Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Айтишники кризиса не боятся

эксперты Борис Вольпе исполнительный директор SAP в странах СНГ Дмитрий Гришин генеральный директор компании Mail.Ru Наталья Касперская председатель совета директоров «Лаборатории Касперского» Вале

Мало кто понимает, как среагирует на финансовый кризис сфера информационных технологий. С одной стороны, эта отрасль обслуживает производство, т. е. расходы на ИТ могут попасть под нож первыми, а с другой — именно она придает бизнесу управляемость, однако у всех еще свеж в памяти кризис доткомов, когда ИТ-компании теряли в стоимости в разы.

эксперты
Борис Вольпе
исполнительный директор SAP в странах СНГ
Дмитрий Гришин
генеральный директор компании Mail.Ru
Наталья Касперская
председатель совета директоров «Лаборатории Касперского»
Валерий Чернышев
директор по экономике и финансам «Уралсвязьинформ»

Какие ИТ-системы стоит внедрять во время финансового кризиса?
Кто будет экономить на связи?
Ударит ли кризис по интернет-порталам?
Какие компании сократят ИТ-бюджеты?

Американскую «Силиконовую долину» нынешний финансовый кризис уже затронул — СМИ рапортуют о сокращении штатов. Сами же компании либо умалчивают об убытках, либо показывают финансовую отчетность, которая говорит, что кризиса как бы и нет. Тем не менее специалисты международной исследовательской компании Gartner уже более чем вдвое снизили свой прогноз роста ИТ-затрат на 2009 г. — 2,3% вместо ожидавшихся 5,8%. ЛАРРИ ЭЛЛИСОН, исполнительный директор Oracle, заявил, что наступает время покупки компаний по низким ценам. Но в общем, убеждены эксперты, рынок стал менее уязвим для кризиса — информационные технологии настолько прочно вошли в бизнес многих предприятий, что экономить на них часто невозможно.

Российский ИТ-рынок пока только начинает осознавать себя в новых условиях. Аналитики предрекают, что даже с учетом осенних падений фондового рынка и банковских неурядиц в целом отечественный рынок все равно вырастет на 20-25%. Хотя представители иностранных вендоров уже объявили о сворачивании части маркетинговых программ и рекомендовали своим сотрудникам на местах быть умереннее в расходах. Но сообщество не теряет оптимизма.

Наиболее оптимистично настроены представители интернет-отрасли. Владельцы порталов с финансовым кризисом связывают рост своего бизнеса. Телекоммуникационные операторы тоже не унывают. Хотя кризис стал причиной срыва некоторых сделок по слиянию и поглощению в этой сфере (об отмене продажи объявил, в частности, поволжский сотовый оператор «СМАРТС»), снижения оборотов никто не ждет. Это несмотря на то, что, видимо, не состоятся и сделки по покупке региональных интернет-операторов, которые эксперты предсказывали еще летом.

Другая часть ИТ-компаний отказалась от запланированного выхода на биржу. Аналитики уверены, что именно так по­ступит IBS. Постепенно начинает лихорадить кадровый рынок. В последние два-три года айтишники уже привыкли к диктату соискателя, а не работодателя: расходы на персонал росли до 35% в год. Сейчас ситуация меняется. Кадровые порталы фиксируют снижение активности работодателей и повышение ак­тивности соискателей (рост в октябре 46% — rabota66.ru). Руководители ИТ-компаний уже потирают руки, представляя, кого и за сколько они смогут нанять через пару-другую месяцев.

Региональные рынки почувствуют дыхание кризиса последними. Большая часть региональных ИТ-операторов ориентированы на средний и малый бизнес — клиент массовый, продукты продаются в основном недорогие, поэтому череды банкротств никто не ждет. Однако все выстраивают свою стратегию с оглядкой на «старших» братьев. Так или иначе тенденции федерального рынка будут проецироваться и на регионы.

