Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Алексей Тихомиров: Пришло время жить

Окончив академию гражданской авиации, полтора года работал диспетчером управления воздушным движением в аэропорту Уктус. Потом как исполнитель­организатор создал несколько предприятий. В 1992 году

Окончив академию гражданской авиации, полтора года работал диспетчером управления воздушным движением в аэропорту Уктус. Потом как исполнитель­организатор создал несколько предприятий. В 1992 году созрел для собственного бизнеса и занялся солнцезащитными системами. Сегодня он совладелец группы предприятий (четыре из них носят одно имя – «Арсенал­А»), занимающихся производством, торговлей, монтажом различных систем комфорта: от окон и жалюзи до вентилируемых фасадов.

Алексей Тихомиров
cовладелец компании «Арсенал­А»

Я вообще-то последние пять лет уже перерабатываю. Ко мне как-то пришел один финансовый поверенный и стал рассказывать о различных программах, обеспечивающих будущее. Предложил составить график (настолько простой!): человек рождается и идет, идет, идет, а потом все равно – яма, могила. Потом поверенный говорит: «Ты же не будешь все время прыгать на этих рабочих местах. Сколько тебе еще нужно времени, чтобы заработать на будущее?» И настолько он меня достал, что я ему отвечаю: «Да мне тридцати пяти лет вот так вот хватило!» Он: «Отлично! Значит, пришло время, когда, собственно говоря, надо жить. Время для того, чтобы использовать заработанные деньги».

Никогда бизнес не был для меня опиумом, который тянет на рабочее место, и ты готов забыть про все. Для меня работа – это деньги, интересные идеи и ответственность. Время от времени эти приоритеты менялись местами. Сначала я познал, что такое ответственность. Диспетчер управления воздушным движением – это человек, которому подчиняются все находящиеся с ним в радиотелефонной связи «земля – воздух». Его команды не обсуждаемы, даже если кому-то кажутся неправильными – на земле разберемся, так ли это. Вообще, должность диспетчера настолько ответственна, что, уходя на работу, вы можете вернуться домой через семь лет. До сих пор помню лекции по «руководящим документам»: положение, пример нарушения, ущерб и какой срок лишения свободы назначен. Практически в то же время я почувствовал вкус денег. График работы диспетчера таков, что серьезная нагрузка сочетается с продуманными интервалами отдыха. После суток работы у меня получалось два с половиной дня выходных, которые я как достаточно энергичный человек, безусловно, занимал: посвящал спорту и другим увлечениям. Благо средства позволяли. В то время уровень молодых специалистов был максимум 130 рублей, а у меня после всех вычетов оставалось 192–198 рублей, при этом мне казалось, что я могу зарабатывать и больше. Появились элементы товарищеского бизнеса, когда просто прикладывали руки к разбитым авто и восстанавливали их. Первые машины – для себя, потом – для продажи. И когда совсем уже стало хотеться жить широко – а в то время со всем спортом и графиком работы я в отпуск ездил семь-восемь раз в год, и это было нормально, – стал дополнительно еще работать. Устроился в отдел снабжения в центр НТТМ, объединивший энергичных комсомольцев. Потом меня понесло еще на большее: по ночам работал сторожем в детсаду и рядышком еще подрабатывал дворником.

При этом умудрялся ездить на спортивные сборы! Потом тренер предложил мне уйти в профессиональный спорт, но, когда я узнал, что зарплата будет 130 рублей, меня это предложение не окрылило. И я ушел из спорта совсем. Сейчас деньги для меня не столь важны. То есть, я знаю, что они есть, но сколько и где… Конечно, я не без интереса отношусь к любым справкам, сводам, порой копаюсь в бумагах больше, чем любой учредитель, но мне все равно, в каких суммах копаться, измеряются они тысячами либо миллионами, – главное, чтобы дебет с кредитом совпадал.

