Александр Мишарин: Больше инвесторов
Полтора года назад Александр Мишарин выступил в «ДК» и назвал несколько основных, по его мнению, ориентиров для области (см. «ДК» № 16 от 4 мая 2010 г.). Главный его вывод — кризис вынудил менять с
Полтора года назад Александр Мишарин выступил в «ДК» и назвал несколько основных, по его мнению, ориентиров для области (см. «ДК» № 16 от 4 мая 2010 г.). Главный его вывод — кризис вынудил менять структуру экономики. Одна из причин — область по показателям инвестиционной деятельности стоит в шестом десятке российских регионов. На примерах последнего года г-н Мишарин рассказал «ДК», за счет чего он намерен переломить ситуацию.
Полтора года назад вы говорили «ДК», что кризис привел и власть, и бизнес к неизбежности инноваций. Для частных компаний это справедливо. А к каким действиям кризис подтолкнул регион? Его экономика по-прежнему базируется на металлургии.
— На самом деле антикризисные меры как раз связаны с формированием новой экономики — рыночной, но более защищенной от колебаний рынка. Главная цель (я ставил такую задачу) — сформировать запас прочности. Чтобы экономику не трясло, если нестабильны внешние рынки. Один из страховочных механизмов — публично обсуждать самые важные документы. Так принималась Программа социально-экономического развития области до 2015 года: мы обратились к опыту промышленников, к мнению экспертов. Кстати, получили десятки ценных предложений — и они вошли в окончательный текст программы.
То есть раньше мнение бизнеса не учитывалось?
— Скорее, мы лишний раз убедились, что полезно прибегать к помощи коллективного разума.
А он подсказывает какие-то принципиально новые решения?
— Да. Например, идею кластерной организации производства подали промышленники. Серьезный бизнес готов работать в рамках кластеров. Да и принудительно такие вопросы не решаются, я вас уверяю.
Раньше регион ориентировался не на кластеры, а на создание отдельных технопарков. Чем плоха эта идея?
— Будем честны. Прежняя модель экономики Свердловской области устарела. Чтобы создать зоны опережающего развития — а мы именно этого хотим, нужны современные формы взаимодействия предприятий. Все предпосылки для кластерного развития промышленности на Урале есть: высокая концентрация производства, наличие производственных ядер, развитая кооперация, ресурсы, научно-технологическая база Я могу долго перечислять. Крупные кластерные проекты — биомедицинский, химический, трубный и другие — усилят конкурентные преимущества уральских заводов. Но мы не отказались от развития технопарков. Эти две модели будут действовать одновременно.
Какие проекты приоритетны для привлечения внешних инвесторов?
— Давайте по порядку. Мы заинтересованы в любых, в том числе иностранных инвесторах. У нас, к сожалению, пока не самые хорошие показатели инвестиционной деятельности: 51-е место среди субъектов РФ, или, если так понятнее, 12 копеек инвестиций на рубль отгруженной продукции в промышленности. Норма инвестиций, их отношение к внутреннему региональному продукту, составляет около 25%. А должно быть — 35-40%.
Приоритетных направлений, которые мы готовы предложить инвесторам, несколько. Это и туристско-рекреационная зона «Духовный центр Урала» в Верхотурье, и биомедицинский кластер: он ориентирован на выпуск лекарств нового поколения и медтехники по евростандарту GMP. Один из главных проектов — особая экономическая зона «Титановая долина» в Верхней Салде. Я считаю прошлогоднее решение Владимира Путина создать эту ОЭЗ историческим. Оно определило одно из направлений развития региона на много лет вперед.
Иностранные компании, которым в апреле презентовали концепцию ОЭЗ, отнеслись к ней с осторожным интересом: в «Титановой долине» нет инфраструктуры.