Борис Вольпе:
«Время строить ветряные мельницы»

— Еще когда я учился в школе, то в букинистическом магазине мне повезло купить книгу «Цитатник Мао Цзэдуна». Там было множество хороших изречений. Мне кажется, одно из них сейчас очень актуально: «Когда дуют ветры перемен, одни строят стены от ветра, а другие — ветряные мельницы».

Нынешний кризис скажет нам много об автоматизации бизнес-процессов. Он начался в финансовом секторе, и отчасти именно неадекватность информационных систем — одна из его причин. Американские инвесторы, приобретавшие деривативы 3-4-го порядка и не всегда четко представлявшие, чем они обеспечены, стали первыми жертвами слабой автоматизации и отсутствия прозрачности.

Что делать в такой ситуации обычным компаниям? Многие отрасли, не только финансы, но и металлургия, строительство, ритейл, вообще радикально изменят свои бизнес-модели. На быстрорастущем рынке у многих фирм была высокая рентабельность. Они занимали, чтобы расти, росли и вновь занимали. Сейчас такой возможности у них уже нет. Я не хочу сказать, что грядет спад, но механизмы развития будут другие. Это могут быть массовые слияния и поглощения, изменение бизнес-процессов, вертикальная интеграция. Для интеграторов и поставщиков продуктов, таких как SAP, это хорошо — после кризиса спрос на ИТ-системы только вырастет.

Что делать, пока кризис в разгаре? Я бы советовал обратить внимание на небольшие ИТ-системы, которые могут резко повысить эффективность компании, в первую очередь на бизнес-аналитику. До кризиса некоторые очень крупные бизнес-лидеры говорили: мы в ERP-систему инвестировали большие средства и это хорошо. Мол, теперь есть понятная информация у директора по сбыту, директора по производству, а я как генеральный директор все равно работаю в Excel.

Как решить этот вопрос? Я им советую бизнес-аналитику, которая покажет, развивается ли предприятие в соответст­вии со стратегией их бизнеса. Причем в режиме реального времени. Когда вся стратегия заключалась в росте по 30% в год, то это была стратегия автопилота. Сейчас на рынке турбулентность. Что делает летчик в этом случае? Отключает автоматику и берет все в свои руки, и тогда все зависит от мастерства пилота и системы управления. ИТ-системы улучшить навыки управленца не могут, а вот предоставить ему нормальный пульт приборов — вполне. Неважно, кто поставщик этой системы, главное — чтобы она заработала и как можно быстрее. Я уверен, что будет прямая корреляция между проблемами на рынке и спросом на высокоинтеллектуальные программы управления предприятием.

К таким же системам я отношу CRM. Сейчас важно удержать и захватить клиентские базы. Пока есть турбулентность и взаимное недоверие — обратите внимание на состояние клиентской базы. Как только рынок начнет выходить из штопора, можно будет дешево захватывать клиентские базы. Тут CRM тоже пригодится.

Я бы еще рекомендовал пристально посмотреть на системы управления кадровым капиталом. Рынок труда будет тоже сложным и динамичным.

Резко повысить эффективность бизнеса в условиях кризиса позволяют не глобальные ERP-системы, а небольшие функциональные приложения. Например, прогнозирование ассортимента в рознице. Знайте точнее, что вы продаете, не держите капитал замороженным в товаре, не давайте скидок на то, что и так будет продано. Для каждой отрасли есть свои специфические приложения, которые могут быстро помочь.

Все, что я сказал, в большей мере касается именно малого и среднего бизнеса. Крупные компании более устойчивы. Корпорация может потерять миллионы и восстановиться. Для небольшой фирмы лишиться двух-трех контрактов кряду уже равнозначно смерти. Ресурс ошибок меньше, а качество персонала хуже. Придется больше доверять системе.

