«Аэрофлот» не пускает авиакомпании из Прибалтики в Екатеринбург — Нил Ушаков
«Финансовый кризис отвадил российских туристов, а большая политика — бизнес-мигрантов. Потери удалось частично компенсировать, но компенсация — это не развитие». Колонка мэра Риги Нила Ушакова.
Нил Ушаков, мэр Риги (Латвия):
— Рига потеряла российских туристов. До кризиса в общей структуре туристического потока на россиян приходился 31%, сейчас — всего 10%. Но мы компенсировали эту потерю за счет Западной Европы: в 2014 г. Ригу признали культурной столицей Европы, и поток европейских туристов составил около двух миллионов. В этом году — на том же уровне. Но если бы были россияне, то был бы еще больший прирост.
Конечно, стараемся что-то с этим сделать, напоминаем, что Рига совсем рядом, близко, очень доступна по цене, что у нас объективно один из лучших рождественских рынков Европы… При этом понимаем, что массовые рекламные кампании эффекта не дадут — и не из-за санкций, а из-за низкого курса рубля. Кризис рано или поздно закончится, а нам продвигать образ Риги в России нужно постоянно. Сейчас мы просто напоминаем о себе: может быть, человек не приедет к нам на это рождество, но будет рождество 2016 и 2017 годов…
Если говорить про российский туризм, то кроме выгодной комбинации «цена — качество» у Риги есть еще одно важнейшее преимущество: здесь тебя всегда поймут.
Вероятность того, что ты столкнешься в сфере обслуживания с человеком, который не будет говорить по-русски, минимальна. Есть молодежь, которая владеет только английским, но таких очень мало.
Для скандинавских стран у нас другое позиционирование. Во-первых, вопрос цены. Норвежцы могут приехать сюда, просто сходить к парикмахеру, посетить несколько сеансов массажа, сходить в хороший ресторан — и всё, они уже полностью окупили стоимость билета на самолет. Им предлагаем базовые медицинские услуги, которые здесь в разы дешевле, чем в Скандинавии. Плюс западноевропейцам интересна историческая комбинация: с одной стороны, средневековый немецкий город, стилистически привычные им кварталы, с другой — все это перемешано с советским наследием.
Туризм для нас важен, ведь два миллиона туристов для города с населением в 700 тысяч — это большой плюс. Но есть и другие направления, стратегически не менее важные. Рига — это финансовый центр, здесь много производств с высокой добавленной стоимостью, например, фармацевтика. В основном производства, конечно, размещены за пределами города, где земля дешевле.
Много внимания уделяем внешнему виду города, реставрации старинных зданий. Абсолютное их большинство — это частная собственность. Если здание нуждается в срочной реконструкции, то собственник по закону облагается двойной ставкой налога на недвижимость — скажем, 100 тыс. евро в год вместо 50 тыс. Сейчас пытаемся договориться, чтобы разрешили ставить тройную ставку. Это очень мотивирует.
У нас работают специальные комиссии, которые оценивают состояние городских зданий. Если оно представляет угрозу, то мы даем время собственнику либо привести его в порядок, либо снести. В случае отказа, и если это не исторический объект, сносим сами — потом через суд взыскиваем расходы на снос. Много объектов за последний год таким образом ликвидировали.
У нас одно из самых жестких законодательств в отношении исторических зданий. Запрещены какие-либо кондиционеры на фасадах, в центре города в историческом здании нельзя менять оконные рамы, только реставрировать старые. В чем-то такой подход тормозит развитие города, в чем-то — сохраняет. Очень помогла нам в свое время программа, по которой мы предоставляли иностранцам вид на жительство в обмен на покупку недвижимости. Было массово продано порядка 10 тыс. объектов. В первую очередь покупали инвесторы из России, Казахстана, Украины. Под эту программу все исторические здания тогда полностью реставрировались, приводились в порядок — это все были частные средства.
