250 неприкосновенных. Кто получит бюджетные миллиарды и налоговый покой? — Дмитрий Козак
«Для таких компаний любые фискальные изменения не смогут немедленно вступать в действие. Как и любая криминализация — вплоть до уголовной. Хотя бы на срок, за который можно добежать до границы».
Дмитрий Козак, вице-премьер правительства РФ:
— Сегодня решено направить все бюджетные деньги, которые идут на поддержку бизнеса в целом и промышленности в частности, на одну цель. На внедрение новых технологий, повышение производительности труда и качества российской продукции, которая будет конкурировать с лучшими образцами не только на внутреннем рынке, но и в мире. Поэтому программа импортозамещения должна смениться программой повышения конкурентоспособности. Чтобы российские потребители получали продукты такого же качества, надежности и доступности по цене, что и у мировых лидеров. Для этого предусмотрен целый ряд инструментов, мы с правительством сегодня очень плотно над этим работаем. Интересно, что всего различных субсидий в разных отраслях и секторах сейчас с избытком — 56. Мы планируем сократить их число примерно вдвое. В итоге останутся только взаимоувязанные и нацеленные на одну задачу субсидии.
Главным на предстоящие годы инструментом повышения конкурентоспособности будет нацпроект «Международная кооперация и экспорт» — его мы начинаем реализовывать на практике. Основной смысл такой: всем, кто берется производить передовую продукцию и реализовывать ее на внешнем и внутреннем рынках, будет субсидироваться процентная ставка по кредитам. Мы это делаем, чтобы выровнять для российского бизнеса условия с точки зрения доступности финресурсов.
Это всегда было притчей во языцех, бизнес наряду с жалобами на административные барьеры всегда говорил о недоступности кредитных ресурсов — из-за высоких ставок.
Так вот, 4,5% от ключевой ставки будут субсидироваться — по кредитам, по торговым операциям, по инвестиционным проектам. Причем на длительный период — программа рассчитана на шесть лет. Это серьезная поддержка — чтобы у наших компаний были равные условия с зарубежными конкурентами в плане доступности заемных денег.
Сегодня завершился отбор участников этого проекта — всех тех, кто готов взяться за решение задачи по повышению конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках. Подано 867 заявок. Это, мягко говоря, неожиданно. Мы прошлым летом формировали паспорт этого нацпроекта и думали, что будет 25 участников — столько было запланировано изначально. Потом, когда модель программы начала прорисовываться четче, я настоял, чтобы количество участников увеличили до 250. Потому что ясно: чем больше предприятий будет на начальном пути, тем больше вероятность, что мы достигнем тех целей, что ставим перед собой. Сейчас идет анализ, ранжирование этих заявок. К концу лета потенциальные участники проекта будут отобраны, а окончательное подтверждение их вхождения в программу будет после того, как они заключат кредитные соглашения с банками.
При этом такой нюанс: этот инструмент станет базовым среди всех механизмов господдержки. У участников нацпроекта будет приоритет в предоставлении логистической субсидии, в лизинговой поддержке, в поддержке спроса на внутреннем рынке. Также мы решили субсидировать ставку для отдельных отраслей, которые находятся по сравнению с другими в тяжелом положении — легкая промышленность, например.
Им субсидируют процентные ставки по кредитам на пополнение оборотных средств — мы сохраним этот инструмент на некоторое время. Но при условии: предприятия включатся в реализацию проекта «Международная кооперация и экспорт».
На повышение конкурентоспособности будут работать и специальные инвестконтракты, так называемые СПИК 2.0. Это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства обеих сторон. Причем государство гарантирует стабильность налоговых и регуляторных условий. То есть любые ухудшения: технические, фискальные и другие регуляторные меры, которые несут дополнительные издержки для бизнеса, не смогут немедленно вступать в действие. Мы обсуждали на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, что даже любая криминализация — уголовная, административная — тоже должна вводиться с отсрочкой. Хотя бы на срок, за который можно добежать до границы.
В общем, для тех, кто берется за реализацию масштабных и не очень инвестиционных проектов в стране, должны быть гарантированы стабильные условия. Для этого мы и запускаем СПИК 2.0. Законопроект принят в первом чтении, надеемся, в ближайшее время специнвестконтракты начнут работать. Уже сейчас Минпромторг подготовил проекты подзаконных актов, которые нужны для запуска этого инструмента, и мы хотим как можно скорее включить его в перечень механизмов поддержки промышленности.
