Александр Комиссаров, «Мегамарт»: «Оптимизм аналитиков ТПП России не обоснован»
Уральские ритейлеры не согласны с выводами ТПП России, что потребительский спрос может стать драйвером экономического роста в стране. Оснований для таких выводов нет, говорят они.
Роль конечного потребления домашних хозяйств — главного драйвера экономического роста во всех развитых странах — в России недооценена, полагают авторы аналитической записки «Потребительский рынок России: итоги 2014 года, перспективы на 2015 год». По сравнению с европейскими странами, жители России хуже питаются (потребляют меньше молочных продуктов, мяса, фруктов и овощей) и реже покупают вещи длительного пользования (автомобили, бытовая техника). Но возможности для приобретения материальных благ еще остались, полагают аналитики Торгово-промышленной палаты России.
Первый источник — это финансовые средства на банковских депозитах и в наличной форме (около 20 трлн. рублей у примерно трети населения). Второй источник — стабильные доходы бюджетников, позволяющие им и дальше брать потребительские кредиты (потенциал — около 2 трлн. рублей). Последней категорией населения, способной раскачать спрос, эксперты ТПП считают людей, живущих за чертой бедности (около 11% населения страны). Их вкладом в рост потребления должна стать государственная помощь (продовольственные карточки, индивидуализированные пособия и дотации), которую они обменяют на вещи и продукты питания. «Главное, чтобы выделяемые средства не размазывались безадресно копеечными суммами по значительному количеству попадающих в какую-либо категорию граждан», считают авторы аналитической записки.
Однако ритейлеры Екатеринбурга не разделяют точку зрения авторов аналитической записки, полагая. что потребительский спрос — только один из драйверов экономики, причем не самый главный.
«Оптимизм абсолютно не обоснован, так как определенная структура питания у жителей страны сложилась, и за последние шесть месяцев потребление продуктов сокращалось, — говорит Александр Комиссаров, директор дивизиона «Мегамарт» ГК «Дикси». — Мы видим два фактора: снижение объемов покупок и переход на более дешевый ассортимент. Эти два тренда формируют отрицательную динамику. На потребительские кредиты я бы тоже не рассчитывал. По официальным данным, население и так перекредитовано — просроченная задолженность растет, значит, люди не успевают обслуживать свои займы. И, наконец, у меня нет информации о том, что государство собирается вводить новые пособия и дотации для бедных. Было бы странно рассчитывать, что им дадут денег, и они станут драйверами экономического роста. Стимулировать и напитывать покупательский спрос может только изменение макроэкономической ситуации в стране».
Впрочем, авторы записки и сами признают: «Экономический рост на основе существующей модели, основанной на излишней монополизации большинства отраслей, устаревшей управленческой стратегии «приватизации прибылей и национализации убытков», всепроникающей коррупции, крайне медленно трансформируется в рост благосостояния населения».
В свою очередь DK.RU писал, что в начале года объем потребления в Свердловской области сократился до рекордного значения за последние 5 лет. в феврале усилилось падение динамики потребления продуктов питания — на 7,9% и непродовольственных товаров — на 7,7%. При этом впервые за последние два года в регионе вырос объем просроченной задолженности по кредитам физических и юридических лиц — сразу до 39%.