Алексей Кулаков: Прозрачный мир
Алексей Кулаков, директор компании JetStyle Есть, точнее, было, у утопистов (и антиутопистов) такое мнение. Если бы человеческое общество было абсолютно прозрачным и ни один человек ничего
директор компании JetStyle
Есть, точнее, было, у утопистов (и антиутопистов) такое мнение. Если бы человеческое общество было абсолютно прозрачным и ни один человек ничего не мог бы скрыть от другого, то вот тогда-то и настало бы счастливое завтра/ужасный концлагерь. Так вот у нас у всех есть неплохие шансы на то, чтобы проверить, кто оказался прав — утописты или антиутописты. На собственной шкуре. Лет через 5–10.
Давайте я попробую предположить, что вам не надо объяснять суть понятия «социальные сети» и почему о них все говорят? Я практически уверен: каждый читатель этой статьи оказывался пользователем одной из нескольких самых популярных из них. Вам ведь присылали ссылки на «Одноклассники.ру», «В контакте» или там на «Мамбу»?
Ну да не важно.
В любом случае социальные сети сегодня —это что-то скорее развлекательное, чем важное, реально влияющее на нашу жизнь. Оставим за скобками айчар, решение разного рода матримониальных проблем и прочий виртуальный секс — прикладного смысла останется чуть. Но наши дети будут жить в мире, пронизанном этими самыми сетями сверху донизу. Весь.
Но прежде чем перейти к зарисовкам из серии «сон разума о будущем», я расскажу, почему это все почти неизбежно. Итак, предпосылки.
Во-первых, социальные сети становятся доминантной человеческих отношений. И тут я даже не столько об Интернете, сколько об «обычной жизни». Этот тезис можно долго и скучно доказывать, но вы это и сами знаете, если не из личной практики, то из книжек Сета Година и Нордстрема с Риддерстрале. Вызов обществу, приближающемуся к постиндустриальному барьеру, принципы партизанского маркетинга и все такое. Не буду повторяться.
Во-вторых, скоро слова «Интернет» и «социальная сеть» станут практически синонимами. Почему? Для начала, пользователям неудобно натыкаться на границу социальной сети в виде границы сайта. Кроме того, лидеры этого сегмента (Фейсбук, Майспейс, Гугл и т.д.) активно занимаются тем, что границу эту стирают.
В-третьих, очень и очень скоро мобильник окончательно превратится в микс платежного терминала и браузера. Осталось максимум четыре года. И, да, конечно, в мобильнике будет gps.
Ну и наконец, никуда не деться общественным отношениям от того, чтобы признать — «прайваси умерло» и теперь каждый имеет право знать про каждого если не все, то почти все. Да, это допущение. Но поскольку это уже практически произошло, я могу его себе позволить. Просто получение информации о ближнем своем требует некоторой технической смекалки, считается не вполне порядочными и наказуемо по закону. Но… все мы знаем, как и где взять (при желании) базы с номерами ГАИ, данными паспортов и частных телефонов для любого города. Каждая и любая база, которую кто-то собирает, рано или поздно становится достоянием общественности.
Да, на сегодня это незаконно и неэтично. Да, мы все интеллигентные люди и не пользуемся. Угу. Некоторые даже не соврали в этом месте. Но постольку, поскольку есть спрос, будет и предложение. И очень скоро на тех же файлопомойках, где сейчас валяются гаишные, телефонные и прочие окологосударственные базы, появятся базы с информацией маркетинговой. Той самой, которую клянутся не использовать в корыстных целях те же социальные сети и все другие хранилища информации. Так что общественное мнение лет десять еще прокочевряжится, а потом сдастся. И включит свершившийся факт в неписаные кодексы морали. Тайна личности умрет.
Что у нас получается? Человечество, объединенное сетью из сотовых телефонов, на которые окончательно перекочевало все, что сегодня есть в Интернете, окончательно превратилось в оцифрованную социальную сеть. Очень тесно связанную и очень «наглядную». Каждому очевидно, как, с кем и через кого он связан.
Не такая уж и любопытная картинка, казалось бы. А вот и нет. Есть тут любопытные моменты. Тот факт, что эти связи есть с вами всегда. Тот факт, что в каждый момент времени есть нечто (или некто), что способно зафиксировать и оценить каждый случившийся с вами кусочек жизни. Тот факт, что почти все микросделки оставляют «цифровой след»… И еще с десяток подобных маленьких кирпичиков приведут к тому, что любое ваше действие становится известным всем заинтересованным. Любое действие получит оценку. Любая оценка станет достоянием окружающих вас сообществ.
В результате «Репутация» из одной бизнес-метрики окончательно превратится в «наше все»: валюту, третью сигнальную систему, универсальный набор ценностей и смысл жизни. Всем окончательно станет очевидным, что вовсе не рынок внимания формирует информационное пространство. Что есть и здравствует рынок репутации (впрочем, это так уже сейчас). Что «большой брат» из «1984» — совершеннейшие пеленки и розовые сопли в сравнении с тотальным знанием всех о всех. И единственное, что позволяет спокойно жить в этом прозрачном мире, — это тотальный пофигизм. А что еще можно противопоставить миру, который все о тебе знает и для которого ты просто узел социальной сети?!