечного потребителя.
Руководитель направления аутсорсинга бухгалтерского учета Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал» Ольга Екимовских заметила: несмотря на то что о налоговой реформе говорили всю вторую половину 2024 г., не все предприниматели подготовились к изменениям должным образом:
— Главная и самая частая проблема — это отсутствие финансовой модели. Предприниматели просто-напросто не смогли посчитать и понять, какое влияние на них окажет налоговая реформа, потому что не имели четкого представления о своем бизнесе. Если нет финансовой модели, то не можешь просчитать и риски. Малый бизнес очень часто работает на рентабельности 10-15% — для многих это потолок. Если компания не подготовилась к 2025 г., не пересмотрела договоры с клиентами и не учла в них повышение цен на размер НДС (допустим, 5%), сейчас уже ничего не сделать — придется платить из своих денег. Это минус 5% рентабельности. В то же время поставщики в большинстве своем заложили повышение цен на 5%, значит, от рентабельности отнимаем еще 5%. Что остается? Рентабельность на уровне 5% — это не жизнь, это выживание. Малейшее изменение конъюнктуры, минимальные просрочки платежей от заказчиков — и бизнес может обанкротиться.
Партнер и управляющий «ФинЭксперт-Екатеринбург» Евгений Столбовский отметил, что изначально государство анонсировало, что налоговая реформа коснется не более 5% предпринимателей, которые работают на упрощенной системе налогообложения:
— Но, глядя на нашу клиентскую базу, мы наблюдаем совсем иную статистику. Компаний с оборотом 60 и более млн руб., работающих на УСН, по нашему мнению, значительно больше. И это фактически означает, что, несмотря на увеличение лимита применения УСН в результате реформы до 450 млн руб., лимит применения «упрощенки» в том виде, в котором она задумывалась изначально, фактически снизился со 150 до 60 млн руб.
Таким образом, для компаний с оборотом от 60 до 150 млн руб. налоговая нагрузка возросла на 5% (7%) к обороту, и это действительно серьезная нагрузка. И если эту реформу рассматривать как первый шаг к отмене специальных налоговых режимов, то бизнесу стоит готовиться к переменам, а гражданам — к сильному росту цен, поскольку абсолютно все расходы в конечном итоге лягут на плечи потребителя.
Коммерческий директор «Аутсорс-Бюро «Лефтеровой» Игорь Казаков согласился, что бизнесу действительно стоит готовиться к переменам, поскольку отмена налоговых спецрежимов не за горами:
— Например, УСН существует только потому, что у государства еще недостаточно инструментов для контроля всех действий бизнеса. Как только эти инструменты разработают и внедрят, упрощенка будет не нужна и от нее откажутся так же, как когда-то отказались от ЕНВД. Ведь почему сейчас государство массово внедряет НДС 5%? Потому что его легко контролировать. Сегодня российская система контроля за налогами — самая эффективная в мире. У нас самая крупная и эффективная IT-компания — это налоговая служба, это не секрет. Соответственно, контроль будет усиливаться.
Если говорить о сегодняшнем дне, то мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, после введения НДС для компаний с оборотом от 60 млн руб. предпринимателей мотивируют дробиться, им говорят: будете много торговать, значит, будем больше налогов собирать. Соответственно, первая мысль, которая возникает у предпринимателя: а не разделить ли бизнес? Но тут же государство говорит: у нас амнистия за дробление. Что фактически означает, что у властей есть инструменты для контроля. Поэтому на все вопросы про дробление мы клиентам сразу отвечаем: «Ребята, амнистию объявили, это означает, что за вами будут смотреть еще внимательнее, не нужно туда идти».
Тренды — 2025 г.
Все участники дискуссии согласились, что в ситуации, когда налоговое законодательство активно обновляется, бизнесу становится сложнее самостоятельно вести учет и просчитывать риски, даже несмотря на цифровизацию сервисов. Ольга Екимовских рассказала, что малый и средний бизнес предпочитает оптимизировать расходы, и классической в компаниях является ситуация, когда бухгалтер, который отвечает за первичную документацию, ведет всю бухгалтерию:
Буквально недавно мы с клиентом обсуждали, какая структура бухгалтерии необходима для бизнеса с оборотом около 400 млн руб. Мы нарисовали структуру и увидели, что для хорошего, достоверного и качественного учета необходимо семь человек. По факту в компаниях в среднем работает три человека. Найти специалистов очень сложно.
Юлия Мазеина подтвердила, что предпринимателям все сложнее становится находить бухгалтеров в штат. На этом фоне увеличилось количество запросов в аутсорсинговые компании на поиск сотрудников в штат:
— Клиенты звонят и говорят: «Вы же бухгалтерией занимаетесь, может, вы нам кого-то порекомендуете, мы устроим его на работу?». Первоначально мы предлагаем свой аутсорс, но крупные производственные компании предпочитают, чтобы главный бухгалтер находился в офисе. Поскольку запросов стало много, мы создали сервис по поиску штатного бухгалтера для компаний — размещаем вакансию, проводим собеседование, профессиональное и психологическое тестирование, отбираем кандидатов. Это задача действительно непростая.