— Это вопрос времени. Переговоры с зарубежными инвесторами продолжаются, мы чувствуем серьезный интерес к проекту. А 17 августа была одобрена регистрация первого резидента ОЭЗ — ООО «ВСМПО — Новые технологии». Компания пошла на наше условие: в обмен на огромные налоговые преференции в первые три года обеспечить объем капитальных вложений не менее чем 3 млн евро. В целом же участвовать в «Титановой долине» могут любые промпредприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Александр Мишарин много лет проработал в структуре РЖД и Свердловскую область в своих речах любит сравнивать с локомотивом. Железнодорожное прошлое губернатора вспомнили, когда здесь прописалась «дочка» РЖД, крупнейший грузовой оператор — Вторая грузовая компания (ВГК), которой на первое время дали огромные налоговые льготы. Теперь г-н Мишарин мирит ее с промышленниками. И ждет, что вслед за ВГК в перевозки и логистику придет вторая волна инвесторов — компании поменьше.
Регистрацию на Урале «дочки» РЖД, Второй грузовой компании, называют вашей личной победой.
— Меня куда больше радует то, что вслед за ВГК — и это совершенно точно — в регион пойдут крупные транспортные, логистические, перевозочные компании. Но не только они. Например, концерн «Оптические системы и технологии», в состав которого входит УОМЗ, пришел в область как налогоплательщик уже после ВГК. Будут и другие крупные структуры.
Чем вы собираетесь их привлечь?
— Практика показывает, что активность инвесторов лучше всего стимулируют налоговые льготы. Например, для вновь созданных в Свердловской области организаций с уставным капиталом не менее 10 млн руб. действует льготная ставка по налогу на прибыль — 13,5% в течение пяти налоговых периодов подряд. Компании, которые наращивают основные фонды в регионе, освобождаются от части налога на имущество. Аналогично — на три периода подряд — этот налог отменяется для организаций, вводящих в эксплуатацию железнодорожные грузовые вагоны. Эти преференции, кстати, и позволили привлечь Вторую грузовую компанию. Общий объем ее парка должен составить более 180 тыс. вагонов. Когда льготный период истечет, эти вагоны принесут бюджету области 4,2 млрд руб. налога на имущество. А с 2014 г. — более 5 млрд.
Но пока промышленники чаще ругают ВГК: масса нареканий к тому, как организованы перевозки, не хватает вагонов. Какой выход вы видите?
— Кто же будет спорить с тем, что нужно сокращать простои и порожние пробеги вагонов? Власти тут выступают посредником: я, в частности, дал поручение премьеру Анатолию Гредину регулярно проводить встречи промышленников с руководством СвЖД, Первой и Второй грузовых компаний, держать этот вопрос на контроле. Железнодорожникам мы предложили создать пилотную версию электронной площадки, где будет полная информация и о тех, кто распоряжается вагонами, и о грузовладельцах. И думаю, что нехватка вагонов перестанет быть такой острой, когда закончится передача подвижного состава от ОАО «РЖД» компаниям-операторам. В том числе ВГК.
Уральские предприятия годами жалуются на дефицит мощностей. Вы в начале 2010 г. заявили, что проблема энергоэффективности — в приоритете. Что-то изменилось за полтора года?
— Это типичная проблема старопромышленного региона. Жизнь показала, что бесконечно наращивать энергомощности слишком дорого. Поэтому стратегия, прописанная в областной программе по повышению энергоэффективности, двойная: не только строить мощности, но и проводить жесткую экономию.
К 2020 г. мы собираемся снизить энергоемкость ВРП на 42%. То есть почти вдвое. К этому сроку общая экономия, по нашим расчетам, составит порядка 280 млрд руб. В прошлом году на реализацию программы потрачено 12,7 млрд руб., а сэкономить удалось более 4,5 млн т условного топлива.
Далеко не все бизнесмены готовы потратиться на энергосберегающие технологии.
— Как посмотреть. Промышленные предприятия, особенно крупные, переходят на них охотно. В сфере ЖКХ, в жилом фонде приборы учета массово устанавливают. А мы в этом вопросе начали с себя: все без исключения здания, где размещаются органы власти Свердловской области, оснащены приборами учета — всего их около 9 тыс. Экономию ощутили сразу. Поэтому в 2011 г. я поставил аналогичную задачу перед руководством муниципалитетов.
