«Мы долго жили идеей национальной стройки, пора подумать о других глобальных рынках»
«Еще в 2007 г. я был на конференции, где говорили про нанотехнологии. И продолжаем говорить про передовые тенденции. Что изменилось с тех пор? Хотелось бы уже перейти от слов к делу» — Андрей Мисюра.
Андрей Мисюра, генеральный директор АО «НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова»:
— Четвертая промышленная революция, более известная как «Индустрия 4.0», заставила нас задуматься о тех направлениях, рынках и будущем, где мы сможем найти свое место и сделать что-то полезное для общества.
Мы все находимся в модели ограничений, во всех сферах нашей жизни есть узкие места, которые сдерживают наше развитие, развитие общества, государства или экономики.
«Индустрия 4.0» — это то, что позволяет нам убрать узкие места в модели ограничений. Это происходит за счет того, что обработка информации происходит более совершенным мозгом, чем человеческий. Индустрия 4.0 — это не просто будущее, это уже настоящее.
Взять хотя бы цифры: этот рынок составляет $2 трлн, а к 2025 г. эта цифра возрастет до $4,7 трлн, но я думаю, что это пессимистический прогноз и технологии будут развиваться более быстрыми темпами.
Для себя мы выделили пять важных направлений, которые будут определять глобальные тенденции и развивать общество. В каждом из них огромную роль будет играть «Индустрия 4.0».
Первое — это среда обитания, которая сможет учитывать потребности человека в точках с высокой плотностью населения.
Пресловутый «Умный город» нужен не для того, чтобы обществу там было комфортно в мегаполисе, а для того чтобы разрешать парадокс перенаселения территорий. Инфраструктура должна решать проблемы общества, огромного населения, но в то же время учитывать потребности каждого. За счет разных госпрограмм этот вопрос пытаются разрешить, но, тем не менее, у нас пока не очень удачно реализуют это направление.
Второй глобальный тренд — добыча полезных ископаемых в критических для жизни человека местах. У нас много говорят про Арктику, но есть более перспективные направления: космос, подводный мир. Мы не знаем, что там происходит, хотя, возможно, там есть источник неограниченных энергетических ресурсов, который позволит нам продолжать жить и не оглядываться на проблемы экологии, истощения природных ресурсов и т.д.
Третий тренд — расширение индивидуальных возможностей человека за счет использования синтетических органов и интерфейсов. Мы сегодня с вами уже используем очки, линзы — это то, что расширяет наши возможности. Почему бы нам не использовать другие разработки, которые не только позволят поправить здоровье, но и повысить эффективность человека?
Следующее направление — технологии, которые позволяют исключить человека из технологических операций, не связанных с творчеством.
В ближайшем будущем вся сфера услуг будет работать без человека. Присутствие человека в технологических операциях, где нет творчества — это огромный минус и ограничения.
Человеку нужно соблюдать режим труда и отдыха, у него есть биологические факторы, которые влияют на работоспособность. Это те самые узкие места, которые делают работу человека менее эффективной.
Еще один глобальный тренд — создание виртуальной среды обитания, которая удовлетворяет индивидуальные биологические и психологические потребности с использованием минимального количества ресурсов.
Сейчас на YouTube есть масса роликов, которые доказывают, что мы с вами уже живем в виртуальном мире. Я не готов поддерживать такие резкие выводы, но мы действительно отчасти уже живем там. Наш телефон давно уже не телефон, а альтернативная реальность, где мы с вами созидаем, общаемся, проводим досуг и т.д. Именно эти глобальные тенденции будут определять рынок в ближайшее время.
Еще в 2007 г. я был на конференции, где говорили про нанотехнологии. Мы все время говорим про передовые тенденции, цифровизацию, в которой наша страна должна занять свое место. Что изменилось с тех пор? Хотелось бы уже перейти от слов к делу.
Без внедрения технологий 4.0 ресурсы продолжат тратить не оптимально. Мы продолжим расходовать ресурсы на то, без чего и так можно прожить, будем развивать старые технологии и индустрии типа металлургии и машиностроения, которыми славится наш регион. Везде пора применять новые разработки.
В качестве примера я хотел бы привести частную историю НПО «Автоматики им. Семихатова». Мы активно занимаемся темой «Транспорт будущего». Это сфера, которая сейчас на подъеме. Направление предполагает применение технологий искусственного интеллекта, глобальной сенсорики. Современные системы управления радикально меняют модель использования транспортных средств. Особенно это касается пассажирского, сельскохозяйственного и производственного транспорта.
Спутниковая навигация, технологическое зрение, радарные комплексы превращают транспорт без водителя в экономически и экологически безопасный инструмент развития экономики.
Неожиданно для нас так случилось, что НПО «Автоматики им. Семихатова» стало производить 15% мирового рынка электроники для сельхозтехники: бортовые компьютеры, датчики, системы удаленного мониторинга сельхозмашин. Наша задача на будущее — создать облако траспорта из комбайнов, тракторов, машин доставки сельхозпродукции, которые работают сообща, эффективно.
Парадоксально сегодня, но комбайн, работающий автономно, — это экономически эффективно не только для производителей сельскохозяйственной продукции, но и для производителей такой техники, это выходит дешевле, чем собрать обычный трактор или комбайн.
Но есть проблема, более 50% деталей в системах управления в настоящий момент иностранного производства и иностранной разработки. Мы понимаем, что это существенный риск для страны. Достаточно сказать, что 90% российских систем точного земледелия получают навигационные поправки через американские навигационные системы, при том, что у нас есть свои. По сути, вопрос российской программной платформы — один из ключевых для нас.
Наша страна долго жила идеей национальной стройки, мы умеем это делать, самое время — задуматься о таких глобальных рынках, как умный город и умный транспорт.
Колонка написана на основе выступления Андрея Мисюры на III Международной научно-практической конференции «Урал – XXI век: макрорегион неоиндустриального и инновационного развития»