«Двадцать лет спустя». Как уральские экскаваторы снова добывают узбекское золото
«Уралмашзавод» подписал очередной контракт на поставку техники в Узбекистан. Но для того чтобы закрепиться на этом рынке, предприятию придется расширить номенклатуру своих товаров. РЕПОРТАЖ на DK.RU
В ближайшие дни на Навоийский горно-металлургический комбинат, разрабатывающий одно из крупнейших в мире месторождений золота, поступит экскаватор ЭКГ-5А, произведенный на «Уралмашзаводе». Еще одну такую же машину стоимостью около 70 млн руб. в ноябре отправят на узбекский «Бекабадцемент», а в будущем году третий ЭКГ-5А поступит на «Узбекуголь». Кроме того, в 2018 г. завод рассчитывает подписать контракт на поставку в Узбекистан одного из самых востребованных экскаваторов УЗТМ — ЭКГ-18 и дробильно-размольных комплексов.
Узбекский рынок для УЗТМ может стать весьма прибыльным: только Навоийский ГМК в ближайшие десять лет собирается вложить в модернизацию своего производства $3,1 млрд. В апреле во время визита в Москву президента Узбекистана Шавката Мирзиеева АО Газпромбанк (основной акционер управляющей компании «УЗТМ-КАРТЭКС», в которую входит УЗТМ и ижорский завод «ИЗ-КАРТЭКС») заключил с узбекской стороной несколько стратегических соглашений, и в том числе договорились о поставке экскаваторов, производимых на УЗТМ и «ИЗ-КАРТЭКС». Но для того, чтобы часть из «модернизационных» миллиардов ушла на уралмашевскую продукцию, заводу придется расширять номенклатуру и более активно продавать в Среднюю Азию не только экскаваторы, которыми рынок насытится в ближайшие годы, но и оборудование для измельчения — дробилки и мельницы.
Карьер Мурунтау — одно из крупнейших мировых месторождений золота
Долгоиграющий товар
Два десятка журналистов на золотодобывающих карьерах Навоийского ГМК — зрелище для местного горного начальства явно непривычное. Организаторы пресс-тура уверяют, что за последние лет 20 такого никому из них видеть точно не довелось: предприятие, добывающее и перерабатывающее золото, уран и фосфаты не слишком часто бывает настолько открытым для прессы. Общеизвестные в других добывающих производствах данные, например, ежегодный объем добычи здесь никто не раскрывает. В ответ на вопрос о количестве добываемого драгметалла, как партизаны на допросе, молчат все — от экскурсовода местного музея до гендиректора ГМК. Количество золотых слитков, выходящих с завода, является, по словам руководства, одновременно и государственной, и коммерческой тайной — ГМК на 100% государственное предприятие. Из открытых источников известно что в последние годы комбинат производил по 60-65 тонн золота, а разведанных и утвержденных запасов на месторождениях хватит до 2134 г.
Уралмашевский ЭКГ-5А грузит руду в самосвалы в небольшом недавно открытом карьере Аристантау недалеко от города Зарафшан. Генеральный директор Навоийского ГМК Кувандик Санакулов рассказывает, что пятикубовые экскаваторы подходят для небольших карьеров, например, для недавно вскрытого Аристантау. Но на многолетних разработках они используют машины с большим объемом ковша.
В этом году «Уралмашзавод» отгрузит на Навоийский ГМК еще два экскаватора ЭКГ- 5А
«Мы будем продолжать покупать ижорские экскаваторы — 20-кубовые, следующая покупка — 26-кубовый. Пятикубовые тоже будем брать, но меньше, потому что у нас карьеры очень большие», — отмечает он.
Ижорский 20-кубовый экскаватор производства «ИЗ-КАРТЭКС» в этот момент работает, погружая в «БелАЗы» отработанную породу из отвалов, в другом карьере — Мурунтау, который начали разрабатывать ровно полвека назад. Там действительно не обойтись небольшой машиной: размеры карьера впечатляют.
Впрочем, «Уралмашзавод» планирует предложить Навоийскому ГМК и экскаваторы собственного производства, которые подойдут для больших карьеров. Планируется, что сюда поставят одну из наиболее востребованных машин УЗТМ — ЭКГ-18 стоимостью около 460 млн руб. Правда, решение о ее покупке будет принято не сразу: узбекская сторона намерена в течение полугода проводить испытание экскаватора.
На карьерах Навоийского ГМК используют и зарубежную технику, а кроме электрических экскаваторов — и гидравлические машины. Как отмечают специалисты, у российских электрических экскаваторов есть два основных конкурентных преимущества: они дешевле и, благодаря простоте конструкций, запчасти для них можно изготавливать в Узбекистане.