Наталья Касперская:
«Суть не в бирже, а в ИТ-бюджетах»

— Вначале о фондовом рынке в целом. Вообще говоря, я не вижу серьезных объективных причин для резкого падения рынка. Что, нефть стали меньше покупать? Что, компании перестали продавать товары? Или наша экономика прекратила свой рост? Что такое произошло ужасное, чтобы рынок так падал? Мне кажется, в большой степени это паника, которая охватила инвесторов при виде событий в Америке и в Европе. Они автоматически переносят свои страхи на Россию. Паника идет волнами, поэтому рано или поздно инвесторы осознают это, и рынок войдет в свое русло. В общем, прошлая неделя, когда индекс РТС вновь стал расти, как раз говорит об этом. Потому я придерживаюсь мнения, что кризис не может быть затяжным. Если, конечно, не произойдет усугубляющих событий.

Пока сложно сказать, как все это отразится на ИТ-рынке. В нашей стране довольно трудно получить необходимую информацию, так как нет специальной ИТ-биржи. Но, судя по NASDAQ, рейтинги ИТ-компаний упали меньше, чем рынок в целом. Хотя, разумеется, и они не избежали потери капитализации. Думаю, что-то похожее происходит и в России. Публичные ИТ-компании пострадают из-за общего снижения индекса, вернее, даже не они сами, а их инвесторы. В то же время у компаний, акции которых падают по какой-то другой причине (например, в силу общей неэффективности), появится отличное объяснение этому падению — весь же рынок падает.

Однако последствия для рынка могут быть не столько в потере капитализации компаний ИТ-сегмента, сколько в долгосрочных потерях типа сворачивания бюджетов на ИТ. Надо понимать, что ИТ — не самостоятельная странообразующая отрасль, а отрасль зависимая. Если рынок в целом падает, то и рынок ИТ, как часть этого большого рынка, тоже неизбежно будет сужаться.

Кто пострадает в первую очередь? Мне представляется, что кризис может повлиять на компании (в том числе на те, что занимаются системной интеграцией), которые работают в крупном сегменте, особенно в банковском, так как очевидно, что бюджеты на ИТ в этом сегменте будут урезать, не говоря уже об исчезновении клиентов с рынка из-за поглощения или банкротст­ва. Проблемы возникнут у организаций, требующих солидных оборотных средств для ведения бизнеса, например у розничных сетей. Далее могут пострадать дистрибьюторы, поскольку они работают на низкой марже. Менее всех, по моему мнению, кризис должен коснуться производителей. Хотя, конечно, производители банковского софта вряд ли останутся без потерь. Для компаний же, работающих в сегменте среднего и малого бизнеса, кризис может стать хорошей возможностью продвинуться, пока игроки в крупном сегменте разбираются со своими проблемами.

Наша компания кризиса пока не ощутила. Это несмотря на то, что InfoWatch («дочка» «Лаборатории Касперского», специализирующаяся в области информационной безопасности. — Прим. ред.) вообще работает только в крупном корпоративном сегменте. Ни один из наших клиентов не отказался продлить контракт и не заявил о замораживании бюджетов. Сами мы в банковских дотациях, слава богу, не нуждаемся — наша зависимость от кризиса в этом смысле минимальна. Мы продолжаем наращивать продуктовое предложение, готовим выход на международные рынки, развиваем технологическое направление То есть занимаемся классической диверсификацией рисков. В этом смысле нашу деятельность можно отнести к антикризисной. Вообще, любой кризис — это отличная возможность. И этот случай — не исключение.

Дмитрий Гришин:
«Аналитиков не слушаем, смотрим на Америку»

— Что будет с рынком? Вы знаете, что самые умные и разбирающиеся в экономических тенденциях люди работали в инвестбанках. Это были сливки сообщества аналитиков, the best во всех смыслах. Они лучше всех понимали, что будет дальше. И вот где сейчас эти банки?