В жилищном строительстве пилотной площадкой по энергосбережению стал екатеринбургский район Академический. Его жители уже платят за ЖКХ ниже общегородского норматива в среднем на 33%.
С энергосбережением понятно. А что с вводом новых мощностей?
— В большой энергетике произошло событие, какого не было с начала 1980-х гг. На Среднеуральской ГРЭС запущен парогазовый блок на 410 МВт. Это первая газовая турбина нового поколения в энергосистеме Свердловской области: с повышенной надежностью, с высокой степенью автоматизации. Она соответствует современным экологическим требованиям. Запуск стал возможен благодаря сотрудничеству с российско-итальянским предприятием «Энел ОГК-5». А на «ИННОПРОМе-2011» мы договорились с ним о следующем проекте — реконструкции Рефтинской ГРЭС.
Для чего реформировать ПТУ
Стремление Уральского федерального университета и других вузов набрать максимум абитуриентов Александра Мишарина устраивает. Губернатор считает, что целесообразнее корректировать программы колледжей и ПТУ, а спрос на технические кадры с высшим образованием не позволит выпускникам вузов остаться без работы.
В прошлый раз вы отметили как важный проект Уральский федеральный университет. Он создан. Но позиция Минобрнауки достаточно жесткая: не будет выполнять планы — федеральный статус отберут.
— Жесткая позиция — это очень правильно. Если вуз позиционируется как поставщик специалистов, востребованных и в России, и за рубежом, требования к нему должны быть высочайшими.
Но не думаю, что это станет проблемой для УрФУ. По крайней мере, фонд «Сколково» уровень нашего вуза устроил. В этом году они подписали соглашение о сотрудничестве по нескольким проектам.
Однако УрФУ — не единственный вуз в стране, имеющий статус федерального. По-вашему, чем он может выделиться на фоне других, какие козыри у него есть?
— Козырь — ну, например, Высшая инженерная школа, которая появится в УрФУ. Она ориентирована на ведущих инженеров и технологов крупных предприятий (общее число слушателей — порядка тысячи), а преподавать будут именитые конструкторы и проектировщики — как российские, так и зарубежные. Такая школа — это резерв инженерных кадров, можно сказать, MBA для «технарей».
УрФУ взял на себя большие обязательства и по количеству студентов. Из-за демографической ямы в 2011 г. сюда поступило множество абитуриентов из соседних регионов. Это стратегия всех вузов — набрать студентов по максимуму. В итоге высшее образование будет у двух третей людей, рожденных в начале 90-х гг. Но уральским заводам не хватает специалистов не с высшим, а со средним специальным образованием. По выпускникам вузов, говорят промышленники, уже сейчас намечается перебор. Как разрешить эту дилемму?
— Я проблемы не вижу. Напротив, на Урале высок спрос на квалифицированных специалистов с высшим техническим образованием. Вплоть до того что некоторые предприятия вынуждены привлекать сотрудников из других регионов страны, как это сделала ВСМПО-АВИСМА. Или Первоуральский новотрубный завод под новое производство, уже названное «белой металлургией».
Вопрос здесь в другом — следует серьезно скорректировать образовательные программы в профильных вузах. Потому что порой выпускники не могут немедленно приступить к работе на предприятии, где стоит новейшее оборудование. Просто потому, что их не научили с ним обращаться. В профтехучилищах еще хуже — кое-где учебно-методическая база не обновлялась с середины прошлого века! Это недопустимо.
Как перестроить город
Выставка ЭКСПО-2020 способна изменить Екатеринбург до неузнаваемости, подчеркивает Александр Мишарин, перечисляя «ДК», что и где должно быть возведено до 2020 г. Крупных объектов столько, что есть риск возводить некоторые в большем цейтноте, чем тот, в который попали строители выставочника «Екатеринбург-ЭКСПО».
К «ИННОПРОМу-2011» в рекордные сроки возвели «Екатеринбург-ЭКСПО» — большой выставочный центр. Но выставка кончилась, и здание пустует. Чем вы собираетесь его загрузить?