Мы понимаем: нужен специальный закон, который обеспечит бизнесу эту стабильность и предсказуемость, чтобы мы не могли уже делать декларативные заявления: «Мамой клянемся не ухудшать условия», а потом потихоньку что-то менять.
Также для участников специальных инвестконтрактов предусмотрены беспрецедентные льготы: обнуление ставки налога на прибыль, снижение налогов на землю, имущество и транспорт на период от 10 до 16 лет. Мы в правительстве договорились: никакие другие инструменты поддержки бизнеса не могут содержать больший объем преференций, чем те, что есть в законе о промполитике в рамках специальных инвестиционных контрактов. Делается это, чтобы различные меры господдержки не конкурировали между собой. Чтобы нельзя было получить те же льготы и субсидии, выполняя менее важные задачи, чем технологическое развитие нашей страны.
Мы вообще стремимся, чтобы решения были системными. Пора прекращать подавать взаимоисключающие сигналы бизнесу, нужно устранить внутренние противоречия.
А то через одни госпрограммы мы стимулируем повышение производительности труда, внедрение новых технологий и повышение качества продукции и конкурентоспособности за счет снижения издержек. А с помощью других стимулируем сохранение неэффективных рабочих мест — предоставляем субсидии, исходя из количества сотрудников.
Сегодня наша промышленность вышла на тот уровень развития, когда нет необходимости поддерживать неэффективное производство и выделять деньги для его поддержки. По этой же логике теперь не все подряд научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будут получать субсидии. Сейчас НИОКРам помогают точечно, бессистемно, и это порой никак не отражается на развитии промышленности. Однако с вводом специнвестконтрактов конструкторские работы будут получать средства, только если заняты теми технологиями, которые будут утверждены перечнем правительства.
Сейчас Минпромторг вместе с научным и бизнес-сообществами формирует этот список, и я призываю предпринимателей поучаствовать, высказаться, какие технологии нам нужны. Их, к сожалению, еще очень много. Совсем недавно мы проводили масштабную работу по выявлению потребности в российской промпродукции, которая необходима для работы по нацпроектам — в здравоохранении, в науке, в дорожной сфере и т. д. Выяснилось, что наша промышленность может удовлетворить только 53% из 6 тыс. позиций, которые нужны. Остальное надо закупать. А это значит, ваши налоги нужно направить за рубеж, а не оставить в России.
Я очень переживаю по этому поводу, мы думали, в перечне технологий, которых пока нет в России, будет несколько сотен позиций, но подозреваю, там будут тысячи.
Мы должны вместе тщательно поработать и сформировать этот перечень — он будет платформенным решением для заключения специнвестконтрактов и субсидирования научно-исследовательских работ из бюджета.
В итоге все это позволит нам сформировать ясную систему целей — и для власти, и для бизнеса. Кроме того мы сможем сделать так, чтобы принципы добросовестной конкуренции между бизнесом не нарушались. А то сейчас федеральный бюджет мы используем для перераспределения денег между различными налогоплательщиками, и речь подчас о нескольких десятках промпредприятий, которые получают помощь. Число получателей бюджетных средств исчисляется единицами процентов от числа всех тех промышленников, которые платят налоги. И они, естественно, получают возможность недобросовестно конкурировать со всеми другими игроками. Но ведь эти несколько десятков компаний никогда не смогут добиться того результата, который могут показать несколько сотен тысяч предприятий. И мы должны создавать условия.
Также мы уже сейчас думаем о том, что будет после того, как срок реализации нацпроекта и специнвестконтрактов выйдет. Кто-то за эти годы получит субсидии, кто-то заключит специальные инвестиционные контракты, а что будет потом, когда придут другие игроки и захотят сделать то же самое, а возможности для таких субсидий уже не будет? Сегодня наша ключевая задача, которая требует незамедлительного решения — это технологическое развитие и создание условий для развития экономики. Если потом технологическое обновление нашей промышленности будет носить массовый характер, а недобросовестная конкуренция станет этому мешать, боюсь, мы вынуждены будем принимать меры.
Речь не о том, чтобы лишить льгот и преференций тех, кто их уже получил. Видимо, нам придется предоставлять такие же льготы тем, кто включился в эту работу на более поздних стадиях.
Это серьезная проблема, чтобы ее решить понадобятся другие деньги, отказ от дополнительных доходов в будущем. Но, тем не менее, мы продолжим эту работу, это мышление.
Материал написан на основе выступления на мероприятии «Господдержка 2.0 – открытый диалог или поиск ренты?» в ходе международной промышленной выставки и форума ИННОПРОМ-2019 в Екатеринбурге. Автор текста: Екатерина Стихина