А вместо сердца - биллинг
— Биллинг операторов мобильной связи на слуху. А операторы проводной связи используют биллинговые системы? — Сейчас мы наблюдаем некоторое технологическое отставание традиционных
— Биллинг операторов мобильной связи на слуху. А операторы проводной связи используют биллинговые системы?
— Сейчас мы наблюдаем некоторое технологическое отставание традиционных операторов от мобильного сектора, возможно, из-за недостаточного финансирования и отсутствия ресурсов. Разработчики биллинговых систем готовы предложить свои решения всем, но активного интереса проводные операторы пока не проявляют. Спрос еще не сформировался, но ситуация может измениться в любой момент. И мы, как разработчики, к этому готовы — наши решения универсальны, их могут использовать операторы как фиксированной, так и мобильной связи.
— Что произойдет, если проводные операторы все-таки обратят внимание на биллинг?
— Все изменится только в лучшую сторону — появятся новые тарифные планы, ценовая политика станет гибче. Биллинг позволит многое, вплоть до SMS на стационарном телефоне. В Европе этот сервис развит, у нас же его просто нет. Услуги SMS очень удобны и перспективны, к тому же дешевы. Возможно, после внедрения «повременки» что-то изменятся.
— Сейчас много говорят о конвергентном биллинге, объединяющем несколько видов услуг. Насколько он интересен разработчикам и заказчикам?
— Конвергентные решения будут востребованы всегда. Именно в эту сторону будут развиваться биллинговые системы. Сейчас конвергенция все больше проникает в область сотовой связи, возникла необходимость тарификации не только голосового трафика, но и передачи данных. Это важно и для пользователя, и для оператора. Постоянно появляются новые услуги, их надо как-то тарифицировать. Поэтому требования постоянно растут.
— Насколько оператор зависит от биллинговой системы?
— Очень сильно — изощренность маркетинговых предложений диктуется именно возможностями биллинговой системы. Чем они шире, тем больше свободы творчества у маркетологов. Бесплатные минуты, разная стоимость звонка, скидки на определенные разговоры — все под контролем биллинга. Тот же конструктор тарифов у «Уралсвязьинформа» — заслуга не только маркетологов, но и разработчиков.
— Как будут изменяться биллинговые системы в дальнейшем?
— Одним из наиболее важных тенденций станет развитие сетей следующих поколений. Им необходима соответствующая инфраструктура, именно этого захотят операторы от разработчиков. 3G требует нового подхода к тарификации. Задача разработчиков — создать решение, которое будет гибко учитывать разнородный по своей природе трафик. В сетях передачи данных может применяться тарификация с учетом целого комплекса параметров — объем данных, направление, тип и ценность информации. Кроме того, системы должны «научиться» тарифицировать новые услуги: взаимодействие с приложениями Интернет, передачу информации с высоким качеством и скоростью. Это сложные задачи, но вполне решаемые.
Преимущества отечественной действительности
— Как «Восточный ветер» стал одним из крупнейших разработчиков биллинговых систем в России?
— Прошлым летом компания отметила семилетний юбилей. А начиналось все в 1997 г., когда группа энтузиастов взялась за разработку системы голосовой почты для «Уралвесткома». Сначала у нас был один менеджер и два программиста с физтеха. В течение полутора лет компания развивала только этот продукт, но постепенно появлялись новое ПО в области клиентского сервиса. Потом было принято стратегическое решение о расширении линейки продуктов. Одним из новых направлений стало создание систем для автоматизации расчетов за услуги связи. Ставку сделали на биллинг как на систему автоматизации всех ключевых бизнес-процессов. Это сердце компанй — операторов мобильной связи.
— Можно ли сравнивать биллинговые системы с корпоративными информациоными?
— Это продукты одного класса со схожей целью — автоматизация деятельности предприятия. Биллинговая система затрагивает все бизнес-процессы, связанные с предоставлением услуг связи. С одной стороны, это абоненты, операторы абонентского отдела, с другой — коммутационное оборудование, с третьей — партнеры: роуминговые, контент-провайдеры, банки. Все, что касается абонентов и тарификации, касается и биллинга.
