Александр Лысяков: Чтобы выковать новую жизнь, сменил фамилию
Лауреат многих российских и зарубежных фотовыставок. Увлекался живописью. Но в 1982 году Александр решил совместить творчество и бизнес – создал артель «Кузнецы». Сегодня у Лысякова пять кузниц.
Лауреат
многих российских и зарубежных фотовыставок. Увлекался живописью. Но в 1982
году Александр решил совместить творчество и бизнес – создал артель
«Кузнецы». Сегодня у Лысякова пять кузниц. Его корпоративные заказчики –
Верхотурский мужской монастырь, зоопарк Екатеринбурга, торговый центр «Мытный
двор», нескольких крупных уральских банков. Удостоен звания почетного академика
ЮНЕСКО по кузнечному делу.
Александр
Лысяков
владелец артели
ООО «Кузнецы»
Я знаю, что все мои программы молодости потерпели фиаско. Ведь есть мечты,
а есть предчувствия. Например, я летчиком хотел стать. И стал бы им, конечно,
будь я поупрямее: мечта ведь ориентирует на конечную цель. Я же постоянно
стараюсь усложнить свою жизнь, сделать ее ярче. Мечтал ты о чем-то там, в
прошлом, а до сих пор идешь к нему, своему заветному, никуда не сворачивая, не
изменяясь. А тебе, может быть, это уже и не нужно, но ты как танк идешь к
эфемерной цели. Сейчас я могу точно сказать, что человек должен жить по законам
своих предчувствий. Я прислушиваюсь к себе, и это помогает мне создавать вокруг
именно тот мир, в котором мне комфортно здесь и сейчас. Вот и получается, что
моя жизнь оказалась намного ярче и многограннее задуманного.
В 33 года я, не оглядываясь, ушел работать в кузню, оставив работу
фотографа и художника, некую стабильность – это была предопределенность.
Сначала я думал, что это навязчивая идея. А оказалось – судьба. Весь мой
путь до этого, жизнь «как у всех», стал воспринимать как подготовительный этап
к этому решению. Я даже фамилию к тому времен поменял – настолько новым
был для меня этот виток жизни. К переменам я внутренне действительно готовился
не один год. И когда время пришло, я ушел, но ушел с верой! У меня внутри все
сияло, глаза горели, потому что я знал, что мне это нужно. Я и людей, с кем мы
вместе первую кузню начали строить, смог зарядить. Мы строили с таким
воодушевлением, будто делаем благое и великое дело. Когда один человек упал со
стропил и сломал ногу, он переживал не за ногу, а за наше дело.
Все свои кузницы я строил с нуля.
Там не было ничего, только стены. А еще чудесный пейзаж. Я никогда не хотел
работать среди деревьев, но всегда стремился жить в красоте. В докузнечные
времена я занимался живописью, у меня была известность. Уйдя в новое дело, я
продал свои картины. Сожаления не было – это же прошлое, настоящим стала
моя идея – реализовать свой художественный дар через огонь и тяжелый
физический труд. На вырученные от картин деньги я купил железо и покрыл им
крышу кузницы. Посмотришь со стороны – обыкновенная крыша, таких сотни, но
я-то знаю, что кузницу эту защищают от непогоды мои картины.
Как-то хотел напротив одной из
своих кузниц часовню построить, но потом подумал – ну зачем мне часовня?
Она уже есть!!! Это здание моей кузни. Здесь раньше был магазин, представляете,
какое это нахоженое место! Сюда подъезжают машины, заказчики мои – люди
небедные, иногда охрана оцепляет все помещение по периметру. Чего они боятся?
Посещали нас и рэкетиры, требующие денег, приходили к нам и набожные люди,
желающие общаться с близкими к природе людьми, были здесь и священники, с
которыми мы вместе реставрировали храмы. И с каждыми нужно найти общий язык, в
каждом – увидеть человека. Кузнец – он должен еще и психологом быть,
понять, зачем человек пришел к тебе, сделать так, чтоб он поверил тебе.
Все, что мы делаем в нашей
кузне – делается с верой. В первые же дни существования артели я сделал
ложку из нержавейки. Сейчас я ем этой ложкой. И я верю, что пока она у меня, я
всегда буду сыт, и все, кто в команде со мной – не будут бедствовать.
Совсем недавно я выковал примерно такую же, из обыкновенного материала, темного
от обжига. Она стоила как алюминиевая. А я выставил ее в одном из салонов за
две тысячи рублей. И представляете, ее купили на второй день!!! Оказывается,
дело не в том, сколько она стоит, а в том, что человек (не штамповочная машина)
сделал ее, чтобы родить некую веру. Веру в еду, в ее полезность. И покупатель
на совершенно диком, зверином уровне это понял и заплатил деньги. Я смеялся
потом, но с другой стороны, я понимаю, не сделай я тогда, в первые дни, такой
ложки – вообще бы ничего не было. С потерей таких вещей исчезает некая
энергия этого места.