Азарт появляется не от размера кошелька. А когда ты можешь внедрить идею, которая людям еще вчера казалась неуместной и нереализуемой. Если люди тебя слушают, если они начинают думать, что вокруг совершенно нерядового решения можно построить интересный проект – вот где азарт. Помню, как мы под наставничеством старших товарищей в самом начале 90-х занялись созданием администрации, которая зарабатывала бы деньги для профессиональной команды по хоккею на траве (СКА – Екатеринбург). Сегодня это кажется весьма прозаичным, потому как сейчас даже молодежные команды могу покупать игроков за миллионы рублей, что редкий работодатель может себе позволить. Но тогда сама идея была в диковинку. Мы создали несколько предприятий, одно из которых я возглавил. А потом появилось желание сделать что-то новое уже самостоятельно. Как это часто бывает, в тот момент я встретил человека, с которым мы объединили свои идеи и заняли совершенно пустую нишу: производство и продажа жалюзи. Я редко пользуюсь интуицией, чаще – холодным расчетом. Продукт, конечно, для того времени достаточно экзотический. Но, с другой стороны, абсолютно понятный: тогда все массово обзаводились офисами, а жалюзи – самое простое решение для рабочего интерьера. (До сих пор с партнером удивляемся, почему первые конкуренты у нас появились только спустя года три.) А потом была работа, работа, работа… По 16 часов в сутки, от рассвета до заката гарантированно. На сегодняшний день бизнес для меня – это ответственность. Ответственность в трех ипостасях: как руководителя проектов, как учредителя и как члена совета директоров. Мне, например, больше нравится принимать участие в совете директоров, потому что там обсуждаются и принимаются идеи, которые, как правило, связаны с развитием, с будущим.  

Правила

Вечер и ночь
созданы для отдыха

С большим удовольствием время для себя отвожу в ранние часы, нежели поздним вечером. Могу встать в шесть и до девяти заниматься делами по дому, по даче, не слоняться, а именно заниматься. Я считаю, что вечер и ночь созданы для отдыха. Как говорил мой отец, ночью нормальные люди спят. У нас в офисе есть положение, разрешающее сотрудникам задерживаться после рабочего дня, правда, с определенным регламентом, чтобы они не сидели по ночам и не занимались непонятно чем. Сам я обычно прихожу на работу ближе к десяти и ухожу в восемь.

 

Из детства

 

Стал штурманом,  только на земле

Родители мне сразу сказали: «будь кем хочешь, только не инженером». Они оба инженеры-конструкторы и устали от состояния невостребованности – тогда был такой переизбыток специалистов этого профиля.
И помню, на тренировке старший товарищ по спортклассу (он собирался поступать в летное училище) объяснял мне: ну что такое спортсмены, инженеры, вот летчик – это да! И так это запало, что я после школы поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации. Но так получилось, что, выбрав специальность, до конца не понимал, кем буду. Она называлась «инженер УВД» (управление воздушным движением). Абитуриентам ведь не сообщали «ты будешь инженером на 130 рублей», а расписывали красиво «это самолеты – мечта любого мужчины». Так я и стал диспетчером.

 

Философия

 

Меня не распирает от статуса

 Я не так давно купил табличку «моя баня» и повесил ее на даче. А вот в бизнесе собственное «Я» или «МОЕ» никогда не выставляю. Если меня интересует идея, я к ней иду. В костюме, в сапогах – для меня это без разницы. Меня не распирает от статуса. Пожалуй, всего два раза реально почувствовал себя собственником компании. Первый – когда после дефолта 1998 года мы решили пойти на определенное отступление от партнерских обязательств, чтобы сохранить костяк сотрудников – лучшие головы и руки. Второй раз, когда лет пять назад возникли проблемы с выплатой кредитов. Мы, учредители, были поручителями и отвечали личной собственностью. Я понимал, что компания выберется, что банк интересуют не залоги, а живые деньги, но внутренне на какой-то момент вздрогнул.

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.