Александр Доросинский нацелился на сельское хозяйство
Александр Доросинский, президент компании «SIMфония», намерен запустить сельскохозяйственный проект. Сотового ритейлера в первую очередь интересует животноводство, но он не исключает, что в дальней
Как заявил Александр Доросинский, его компания скорее всего станет девелопером проекта. Владеть животноводческим комплексом для него не принципиально: не исключено, что агробизнес будет формироваться под конкретного инвестора. «Я знаю, что есть крупные предприятия, которые в рамках диверсификации хотели бы вложить деньги в готовый сельскохозяйственный проект. Пока на рынке такого рода девелопмент никто не предлагает — всем кажется, что город наиболее инвестиционно привлекателен. Я же вижу, что мегаполис сильно переоценен, в то время как на территориях с огромным потенциалом люди спиваются от безделья, и хочу эту ситуацию изменить», — говорит владелец «SIMфонии».
По словам г-на Доросинского, команду проекта составят маркетинговые аналитики, разработчики, внедренцы и исполнители. Бизнесмен утверждает, что ключевое в цепи — владение технологией (как способ контролировать бизнес) и поиск под нее инвестиций. Александр Доросинский: «Предположим, на рынке нехватка качественной баранины, какую австралийцы производят. Вложения могут составить десятки миллионов долларов — мне одному такое не потянуть. Моя задача — подобрать инвестора. Я уже сейчас знаю несколько западных компаний, которым интересен агробизнес на Урале: колхозные земли пока стоят копейки, а потребность области в продуктах, выращенных здесь, колоссальна. Чтобы мясо было качественным, я покупаю технологию выращивания овец у австралийцев, ставлю на нашей земле и адаптирую к нашим условиям. Все — цикл завершен». Как говорит г-н Доросинский, эффективность проекта должен обеспечить комплекс сельхозпроизводств: просто фермой, построенной на купленной в области земле, дело не обойдется — бизнесмену интересно создавать собственную кормовую базу, выращивать овощи, может быть, заняться частичной переработкой. По мнению владельца «SIMфонии», подобные вопросы может решить покупка колхоза.
Имена потенциальных партнеров Александр Доросинский предпочел не озвучивать, ссылаясь на то, что, назвав их, он даст возможность скопировать бизнес. Сообщил лишь, что пока не видит инвесторами банки, потому что они в большей степени ориентированы на короткие деньги, тогда как проект достигнет точки безубыточности спустя 2,5-3 года.
Сергей Емельянов, генеральный директор ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший Вкус»1, считает, что интерес к животноводству предпринимателей, далеких от агробизнеса, вполне обоснован: «Внутренний рынок до 2009 г. защищен импортными квотами, спрос опережает производство, цены на мясо ежегодно растут на десятки процентов, а стоимость зерна в прошлом году падала: рентабельность производства свинины и мяса птицы в 2005 г. составляла 30-40%. Привлекательности добавляет поддержка Минсельхоза, субсидирующего 2/3 процентной ставки по кредитам для мясопроизводителей».
По данным генерального директора ГК «Росток» (поставщик мяса-сырья) и президента Уральского мясного союза Вадима Медовикова, многие крупные мясопереработчики ближайших регионов занимаются производством мяса-сырья: «Омский бекон» в Сибири, «Ариант» в Челябинской области. Есть данные, что Сибирская аграрная группа (Томск) собирается строить крупный свинокомплекс в Свердловской области.
Эксперты считают, что сегодня свиноводство — часть приоритетного национального проекта развития агропромкомплекса РФ. Объем объявленных инвестиций в эту отрасль перевалил за $1 млрд, по словам аналитиков, многие бизнесмены стремятся в этот сектор из-за шанса освоить государственные средства2. Однако Александр Доросинский категорически отверг эту версию, сославшись на то, что его возможностей и средств явно недостаточно, чтобы пролоббировать свой проект в госструктурах. «Мы рассчитываем только на свои силы и поддержку инвесторов», — подчеркнул
г-н Доросинский.
По словам специалистов, рынок готов воспринять любой объем поставок. Вадим Медовиков: «Ниша по производству мяса сейчас пустая, даже с учетом того, что появляются новые крупные игроки. В июне мы открываем крупный хладотерминал и будем готовы покупать у местных производителей любые объемы мяса, конкурентоспособного по цене и качеству. Пока эти параметры оставляют желать лучшего, многие хозяйства сейчас стараются модернизировать технологию, улучшают племенное стадо — посмотрим, что будет. Если на местном рынке появятся новые игроки с качественным сырьем, мы будем только «за».
Сергей Емельянов уверен, что на селе можно построить передовое хозяйство, однако, по его мнению, перед бизнесменами встанет кадровый вопрос. Г-н Доросинский при развитии агробизнеса рассчитывает как на членов своей команды, так и на местных жителей: «Напрасно считают, что в деревнях живут алкоголики и тунеядцы, там хватает образованных и толковых людей, способных стать управленцами, со своей спецификой, конечно. Председателя нужно ввести в разработанную моей командой систему контроля и управления, а дальше все зависит от его умения разговаривать с мужиками и от размеров его кулаков».
Вера Чичкина, главный технолог ОГУП «Птицефабрика «Свердловская»3, сомневается в том, что сельхозпредприятием возможно управлять дистанцированно: «Я знаю много примеров, когда инвестор, вложившись в хозяйство, поручал управление местным или приглашенным директорам. Практически все они говорят: если хозяин сам не руководит на месте, его деньги рано или поздно «зароют в землю» и найдут массу объективных причин остаться невиноватыми».
Помочь в успешном развитии агропроекта, по словам г-на Доросинского, должно создание консалтинговой компании, специализирующейся на рынке недвижимости. Сферу приложения ее сил глава «SIMфонии» пока скрывает. Известно лишь, что консультациями только по новому проекту консалтеры не ограничатся — компания будет также работать на открытом рынке, предположительно для столичных инвесторов. Специалистов для консалтинга предприниматель намерен вырастить сам. Как утверждает г-н Доросинский, фирма будет нести материальную ответственность за каждый свой совет по проекту: «Если мы уверены, что проект по недвижимости востребован рынком, сами его разработали, просчитали и нам дали возможность контролировать его реализацию, значит, мы ответим за каждую цифру. Для этих целей будет создан специальный страховой фонд».
Николай Сергеев, генеральный директор управляющей компании «Норан», полагает, что подобные услуги в консалтинге еще никто не оказывал и они были бы востребованы рынком. Однако он сомневается в реальности заявки: «Успешный консалтинг — это шоу, умноженное на авторитет команды или личности, его предлагающей. Чтобы человек без имени на рынке недвижимости собрал специалистов, за чьи советы можно было бы ручаться деньгами, — я таких случаев не знаю. Классных консультантов крайне мало, они стоят дорого, минимальный срок подготовки такого профессионала — три года». Кроме того, г-н Сергеев полагает, что размер страхового фонда должен составлять примерно половину стоимости проекта коммерческой недвижимости, а примеров привлечения страховой компании к обеспечению рисков оперативной деятельности в строительстве или управлении недвижимостью в России пока не было.
Текст: Богдан Кульчицкий. dk@apress.ru