Те, кто ее чувствует, остается
здесь.
Люди приходят в артель сами, их никто не приглашает. Я же стараюсь сделать так, чтобы каждый в работе нашел что-то свое. Не понимаю я труда только ради денег. Но чтобы творить, нужен простор мыслям. Если я буду думать о том, чем мне семью одеть-накормить да с людьми расплатиться, получится шедевр? Я понимаю, что само по себе кузнечное дело, как и любое другое, не сделает нас людьми обеспеченными. Поэтому я сконструировал весь бизнес-процесс в соответствии с моим пониманием: серьезные заказчики, комплексные и индивидуальные проекты, уникальное предложение и традиционность всего производственного процесса, обеспечение возможности творить с легким сердцем. В самой работе я иду по естественному пути: и сто лет назад был огонь, тот же молот и наковальня, материал. Баня, кони, водоем, тяжелая физическая работа – это правильно для кузницы. Считаю, что все это во много раз современнее самого стильного и технично оснащенного офиса. Технологии – это же временные формы. Они устаревают быстрее моды.
Люди приходят в артель сами, их никто не приглашает. Я же стараюсь сделать так, чтобы каждый в работе нашел что-то свое. Не понимаю я труда только ради денег. Но чтобы творить, нужен простор мыслям. Если я буду думать о том, чем мне семью одеть-накормить да с людьми расплатиться, получится шедевр? Я понимаю, что само по себе кузнечное дело, как и любое другое, не сделает нас людьми обеспеченными. Поэтому я сконструировал весь бизнес-процесс в соответствии с моим пониманием: серьезные заказчики, комплексные и индивидуальные проекты, уникальное предложение и традиционность всего производственного процесса, обеспечение возможности творить с легким сердцем. В самой работе я иду по естественному пути: и сто лет назад был огонь, тот же молот и наковальня, материал. Баня, кони, водоем, тяжелая физическая работа – это правильно для кузницы. Считаю, что все это во много раз современнее самого стильного и технично оснащенного офиса. Технологии – это же временные формы. Они устаревают быстрее моды.
Считаю, что нужно выбирать не
стильное, а комфортное. Я езжу на «Лендровере», потому что он мне нравится по
форме, мне в нем удобно. Но я не люблю работать на компьютере: он всех
усредняет. Я его не отрицаю, но воспринимаю как телефон, как подручное
средство. К нему можно привыкнуть, а вот к живому человеку – нельзя, он
всегда разный. Я живу сегодняшним днем и потому я – современен. Почему мы
всегда ищем ответы на свои вопросы в прошлом, ориентируемся на чей-то опыт,
прислушиваемся к мнениям, высказанным когда-то? Прошлое ничего не решает. В
настоящем их надо искать, в одной секунде, в самом себе. Это дает свободу.
А в своем настоящем я
опять слышу тот же звоночек, что и 30 лет назад. И это говорит о возможных
переменах. Быть может, близок переход на другой, более сложный, уровень. Я хочу
ответить на свои предчувствия, как уже не раз отвечал. Но пока это выражается
лишь в одном – я всем говорю, что сам себя уволил, хотя на работу прихожу
исправно. Я еще внутренне не готов следовать подсказкам своего ума (а
предлагает он мне замечательные вещи). Но я соглашусь только на то, что я не
знал раньше, и пойду только туда, где количество тайны будет большим. Как
пример, конечно, но я бы выбрал путь моряка. Мое ремесло – это мое
творение, мой ребенок, который уже вырос и стал достойным человеком. А мне надо
идти дальше, идти «с пустыми руками», чтобы заново что-то создать.
Правила
Условия для того, чтобы получать радость от бизнеса
и жизни
1. Всему нужен
энергетический фундамент. Когда я
задумываю освоить новое место, построить новое здание, я будто хочу жениться на
всем этом, стараюсь сохранить гармонию этого пространства. Конечно, хорошо
получать в наследство какоето дело, какоето оборудованное помещение, но чегото
не произойдет. Не будет внутреннего энергетического фундамента.
2. Если хочешь чтонибудь сделать в этой жизни, то делай это сам. Почему я до сих пор около
молота и наковальни? Даже имея возможность просто управлять технологией,
необходимо другим показать, что ты сам можешь. Это важно. Нельзя передать
другому человеку свои желания и умения настолько, насколько ты сам это можешь
сделать.
3. Один
день – как целая жизнь. Чтобы
не было стыдно. Рассматриваю утро как рождение и вечер как закат жизни. Это
дает возможность понять себя. Всю жизнь тяжело прогнозировать, а день –
его видно, и отдача ему должна быть максимальна.
4. Выбирать только
натуральное. Я люблю настоящее
общение, натуральные технологии. Такие стихии, как удар, как огонь, вода, как
физическая работа, натуральный пот, простая еда, понимание чужого горя,
радости, – они вечны.