Читайте также на DK.RU: «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
Также эксперты сошлись во мнении, что тренд 2025 г. — пристальное внимание налоговой к маркетплейсам и селлерам. Это связано с тем, что в предыдущие годы отрасль стремительно развивалась, а теперь настало время установить над ней контроль. Евгений Столбовский уверен, что жесткое администрирование участников рынка — вопрос ближайших лет:
— Я не могу заглянуть в бухгалтерию Озона, Яндекса и других, но возникает стойкое ощущение, что все эти площадки переходят на налоговый мониторинг. До сих пор есть селлеры, которые считают доходы по деньгам: сколько денег пришло с маркетплейса, то и доход. Но это неправильно, и мы предупреждаем, что налоговая доначислит. Ждать обычно приходится недолго, требование прилетает быстро. При этом налоговый орган указывает всю выручку до копейки. На мой взгляд, 2025 год будет более быстрым с точки зрения мониторинга, и налоговики будут точнее бить по селлерам, определяя их налоговую базу. Поэтому если бизнес-модель селлера построена исключительно на воровстве налогов, то лучше уже сейчас бизнес сворачивать. Маркетплейсы — это гриб, который вырос под дождиком, и сейчас он большой, так что внимание ФНС к этому рынку очевидно.
Игорь Казаков отметил, что базовая проблема большинства селлеров — отсутствие управленческого учета:
— Полагаю, что число продавцов на площадках маркетплейсов будет снижаться. Дело в том, что экономика у большинства игроков, строго говоря, не складывается, потому что посчитана на коленке. И селлеры тонко чувствуют, когда идет увеличение комиссий или услуг площадки. Но они не могут просчитать риски, потому что финмодели нет.
Юлия Мазеина рассказала, что селлеры массово пошли за бухгалтерским аутсорсом в период пандемии, когда фиксировался резкий рост рынка:
— Учета у таких предпринимателей чаще всего нет, номенклатурных позиций много. Бухгалтер на селлера обычно тратит больше времени, чем на клиента с другого рынка, при этом платить за сопровождение селлеры чаще всего не готовы, потому что свободных средств нет — это к вопросу о финмодели. Сейчас мы наблюдаем тенденцию, что с 2024 г. многие игроки стали разоряться.
Например, те, кто в 2021 г. разогнался до сотен миллионов рублей, сейчас уходят в банкротство, потому что растет число судебных разбирательств по товарным знакам, нет учета, не просчитаны риски. На мой взгляд, этот стихийный бизнес в ближайшие годы превратится в более-менее структурированный, количество селлеров при этом существенно сократится, — заключила Мазеина.
Ольга Екимовских отметила еще один тренд, который стал формироваться в последние годы, — все чаще бизнес задумывается над тем, а нужно ли вообще масштабироваться и расти:
— Недавно у меня был разговор с предпринимателем, он пришел на консультацию по поводу дробления. Он понимал, что у него с 2025 г. возрастет налоговая нагрузка, пытался осознать, что теперь делать. И пришел к такому выводу: «Я боролся за рост. Хотел, чтобы наш магазин развивался, стремился к оборотам больше 100 млн руб. А сейчас я понимаю, что мне лучше иметь маленький магазинчик с оборотами до 60 млн руб., этого достаточно: я семью прокормлю и хватит». То есть он сожалеет, что когда-то сделал выбор в пользу роста бизнеса, потому что сегодня приходится за это платить.
И мне кажется, если говорить о трендах, то все больше предпринимателей будут стоять перед выбором: отказаться от амбиций и остаться маленьким или все-таки решиться на рост и большие риски. Но здесь нужно понимать: если бизнес хочет расти, ему нужно считать финмодель, заказывать профессиональный учет, просчитывать риски, — считает Екимовских.
Евгений Столбовский согласился, что подобный тренд в предпринимательской среде действительно формируется:
— У меня тоже был такой разговор, предприниматель говорил мне, что сейчас он маленький и маржа большая, а если вырастет, будет большим, но с маленькой маржой. Зачем ему это?
В завершение беседы участники круглого стола определили ключевые вопросы, на которые бизнесу в этом году и в ближайшее время стоит обратить внимание. Во-первых, обязательно нужно вводить управленческий учет в компаниях. Во-вторых, важно проводить аудит и привлекать внешних специалистов — это поможет составить наиболее правдивую картину о положении дел бизнеса. В-третьих, стоит забыть о том, что на налогах можно экономить.
— Сначала подумай, потом работай. А бизнес часто сначала делает, а потом приходит и говорит: а как теперь быть? Такого быть не должно. Не хочется пугать предпринимателей, потому что все пуганые, в бизнес в принципе идут люди смелые и уверенные в себе, но то, что риски уголовной ответственности для бизнесменов возрастают, — это очевидно. Поэтому в некоторых вопросах лучше лишний раз довериться профессионалу, спросить совета, попросить о помощи, — подытожила Юлия Мазеина.
Ранее портал DK.RU составил рейтинг ведущих аутсорсинговых бухгалтерских компаний Екатеринбурга по обороту услуг в 2024 г.
Автор фото: Ирина Смирнова
Подписывайтесь на DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.