— Для начала скажу, что строить комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО» было нужно. Сравним объемы: в деловой программе «ИННОПРОМа-2010» участвовало 500 человек. В этом году — 8,7 тыс. В 17 раз больше! А выставку за три дня посетило более 43 тыс. человек. В 2010 г. подписано 21 соглашение на сумму 43 млрд руб., а в 2011-м — 39 соглашений почти на 180 млрд. Это сумма, сравнимая с консолидированным бюджетом Свердловской области за год. И масштабы «ИННОПРОМа» будут расти, поэтому строительство надо завершить. Общий размер выставочных площадей, насколько я помню, должен составить около 125 тыс. кв. м.
«Екатеринбург-ЭКСПО» уже загружается. Буквально на днях здесь прошла межрегиональная агропромышленная выставка. Есть и еще несколько заявок на крупные мероприятия уже в этом году. Сегодня наша задача — найти экспоцентру грамотного оператора. Это важно в том числе и для загрузки выставочного центра. Причем мы хотим видеть компанию, имеющую опыт управления подобными объектами.
Бизнесмены уже предложили варианты: проводить в «Екатеринбург-ЭКСПО» международные автосалоны, устраивать концерты, разместить музей технологий и т. д. Вам лично какие идеи близки?
— Я думаю, кроме выставок новейших разработок, здесь могут проходить научные симпозиумы и международные конференции. Ведь это по-настоящему современная презентационная площадка.
Екатеринбург заявлен от России на ЭКСПО-2020. Не факт, что выставка пройдет именно у нас. Но сама заявка способна развить город. Так, Казань под Универсиаду-2013 получила огромный приток инвестиций — как из федерального бюджета, так и частных. А какого эффекта от подготовки к ЭКСПО ждать Екатеринбургу?
— Свердловской области необходим рывок в развитии, поэтому действовать нужно с размахом. Международная выставочная деятельность — один из инструментов для такого прорыва. Как и Универсиада в Казани, она может вывести регион на совершенно новый уровень. Екатеринбург уже принимал саммит Шанхайской организации сотрудничества, форум «Петербургский диалог» с участием Ангелы Меркель. Два года подряд проходит выставка «ИННОПРОМ».
Международные форумы позитивно влияют на инфраструктуру Екатеринбурга. Думаю, все жители это заметили. Но проведение ЭКСПО-2020 облик города преобразит полностью, в первую очередь — повысит комфортность жизни.
Заявке на ЭКСПО был посвящен недавний Дискуссионный клуб «ДК» (итоги на с. 80. — Прим. ред.). Его участники пришли к выводу: говорить о том, что и как строить в городе, рано — для начала придумать бы идею выставки. А у вас есть видение, каков объем строительства и других работ?
— Очевидно, что разместить Всемирную выставку на нынешних площадях невозможно. Как и обеспечить прием гостей на должном уровне. Ведь если Екатеринбург станет местом проведения ЭКСПО-2020, за год в нем побывает минимум 20 млн человек. Ежедневно выставку будут посещать от 100 до 200 тыс. гостей. Это — абсолютно другой уровень гостиничной инфраструктуры.
И совершенно новая схема транспортно-логистического обеспечения. Я говорю о комплексной программе: модернизации авиа-, железнодорожного и городского транспорта. Необходимо как минимум открыть третью взлетно-посадочную полосу в Кольцово, продлить ветку метро до аэропорта и наладить бесперебойное пассажирское сообщение между отдаленными районами города и центром (на периферии будут строиться новые гостиничные комплексы). Кроме того, высокоскоростная железнодорожная магистраль, связывающая Екатеринбург с Москвой, совершенно точно должна быть достроена. Как и ЕКАД. И многое другое. На эти цели требуются колоссальные деньги — и мы рассчитываем их привлечь, в том числе за счет иностранных инвесторов.
А вот местных застройщиков волнует, когда в области появится адекватный реальности земельный кадастр. Его разрабатывают с 2008 г. Будет ли обнародован итоговый документ?