Сокращаем возможности для проезда автомобильного транспорта в центр — приоритет за велодвижением. С нуля создаем велопарковки, велодорожки. Правда, у нас инфраструктура в целом сильно отстает от того, насколько люди активно сейчас используют велосипед. У нас в летние месяцы 65% — это общественный транспорт, до 25% — машины и 13% — велосипеды. А 80% несчастных случаев — это велосипедист и пешеход на тротуаре. Приходится перераспределять пространство, хоть автомобилистам это и не нравится.
Мы принципиально не занимаемся национальными языковыми вопросами. Команда у нас наполовину латышская, наполовину русскоязычная. В Риге 115 школ, чуть больше половины — с углубленным изучением латышского, чуть меньше — смешанная программа на русском языке, в выпускных классах 40% обучения на русском, 60% — на латышском. На выходе выпускники свободно говорят на двух языках, они конкурентоспособны на рынке труда. Плюс у нас есть белорусская школа, украинская, польская, литовская, эстонская, еврейская.
Есть проблема с эмиграцией.
Примерно 300-400 тыс. человек уехали из страны. Порядка 200 тыс. граждан Латвии постоянно живет в Великобритании, 30 тысяч в Германии.
Но пока не будет какого-то выравнивания по доходам и какой-то дополнительной социальной стабильности, люди не вернутся, к сожалению.
Если говорить про эмигрантов, то у нас проблем с этим вообще нет: Рига абсолютно однородна с расовой, с религиозной точек зрения. Есть небольшая коммуна армян, человек 300, столько же азербайджанцев и грузин, две чеченские семьи — и всё. У нас нет никакого опыта иммиграции. Когда началась история с беженцами, все были в шоке: по закону им надо было платить пособие по 250 евро, а у нас в стране есть люди, которые получают пенсию меньше. Страна не готова к этому. Но если говорить про политическую возможность, то мы готовы принять мигрантов из третьих стран, из Белоруссии, Украины, Молдовы, Румынии, Болгарии. Но опять же: мы пока не настолько богаты, чтобы привлечь добровольную иммиграцию.
Вот российские граждане у нас получили вид на жительство — всего около 200 тыс. человек. У них, правда, со средствами все было в порядке — там ценз был 150 тыс. евро за объект, цена сопоставима с недвижимостью в Москве или Санкт-Петербурге. Программа ВНЖ и сейчас работает для России, правда в 2014 г. по инициативе Сейма Латвии планку подняли до 250 тыс.
А перед последними выборами вообще прошла инициатива: запретить гражданам России получать вид на жительство.
Парламент рассмотрел это в нулевом чтении и не принял. Но с точки зрения маркетинга эти поправки всё убили: если ты сидишь в Томске, читаешь в интернете про запрет вида на жительство, ты не будешь разбираться, в каком чтении это прошло и прошло ли вообще.
Мы специально не сортируем: такие приезжайте, такие нет, мы рады всем, кто к нам приезжает. Мы являемся страной Евросоюза, наши предприниматели всеми возможностями пользуются, поэтому мы активно работаем сейчас на будущее, ждем, когда кризис в России закончится. Ведь у российских бизнес-иммигрантов в Риге благоприятная среда: среда, где тебя всегда поймут.
Привлечение инвесторов и предпринимателей из Центральной России, Урала, Сибири и т.д. может благоприятно отразиться на развитии латвийской экономики. Но банально: без прямых авиаперелетов в регионы установление связей затягивается. Пока Air Baltic летает только в Москву, другие направления нам заблокировал «Аэрофлот». Например, мне бы хотелось, чтобы появился прямой рейс Рига — Екатеринбург. Я бывал в Екатеринбурге — это современный мегаполис с очень развитой бизнес-составляющей. Но «Аэрофлоту» невыгодно пускать нас дальше столицы и диалог с уральскими бизнесменами пока не состоялся.
Материал подготовили Ольга Селезнева и Сергей Дружинин. Редакция DK.RU благодарит Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) за организацию встречи с Нилом Ушаковым