«80-часовая рабочая неделя не за горами. И работать так будут самые «модные и дорогие»
«Высокие зарплаты, обеды в офисе и зоны отдыха — это взятка. Взяв ее, вы отказываетесь от сна и личного времени. Квалифицированные работники будут иметь много денег, но кроме них не будет ничего».
Квалифицированные специалисты в будущем будут зарабатывать больше денег. Но времени, чтобы эти деньги тратить, у них совсем не будет. Такой прогноз Fast Company дал экономист Джей Загорски.
Хотите увидеть будущее труда, особенно высокооплачиваемого? Посмотрите на высокотехнологичные и финансовые компании. Крупнейшие из них предлагают сотрудникам высокую зарплату, бесплатные завтраки и обеды, корпоративы, даже услуги химчистки. Это может казаться просто замечательным. Но на самом деле эти привилегии нацелены прежде всего на повышение эффективности человека и продолжительности рабочего времени. Обеды в офисе и комнаты отдыха позволяют сотрудникам работать столько, сколько возможно, не тратя время на мелкие дела и решение бытовых проблем. Постепенно модель «высокая зарплата и очень много работы» придется принять и более мелким компаниям, а у людей не останется выбора.
Как показали исследования, в США количество рабочих мест упало во время Великой депрессии, вернувшись к росту в 70-е годы. Это касалось прежде всего высокооплачиваемых и высокообразованных мужчин. Если 30 лет назад самые высокооплачиваемые работники в США реже работали допоздна, чем низкооплачиваемые, то к 2006 году все перевернулось: люди, которые зарабатывают много, остаются в офисе допоздна в два раза чаще тех, у кого невысокая зарплата.
Сегодня благодаря технологиям мы доступны в режиме 24/7, — говорит один из директоров инвестиционного банка Goldman Sachs Дэвид Соломон. — Нет ни границ, ни перерывов.
Зачем так много?
Зачем компаниям увеличивать продолжительность работы? Это вопрос повышения прибыли. Большинство работников, думая о том, во сколько они обходятся компании, думают лишь о том, сколько денег они приносят домой. Но помимо этого, компании тратятся на разного рода льготы, обучение, офисное пространство. Немало отнимают и налоги. Если бы компания совместила две должности и платила одному человеку вместо двоих $250 000 в год, чтобы он работал 80 часов в неделю, она бы сэкономила $7 300.
Это гипотетический пример, но из него становится понятно, что нанимать одного человека на высокооплачиваемую работу с высокой нагрузкой выгодно. Экономия на налогах, офисном пространстве, компьютерах и прочей технике неоспорима.
Как объяснить цену?
Почему люди будут работать допоздна, понятно. Но почему компании будут вынуждены платить очень много? Дело отчасти в том, что работа становится все более специализированной. Век универсального работника закончился. Обучение многим видам работ занимает много месяцев или лет, за это платят или компании, или сами работники.
В любом случае, компании тратят все больше времени на обучение или на поиски подходящих кандидатов в новом суперспециализированном мире. Конечно, потерять с трудом нанятого специалиста не хочется никому.
Зарплата — это взятка, с помощью которой компании мотивируют работников приходить каждый день и оставаться до ночи. И чем более специализированным будет становиться мир, тем больше будет размер этой взятки.
Что это значит?
Как показывают исследования, последствия весьма предсказуемы: меньше сна, больше стресса, реже ощущение счастья, более низкая производительность, ухудшение здоровья, большая вероятность причинения травмы себе или другим на работе. Такие опасности есть в любом офисе.
Недавнее исследование доказало: работники с низким доходом, имеющие две работы, спят меньше всех. Но профессор экономики Техасского университета Дэниел Хаммермег проанализировал последние данные о ежедневном графике американцев и обнаружил, что люди с высоким доходом спят меньше, чем люди с низким доходом. Видимо, чем выше зарплата, тем более логичным кажется жертвовать сном ради рабочих дел.
Читайте также: «Мы считаем 40-часовую рабочую неделю идеальным балансом, но она мешает нам жить»
Высокооплачиваемые и невероятно уставшие работники будут компенсировать свое истощение, нанимая низкооплачиваемых работников убирать дома, готовить еду, выполнять мелкие дела. Но последствия для семейной жизни и дружеских отношений явно будут губительными.
Век назад профсоюзное движение выступало за 40-часовую рабочую неделю. Сейчас началось движение в обратном направлении: люди теперь работают по 80-100 часов в неделю за высокую зарплату, чтобы «отдать свой долг» компании и завоевать высокую позицию, а потом, в далеком будущем, иметь больше свободного времени.
Но в будущем хорошо оплачиваемые сотрудники будут работать допоздна десятки лет подряд, ведь компании будут сокращать и сокращать свои издержки. Такие работники с большими зарплатами превратятся в «ходячих мертвецов», у которых много денег, но почти нет сна.