— Наша задача — сделать единую систему учета и налогообложения земельных участков и зданий. Действительно, ее создание затянулось — по разным причинам. Но мы собираемся закончить эту работу в 2012 г. и действуем по трем направлениям. Во-первых, создается цифровая карта — основа госкадастра недвижимости. Во-вторых, в этом году началась инвентаризация архивов БТИ, в-третьих, МУГИСО обновляет результаты последней кадастровой оценки земель. Область вкладывает в эту программу почти 425 млн руб., из них 235 — в 2011 г.
Доступ к единому реестру недвижимости будет публичным — как и к кадастровой карте земель. Любой человек сможет в Интернете посмотреть данные по квартире или дому.
На безличных связях
Попасть в государственно-частное партнерство может предприниматель любого масштаба, уверяет свердловский губернатор: у области есть и маленькие, и большие проекты. Но ему хочется исключить влияние личных связей на совместные проекты.
Многое в России делается на основе государственно-частного партнерства. Яркие примеры в Екатеринбурге связаны с бизнесом ГК «Ренова» — аэропорт Кольцово, район Академический. Но не всегда ясно, на чем строится само это партнерство и как в него попасть не таким крупным компаниям.
— Такое партнерство — естественный способ решать экономические и социальные проблемы. Я стремлюсь к тому, чтобы взаимодействие власти и бизнеса основывалось не на личных связях и знакомствах. А на понятных обеим сторонам механизмах и постоянных правилах.
Здесь есть место для бизнеса любого масштаба, например, мы готовы поддержать развитие частных детских садов: это снимает проблему дефицита мест в садиках. Или — в нашей программе «Старшее поколение» региональный бюджет возьмет основную финансовую нагрузку на себя. На 2011-2013 гг. мы предусмотрели под эти цели более 1,5 млрд руб. Важно стимулировать волонтерское движение, участие добровольцев в социальной помощи пенсионерам и ветеранам. Конечно, предусматривается и участие частных фирм и компаний.
Полтора месяца назад назначен новый глава Екатеринбургской епархии, архиепископ Кирилл. На территории области появились и две новые епархии. Как вы оцениваете эти изменения?
— Как представитель светской власти, я считаю, что давать официальные оценки внутренним решениям РПЦ — некорректно. Но когда я встретился с архиепископом Кириллом, он произвел на меня хорошее впечатление. Я обратил внимание и на то, что по месту рождения он — коренной уралец. Надеюсь, вместе мы будем работать продуктивно. Как было и раньше.
Как новая концепция управления уральскими епархиями увязывается с вашими планами по развитию области?
— Разделение епархии на три части этим планам никак не противоречит. На мой взгляд.
Ну вот взять Верхотурье. Вы хотите, чтобы город стал туристическим центром области. Но это — задача светской власти. А какова роль Верхотурской и Екатеринбургской епархий — и кто из них тут главнее?
— Как раз Верхотурье прекрасно иллюстрирует мои слова: не только сам город, но и поселок Махнево, и село Меркушино, где жил святой праведный Симеон Верхотурский. Мы, светские власти, в этом году создали для их развития целевую программу «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала», о которой я уже упоминал. Бюджет области до 2015 г. выделит на это более 7,5 млрд руб.
Здесь не обойтись без участия обеих епархий: слишком масштабен проект, да и территория уникальна как раз потому, что связана с церковным наследием. Так, Свято-Троицкий храм Верхотурья в 1959 г. вошел в число наиболее ценных архитектурных памятников мира. Вполне естественно было включить в рабочую группу по «Духовному центру» представителей епархий. Верхотурью нужна туристическая инфраструктура, и новый облик города формируется с учетом предложений церкви. Но это не значит, что мы с архиепископами взяли и все решили на троих. В рабочей группе есть и бизнесмены. Хочется объединить самые разные общественные силы, чтобы создать уникальный для России туристический комплекс. Как я уже говорил, в обсуждении всех новых, важных для региона идей решено учитывать все мнения. Верхотурье — еще один пример.
Область немного опередила страну
Индекс промышленного производства (ИПП) в первом полугодии 2011 г. к аналогичному периоду 2010 г.
+110% |
изменение по Свердловской области |
+105,3% |
изменение среднероссийского уровня |
Источник: статистические данные.