«Айтишников» — в топ-менеджеры!
Информационные технологии из конкурентного преимущества превращаются в обязательный атрибут бизнеса. Однако эффективность работы ИТ-службы зависит от ее авторитета в компании и взаимодействия с рук
Информационные технологии из конкурентного преимущества превращаются в обязательный атрибут бизнеса. Однако эффективность работы ИТ-службы зависит от ее авторитета в компании и взаимодействия с руководителями (собственниками) предприятия.
Как службе ИТ поднять свою роль в управлении предприятием?
Роль информационных технологий в развитии бизнеса понимают все. Но в ряде случаев приходится сталкиваться с ситуацией, когда ИТ-службе на предприятии отводится второстепенное значение. Например, руководитель ИТ-службы может находиться в подчинении у главного бухгалтера, который в управлении таким «непрофильным» активом нередко руководствуется решением частных задач.
В результате ИТ-служба фактически не имеет полномочий и возможностей для решения стратегических задач компании. Она рассматривается не как подразделение, приносящее доход за счет осуществления эффективных проектов, а как затратная часть в бюджете предприятия. Руководители ИТ-служб в большей степени обеспокоены проблемами, как выбить деньги на новые компьютеры и обосновать необходимость приема еще одного человека, а не воплощением эффективных проектов.
Почему принижается значение ИТ для бизнеса?
Таких причин на самом деле несколько. Многое зависит от личности руководителя ИТ, его опыта и авторитета на предприятии. Конечно, авторитет можно заработать, успешно осуществив комплексные проекты. Вот здесь и возникает ряд проблем.
На предприятиях годами формировалась психологическая атмосфера, когда инициатива наказывалась. И некоторые руководители ИТ, несмотря на желание привнести в работу фирмы новые технологии и проекты, задумываются об ответственности за эти инициативы. Определить прямой эффект от внедрения информационной системы — сложно (по данным средств массовой информации, иногда расчет эффективности может оказаться даже дороже, чем стоимость самого ИТ-проекта). Поэтому руководителям службы ИТ выгоднее, чтобы в итоге инициация проекта шла со стороны высшего руководства.
В то же время ИТ-проекты, охватывающие ключевые участки производственной деятельности, связаны с высокой степенью риска и ответственности. Управление рисками проекта предполагает анализ осложнений, с которыми мы можем столкнуться. Необходимо открыто заявлять об этом и грамотно разрабатывать мероприятия по предотвращению или снижению их влияния на успешность выполнения проекта.
Поднимайте статус ИТ-отдела
По-настоящему плодотворное сотрудничество ИТ и бизнеса начнется тогда, когда начальник отдела информационных технологий войдет в состав топ-менеджмента предприятия. Руководитель службы ИТ может, например, непосредственно подчиняться генеральному директору, но при этом занимать должность директора по ИТ.
В таком случае топ-менеджеры сферы ИТ глубже поймут потребности бизнеса, будут ясно представлять стратегию развития компании и участвовать в ее формировании. Информация пронизывает все сферы деятельности бизнеса, а значит, ИТ-служба должна разбираться во всех технологических и бизнес-процессах предприятия.
Директор по ИТ будет разрабатывать информационные технологии совместно с руководителями служб — заказчиков проектов. Например, для корпоративных систем управления проектами к заказчикам можно отнести технического директора, директора по развитию, директора по инвестициям, директора по капитальному строительству. Благодаря такой структуре ИТ-служба сможет занять активную позицию, участвуя в развитии основного бизнеса.