Вывод из этого только один. Уровень неопределенности на рынке высок. Нам в этой ситуации пока немного проще. Мы не используем заемные средства деньги. И, как прибыльная компания с высокой маржой, не переживаем. Но это не значит, что на рынке не будет потрясений. Суммарный рекламный рынок, в том числе его Сетевая часть, — это всего лишь часть общеэкономический системы. И уровень определенности на нем не выше, чем в экономике в целом, поэтому и предсказать его развитие довольно сложно. Единственное, что можно сделать, — посмотреть на мировой опыт. Я недавно вернулся из Америки, и там абсолютно ясна одна тенденция. Из всех рекламных каналов заказчики оставляют только самые эффективные. Единственная причина, по которой некоторые медиаканалы еще получают бюджеты, — это консерватизм рекламодателей, вот как раз его падение рынков существенно подорвет. Я считаю, что в процентном отношении доля Интернета только вырастет.

Пока на нашем рынке серьезных перемен нет. Да, некоторые банки сняли бюджеты. Раньше у нас среди активных рекламодателей были ПИФы — сейчас их нет, но они и не составляли суммарно большой доли.

В этих условиях будем продолжать региональное развитие, в идеале закроем все города-миллионники. Мы начинаем понимать, как устроены региональные рынки, сколько юзеров, каковы предпочтения рекламодателей и т. д.

Произойдет ли передел рынка в пользу федеральных игроков? Явно, что, приходя на локальные рынки, федеральные игроки будут забирать часть денег. Потому что сейчас многие регионалы зарабатывают только за счет близости к рекламодателю. В некоторых регионах федералы займут большую часть, в других сильные местные игроки сохранят свою нишу. Произойдут поглощения. Теоретически, мы тоже рассматриваем подобные варианты, хотя пока через собственные офисы развиваться эффективнее. Покупать региональную почту неинтересно, а вот, например, вариант с локальным работным сайтом с качественной базой ваканский, которая не заменяет, а дополняет федеральную, стоит рассмотреть.

Валерий Чернышев:
«Мы уже привыкли к хорошему»

— На бизнес операторов связи и нашей компании в том числе финансовый кризис существенно не повлиял — люди продолжают разговаривать, отправлять SMS, качать мегабайты трафика. Даже отмечается рост спроса на услуги широкополосного доступа в Интернет — сказывается начало делового сезона. Люди продолжают общаться в любых условиях, даже кризисных. В этом смысле доходы от услуг связи можно считать «защищенными».

В перспективе ключевые тенденции также не изменятся. Мобилизация и дальнейшее проникновение широкополосного доступа в Интернет (по различным технологиям) не остановятся. Будет расти не только количество подключенных пользователей, но также их запросы по скорости передачи данных (тенденция, конечно же, на увеличение скорости) и по качеству услуг. Эти тенденции ничто не сможет повернуть вспять. Сложно представить, что человек пользовался безлимитом на скорости 1 Мб/с, а тут из экономии перешел на коммутируемый доступ в Интернет. К хорошему быстро привыкаешь. Аналогично вряд ли откажутся от VPN корпоративные клиенты. Негативно на потреблении услуг связи могли бы сказаться, например, массовые увольнения и существенное падение доходов населения, но, будем надеяться, до этого все-таки не дойдет. К тому же на услуги связи (все услуги, все операторы) население УрФО и Пермского края тратит примерно 2,7% своего месячного дохода, так что это не та статья затрат, которая сильно влияет на семейный бюджет.

Другое дело — финансовый менеджмент. Кризис ликвидности приводит к дефициту заемных ресурсов, особенно на длительные сроки, и росту процентных ставок. По сравнению с прошлым годом предлагаемые банками процентные ставки выросли в 2-2,5 раза. Соответственно встает вопрос окупаемости вложений. Думаю, все компании будут пересматривать свои инвестиционные проекты в связи с удорожанием заемных средств. Наш инвестиционный план на 2009 г. мы формируем таким образом, чтобы профинансировать его за счет собст­венных источников, без привлечения внеш­них заимствований. Прежде всего приостановим проекты с качественной отдачей, которые не приводят к увеличению выручки и развитию бизнеса. К таким проектам, в частности, относится цифровизация сетей местной телефонной связи. «Уралсвязь­информ», кстати, обладает одним из самых высоких уровней цифровизации по сравнению с другими компаниями связи (около 80% на конец 2008 г.).

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестнаВ доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.