—В России почти не производится оборудование для мобильной связи. Как получилось, что рынок биллинговых систем оказался практически целиком занятым российскими разработчиками?
— Сотовая связь появилась у нас позже, чем на Западе. У операторов было два пути — либо приобрести готовые решения, либо разработать их самим. Решения тогда можно было купить только за рубежом, а там совсем другие цены и другие подходы к построению систем. У нас даже термин «биллинг» понимают по-своему. В Европе биллинг — это тарификатор в узком смысле. Их программные приложения выполняют отдельные задачи — контролируют тарификацию, роуминг, интеграцию с коммутатором и т.д. Причем в каждом сегменте свои поставщики — это, по сути, отдельные рынки. В России биллинг понимается шире и автоматизирует всю совокупность бизнес-процессов оператора. Наши предприятия не стали работать с иностранными поставщиками, тем более что их продукты не были адаптированы под российскую действительность.
— Чем российская действительность в данном случае отличается о западной?
— У нас совсем другая бухгалтерия. Но это всего лишь один из самых характерных примеров, на самом деле — их много. Западные решения на тот момент не были достаточно гибкими. И поэтому операторы начали разрабатывать все самостоятельно — старались без больших затрат создать программный продукт. В 1998 г. как раз случился кризис, он окончательно укрепил местных разработчиков. Так и появился уникальный российский рынок.
— Что такое рынок биллинговых систем для операторов сотовой связи?
— В этом сегменте царит «монополистическая конкуренция». Количество поставщиков ограничено. За время существования биллингового рынка из множества различных компаний выделились лидеры — те, кто смог доказать высокое качество и широкие возможности своей продукции. Их системы жизнеспособны и востребованны. Таких лидеров, диктующих свои условия, на рынке — 3-4 компании, в том числе «Восточный Ветер». Это единственный крупный разработчик за пределами двух столиц. Особенность нашей компании в том, что мы, по сути, сумели создать третий биллинговый центр в России.
— Насколько российские системы могут конкурировать с западными аналогами?
— Программное обеспечение с лейблом «made in Russia» может вполне успешно соперничать с западными продуктами. Наши разработки не менее качественны и при этом выигрывают в цене. Но пока еще в сознании потребителей живет миф о том, что российское ПО не конкурентно на международном уровне. Сейчас этот стереотип постепенно преодолевается. Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда на тендерах с участием западных компаний побеждали отечественные.
— Среди ваших клиентов есть региональные предприятия. Сейчас много говорят, что со временем всех их поглотит «большая тройка». Как это может повлиять на ваш бизнес?
— Разговоры о том, то операторы «большой тройки» съедят мелких операторов, начались лет 5 назад, когда о «Мегафоне» еще никто не слышал. Было много вариантов развития событий. Приход федералов в регионы обострил конкуренцию. Это стало катализатором для развития региональных операторов и привело к росту спроса на программные решения для связи. В этом плане мы помогаем своим региональным клиентом поддерживать и наращивать свои преимущества перед федералами.
— «Уралвестком» после входа в «Скайлинк» продолжит сотрудничество с вами?
— Мы давно работаем с этой компанией по CDMA и активнее всего по системам абонентского сервиса. У меня нет сомнения в том, что отношения продолжаются. У нас уже есть опыт работы в подобных сетях. Первая региональная сеть CDMA в Удмуртии запущена именно на нашем программном обеспечении. У нас есть реализованные проекты и за пределами России.
ПОДВЕРСТКА
Что такое биллинг?
Биллинговая система (БС) — программный комплекс, вычисляющий стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящий информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг. Цикл выполняемых биллинговыми системами операций называется биллингом. Кроме мобильной связи, БС активно разрабатываются и используются Интернет-провайдерами, внедряются в коммунальной сфере.