А хочешь, я выучусь жить: как основатель проекта «Пара за пару» меняет культуру бизнеса
«Пара за пару» — нестандартный российский стартап. Он не о новейших технологиях, сервисах и пр., он о людях. Основатель проекта, петербуржец Станислав Сорокин, говорит: счастье бизнеса — не в деньгах.
«Если не в деньгах, то в чем же?» — наверняка спросят многие. Для Станислава Сорокина суть бизнеса сводится к тому, чтобы помогать людям. Главная идея фабрики «ТИБОЖ», которая занимается производством обуви, заключается в следующем: приобретая одну пару обуви, вторая отдается нуждающимся. Отсюда и название проекта — «Пара за пару».
Как все начиналось?
Фото: https://boomstarter.ru
История фабрики началась в 2014 году. Тогда Благотворительный фонд Тихвинской Иконы Божьей Матери подал заявку на конкурс по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью. Выиграл. Получил субсидию 6,8 млн руб. Арендовал помещение под фабрику. Купил немецкое оборудование для производства обуви. И деньги закончились.
«Строители, которые вели ремонт в здании, когда поняли, что мы заплатить не можем, развернулись и ушли, бросили все как есть, мы сами белили, красили, устанавливали сантехнику», — рассказал Станислав Сорокин корреспондентам «Новой газеты».
Ремонт заканчивали своими силами, но деньги нужны были не только на приведение фабрики в подобающий вид: закупка расходных материалов, зарплата, налоги и пр. — все это тоже требовало финансов.
Руководство «ТИБОЖ» решило обратиться за деньгами в банк, однако, глядя на нестандартное предприятие, кредитные организации лишь отрицательно качали головой, говоря, что денег на развитие им никто не даст. Просили доказать, что проект рабочий, что не «загнется» через несколько месяцев, рассказывает Станислав.
«Но главное — в нас просто не поверили. Не поверили в то, что мы что-то можем делать», - продолжает он.
Худо-бедно «ТИБОЖ» начал работать. Но денег на выплату зарплат не хватало. Изначально планировалось, что рядовой сотрудник фабрики будет получать зарплату в районе 20 тысяч рублей. Даже такую «роскошь» руководство предприятия позволить себе не могло. Образовался долг. Для «ТИБОЖа» очень внушительный — 1,7 млн рублей.
Даже несмотря на финансовые трудности, работники предприятия своих дел не бросали, продолжали трудиться. Подписали договоры о сдельной оплате труда — сколько пар обуви пошили, столько денег и получили.
«А еще арендодатели, которые больше полугода давали предприятию отсрочку по расчету с задолженностью (700 тыс. руб.), сказали: «Если до конца марта не заплатите – до свидания…», - рассказывает Станислав.
История про людей
Фабрика «ТИБОЖ» изначально задумывалась, как проект, помогающий людям с ограниченными возможностями получить работу. Штат предприятия (23 человека) — люди с инвалидностью.
Алексея Тульского, сотрудника фабрики, часто путают с пьяным. Его речь не чиста, слова он растягивает, а некоторые и вовсе проглатывает, ноги Алексея то и дело подкашиваются.
«А у него два высших образования. Он экономист, авиационный техник, старший лейтенант по званию. Леша у нас начальник отдела продаж, только в декабре с успехом провел четыре выставки! А ярмарки и выставки — пока наш единственный доход», — рассказывает про Тульского директор Сорокин.
Оказывается, Алексей Тульский 11 лет отслужил в ВВС. А потом его внезапно сразила генетическая болезнь — начались нарушения в работе головного мозга, непонятные боли, проблемы с речью. Из армии пришлось уволиться. Другую работу, даже с двумя образованиями, инвалид второй группы найти не смог. После нескольких тщетных попыток трудоустройства, долгих лет ожидания, безденежья, безысходности, отчаяния с биржи труда Алексея отправили на «ТИБОЖ». Устроившись на работу, Тульский вскоре женился: врач, которая его лечит, вышла за него замуж. Скоро их сыну год.
Александру Артамонову 23 года. В 18 лет он разбился на мотоцикле. Результат — II группа инвалидности и многочисленные отказы от работодателей. Работа в «ТИБОЖе» — первая в его послужном списке.
«Я успел окончить техникум до того, как получил инвалидность. Должен был по распределению попасть на «Водоканал»… Но за месяц до 18-летия разбился на мотоцикле, чудом выжил. Когда пришел в службу занятости, приглашали на работу многие, — продолжает парень. — А придешь на собеседование, зайдет разговор про инвалидность, льготы, сокращенный рабочий день — и сразу отказ», — делится своей историей Александр.
Краудрафтинговое спасение
Станислав Сорокин справедливо рассудил: раз проект задумывался для людей, значит и помочь решить финансовые трудности могут тоже люди. Тогда он договорился с краудфандинговой площадкой Boomstarter.ru и запустил проект «Пара за пару».
Сама идея подобного проекта западная. Ее первооткрыватель — американец Блейк Майкоски, владелец обувной компании Toms Shoes в Лос-Анджелесе. Человек покупает себе одну пару обуви, а за счет нее оплачивается такая же вторая, и она передается нуждающимся.
21 января 2015 года проект стартовал на Boomstarter.ru. По правилам краудфандинговой площадки, за два месяца «ТИБОЖ» должен был набрать 1 млн 700 тыс. рублей. В противном случае проект бы закрыли, а деньги вернули спонсорам.
«ТИБОЖ» не просто выполнила поставленные цели, а перевыполнила их. За отведенное время проект привлек внимание 1254 спонсоров и более 2 млн инвестиций.
«Одна из причин, почему мы решили постучаться на платформу краудфандинга, это чтобы наша история была услышана. Мы понимаем, что жизнедеятельность нашей фабрики будет зависеть от отклика, который она найдет в сердцах тех, кто соприкоснется с ее продуктом и ее миссией. Чем больше людей о ней узнают, тем больше шансов, что у нас в стране закрепится добрый бренд обуви и альтернативная модель развития компании», - говорится в описании проекта на Boomstarter.ru.
Сегодня фабрика «ТИБОЖ» и проект «Пара за пару» продолжает существовать. Сотрудники предприятия выпускают не только обувь — кеды, тапочки, чешки для занятия спортом, но и другие товары — ключницы, кошельки и т.д. Ежедневно на предприятии выпускается порядка 600 пар обуви, а реализуется она в большинстве своем на интернет-площадках: на официальном сайте и в группе во «ВКонтакте».