6 причин, по которым России не стоит возвращаться к плановой экономике
Больше половины россиян хотят, чтобы страна вернулась к плановой экономике, и всего треть поддерживают ее рыночную модель. Что дало бы возвращение к плану сегодняшней России?
Несмотря на то, что с 2000 года симпатии россиян остаются стабильными (около половины выступают за плановую экономику, а 28% - за рыночную с частной собственностью), назвать граждан ярыми сторонниками планирования нельзя. Во-первых, во время опросов на эту тему социологи по-разному формулируют вопросы, а во-вторых, неизвестно, что именно каждый респондент поднимает под формулировкой «экономическая система, основанная на…». Например, полгода назад в опросе Левада-центра целых 69% респондентов соглашались с утверждением, что «России необходима рыночная экономика».
Нетрудно предположить, что именно может нравиться россиянам в плановой экономике: низкие цены в магазинах, «справедливые» зарплаты, централизованное трудоустройство по специальности после учебы и т.д. Однако есть целый ряд особенностей плановой экономики, которые не понравились бы жителям современной России.
1. Дефицит
Когда государство занижает цены на товары, их начинают быстро раскупать, и в результате возникает товарный дефицит. Он приводит к тому, что государство начинает нормировать потребление, а вследствие этого возникает множество неприятных бытовых явлений, как, к примеру, многочасовые очереди в магазинах или отсутствие на полках элементарных вещей - предметов личной гигиены и проч.
2. Устаревшие технологии
План хорош в том государстве, где существует простая структура промышленности. Но когда ассортимент товаров и предпочтения потребителей расширяются, становится невозможным централизованно планировать их производство. Если в советское время было понятно, как выплавить 6 млн тонн чугуна к концу первой пятилетки, то совсем непонятно, сколько айфонов будет необходимо россиянам к 2020 году.
«Новым отраслям, если они не были связаны с военно-промышленным комплексом, было просто неоткуда появиться в советской системе, что обрекало ее на хроническое отставание от Запада», – писал специалист по истории российской и советской экономики Андрей Маркевич.
3. Низкое качество
Фиксированные цены ведут к падению стимула производить качественные товары. Если вся лапша будет стоить, как «Доширак», то на полках не появятся более качественные виды этого продукта. Производители будут экономить на издержках, чтобы их выручка была сопоставима с затратами. Во времена СССР возникали проблемы с поставками самых разных качественных товаров: колбасы, женских чулок, автомобилей и множества других. Соответственно, высоко ценился дефицитный импорт, который можно купить на черном рынке в три раза дороже.
4. Вредительство
Чтобы выполнить план и продвинуться по службе, должностные лица в СССР зачастую сознательно подделывали статистику. Некоторые достигали впечатляющих результатов ценой прямого вреда экономике. Пример тому - афера 1959 года, получившая название «рязанского чуда». Сюжет такой: первый секретарь Рязанского обкома КПСС утроил производство мяса в регионе, приняв решение о забое всего приплода скота, значительной части молочного стада и производителей, а также скота из хозяйств колхозников и специально выкупленного для этих целей в соседних областях. Итога был плачевным: поголовье скота в регионе сократилось на две трети, а после поставленного сомнительного рекорда производство мяса упало в пять раз.
5. Неэффективные рабочие места
Всеобщее трудоустройство - это хорошо, но у него есть и обратная сторона. При плановой системе создается много рабочих мест, и их назначение состоит в том, чтобы ликвидировать тунеядцев. Все люди получают некую зарплату, но фактически их производительность труда оказывается крайне низкой. Кроме того, существующие рабочие места защищены так, что трудно уволить человека, работающего плохо.
6. Отсутствие сектора услуг
Во времена плановой экономики внимание уделялось, условно говоря, только производству чугунных болванок, а такие потребности как стрижка или ремонт стиральной машинки (т.е. самые разные услуги, в которых нуждается население) оставались «за кадром». В сочетании с дефицитом это приводило к тому, что автолюбители, например, были вынуждены изготавливать запчасти для своих машин в кустарных условиях и с помощью этих не всегда надежных деталей ремонтировали транспорт.