«Пятикубовый экскаватор — хорошая машина, надежная по электрической части, российская техника позволяет значительно экономить электроэнергию, по 20-кубовому — до двух раз сократились затраты на электроэнергию, сократилось количество аварийных простоев. Плюс — производство 90% запасных частей локализовано здесь, то есть, мы их можем производить сами. С гидравлическими экскаваторами такое не получается — там очень сложные гидравлическая система и насосы, которые не производятся на постсоветском пространстве», — рассказывает главный механик рудника Мурунтау центрального рудоуправления Навоийского ГМК Рашар Назаров.
Карьер Арисантау разрабатывают недавно, поэтому здесь используют технику небольших «объемов»
Срок службы поставляемых ЭКГ при бережной эксплуатации составляет 25-30 лет. Директор дивизиона «Горное оборудование» УЗТМ Михаил Гуницев, рассматривая карьер, руду из которого грузит в самосвал экскаватор, отмечает, что при работе с такой мелкой фракцией и с регулярным ремонтом и обслуживанием экскаваторы здесь могут работать «практически вечно». Правда, это не только конкурентное преимущество, но и головная боль: потребности в таких «долгоиграющих» машинах закроются довольно быстро.
Тысяча тонн за полмиллиарда
Из-за конечности рынка потребления экскаваторов руководство «Уралмашзавода» стремится развивать не менее прибыльный сегмент мельниц и дробилок, которые необходимы для местных предприятий полного комплекса производства.
Например, дробильный комплекс Навоийского ГМК представляет собой внушительное здание, растянувшееся на километр. Здесь сырье перемалывают и готовят для дальнейшего извлечения золота. Оборудование, использующееся для этого, постепенно изнашивается и требует замены. Кроме того, в ближайшее время предприятию потребуется новая техника для расширения производства.
«Мы планируем в ближайшее десятилетие увеличить производство на 30% — эта программа уже утверждена на уровне государства. Это будет происходить как за счет модернизации старых, так и за счет строительства новых добывающих и перерабатывающих комплексов. Контракты для этого уже начали отрабатываться, но по «Уралмашзаводу» ничего конкретного пока сказать не могу», — рассказал директор Центрального рудоуправления НГМК Отабек Мустакимов.
Ему вторит гендиректор комбината: «Все будем покупать, и дробилки, и мельницы. Только нужных нам мельниц у вас пока нет».
И он прав. Дробильно-размолочные комплексы производят на ограниченном количестве российских предприятий, и, в принципе, «Уралмашзавод» мог бы выйти на рынок Узбекистана со своим предложением, но для этого надо расширить продуктовую линейку. Как объяснил DK.RU Михаил Гуницев, самые большие мельницы, которые сейчас изготавливаются на «Уралмашзаводе», имеют диаметр семь метров, а на том же Навоийском ГМК требуются мельницы диаметром до 10,5 м. На заводе работают над созданием подобных мельниц и продвигать их будут впоследствии не только на рынке Узбекистана.
«Изменение диаметра мельницы означает создание фактически новой машины. Но зато цена такой мельницы диаметром 10,5 м и массой под тысячу тонн — полмиллиарда рублей, как минимум. Это сопоставимо со стоимостью нового экскаватора ЭКГ-18 в хорошей комплектации. И нам надо срочно осваивать этот сегмент, потому что экскаваторы при их сроке службы довольно быстро насытят рынок», — рассказывает г-н Гуницев.
Сейчас УЗТМ второй раз открывает для себя рынок Узбекистана: с Навоийским и Алмалыкским горно-металлургическими комплексами УЗТМ сотрудничал с 1970-х годов, когда в союзной республике начали активно развивать горное дело, в советское время туда поставили две сотни уральских машин, однако после перестройки сотрудничество прекратилось и возобновилось только с 2010-х.
Работа с узбекскими горнодобывающими предприятиями активизировалась благодаря главному акционеру предприятия — Газпромбанку. В конце прошлого года ГПБ принял решение объединить два своих машиностроительных актива — ижорский «ИЗ-КАРТЭКС» и УЗТМ. Ранее заводы являлись прямыми конкурентами, предлагая на рынке схожую продукцию (линейка электрических экскаваторов ижорского и уральского производства отличается только некоторыми конструктивными особенностями, да незначительно — объемами ковшей). С этого года оба предприятия входят в управляющую компанию «УЗТМ-КАРТЭКС», основным акционером которой является ГПБ. «ИЗ-КАРТЭКС» давно и успешно сотрудничает с Узбекистаном: в мае было подписано соглашение о поставке в 2017–2020 гг. на местные горнодобывающие предприятия 37 экскаваторов. На «Уралмашзаводе» уверены, что деятельность акционеров и многолетняя работа коллег из «ИЗ-КАРТЭКС» поможет УЗТМ занять свою долю рынка как в Узбекистане, так и в других странах СНГ.
Фото: Юлия Пасечник, пресс-служба АО Газпромбанк